Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и СвятагоДуха!

Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днём, с днем памяти преподобной Марии Египетской!

Хотелось бы два слова сказать о преподобной Марии. Житие мы с вами её прослушали в среду. От себя лично могу сказать, что, сколько лет житие её слушаю, читаю, наизусть его практически знаю, но каждый раз оно потрясает. Просто поражаешься мужеству этой женщины, поражаешься вере её и решимости бросить свою прежнюю жизнь, начать жизнь совершенно другую. Ужасной жизнью она жила, 17 лет блудила, пьянствовала, и она сама говорит, что нет такого греха, именно в блуде и пьянстве, которого бы она не совершила. И мы видим, когда благодать Божия касается сердца человека, внезапно может, мгновенно перемениться человек до неузнаваемости, стать другим: прикосновение к сердцу человека – и человек уже другой. Тут же, развернувшись, -  в пустыню, оставив всю эту греховную жизнь. И всю последующую жизнь она ни одного человека и даже не только человека, но даже ни одного зверя за эти  47 лет пребывания в пустыне не видела. Абсолютная изоляция, абсолютное одиночество.

Это, конечно, нашему уму непостижимо, даже подумать об этом невозможно - как она это всё преодолела? Вот она рассказывает, как она это было. 17 лет блуда и пьянства – и 17 лет жесточайшей борьбы с этими страстями. Она говорит, как с дикими зверями она с ними билась: до изнеможения, до потери сознания. Она падала на землю обессиленная, и уже, думала, что сейчас и Богу душу отдаст, умрёт. Только молитва на устах, шепчет: «Пресвятая Богородица, не оставь меня». И покрывает её благодать, отступает демон. А потом снова и снова, и так 17 лет.

Вот для нас с вами, сколько здесь уроков можно в её житии почерпнуть. Прежде всего, мы должны понять, как опасен грех, как опасно ему поддаться, как опасно убедить себя в том, что грех – это ничего страшного, что можно потом в любой момент взять и бросить, взять и отказаться, изменить свою жизнь, перестать грешить. Это всё самообман. Мы видим, как она боролась: за год греха год подвига. Вот сколько лет грешит человек, потом столько лет будет избавляться от этого греха. Грех будет за ним идти по пятам неотступно, нападать на него постоянно, привлекать его опять к себе, пытаться поработить опять человека.

Видите, как грех жесток, как сложно это, как трудно. Но при всём при этом видим, что возможно избавиться от греха. Не своими силами, конечно. Здесь мы тоже должны понимать это. Человек, когда говорит, что «я завтра брошу», «да я с понедельника перестану курить», или пить, или ещё что-то. Вот эта самонадеянность, когда человек говорит, «я никогда больше в жизни этого не сделаю» - это и есть самая главная ошибка.  Потому что мы не можем Богу пообещать, что мы этого греха больше никогда не сделаем. Мы можем только Богу пообещать, что мы будем изо всех сил стараться не делать тот или иной грех. Будем стараться и бороться. И тут же добавлять: «Господи, а Ты мне помоги Своей благодатной силой! Без Тебя я не смогу».

Мария Египетская нам показала в этом пример. Всё, что она могла, делала, но не хватало сил, падала от бессилия, умирала уже. А грех её борол до тех пор, пока благодать не опустится на неё, и тогда она чувствовала покой и тишину в своей душе. И всё-таки победила. Оставшиеся 30 лет она жила в покое и мире. Уже, видимо, и еда ей не была нужна, по воде ходила, невесомая, во время молитвы поднималась над землей, как ангел. И во время последней встречи со старцем Зосимой она взяла после причащения только три зёрнышка бобовых кончиками пальцев. И то только после того, как он стал умолять ее что-нибудь съесть из того, что принес для нее. Взяла, чтобы его успокоить, скорее всего.

Святость именно в устремлении человека к Богу. Сама суть святости в стремлении избавиться от греха, не в каком-то конкретном результате! Мария не ждала, что её потом преподобной или святой будут называть. Она ушла в пустыню с одной только целью: она ушла в пустыню душу спасать, чтобы стать другим человеком.

Почему от нас тот или иной грех не отходит, почему мы от него не можем избавиться? Вот посмотрите, как Мария боролась с пьянством и с блудом в своей душе. Именно так: бескомпромиссно, это был бой не на жизнь, а на смерть! Она ушла в пустыню. Кто там её в этой пустыне держал? Она могла в любой момент встать и уйти домой. Не было же никаких заслонов, никаких заборов, никакой охраны. Она сама пошла туда. Но нет. Ей ведь говорили демоны: «Уйди отсюда. Там тебя ждут прекрасные юноши, мясо, вино, песни, пляски, наслаждения. Иди, живи, радуйся! Ты же здесь погибаешь». Но нет, не ушла. «Умру, но останусь здесь. До конца буду биться». И так 17 лет борьбы! А мы думаем, что раз в месяц пришел, покаялся и достаточно. Пришел, «ну, да, я согрешил». Как бы признал этот факт, а внутреннего осознания опасности положения, внутренней решимости никогда больше этого не делать нет.

Вот, признались, «грешу». Многие ещё говорят об этом в настоящем времени. Я всегда поправляю: давайте говорить о своих грехах на исповеди в прошедшем времени: «осуждал», «завидовал», «воровал», «пил», «сквернословил», потому что это было в прошлом. Мы же  теперь постараемся, чтобы больше в нашей жизни этого не было. Почему человек в настоящем времени об этом говорит? А это же, значит, что подсознательно, внутри себя он продолжает грешить: я сейчас грешу, сейчас осуждаю, сейчас завидую. Мы, может быть, даже этого не понимаем, не осознаем, когда об этом говорим в настоящем времени, но это так. Поэтому, когда мы идём на исповедь, для нас уже это всё должно быть в прошлом. Мы так должны об этом говорить: «осуждал», «завидовал», «воровал» - в прошлом. Смысл-то такой должен быть в нашей исповеди!

Когда нам тяжело, когда мы изнемогаем, когда мы падаем в борьбе с грехом, когда он от нас не отступает, не отходит, вот нам пример и назидание: пусть у нас икона Марии Египетской будет у всех дома. Особенно у тех, кому борьба с тем или иным грехом нелегко дается. Пусть это будет наш путеводный маяк. Она это сделала, она смогла. Женщина, слабая женщина, ушла в пустыню и прожила там всю свою жизнь. Неужели мы не сможем какой-то свой грех победить? Нам и никуда уходить не нужно. В себя только нужно уйти, как Патриарх сказал, в свою «внутреннюю пустыню». Мы должны в своей душе пустыню создать, то есть чтобы там никого не встречать: никаких грехов, никаких зверей страстных, которые бы нападали на нас и разрывали наше сердце. В этом смысле пустыня там должна быть. Тихое, спокойное место. Никаких зверей не впускать в свою пустыню, никаких греховных помыслов – в свою душу. Будем стремиться к этому и будем молиться о помощи Марии Египетской, её молитвами, надеюсь и знаю, Господь услышит нас! Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla