Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот уже и четвертая седмица Великого поста позади. Уже виднеется вдали и Благовещение, Вербное Воскресение. А там и Пасха Господня. Пора делать выводы, оценить пройденный путь. Но, к сожалению, далеко не у всех постовое время принесло обильные духовные плоды. А кто-то и не начинал трудиться вовсе. И невольно от этих мыслей можно впасть в уныние, и оставшиеся недели провести в ничегонеделании, в духовном опустошении. Зная это, Церковь, как заботливая мать, приходит нам на помощь и, укрепляя наши силы, вдохновляя на дальнейший труд, ставит на нашем пути Лествицу, возводящую на небо. Эту Лествицу построил для нас в 7-м веке преподобный Иоанн, игумен Синайской горы, которого Церковь теперь так и именует – Лествичником. Тридцать ступеней у этой Лествицы, каждая из которых знаменует собой определенную христианскую добродетель. И, восходя по этим ступеням от силы в силу, христианин совершенствуется духовно и становится, в конце концов, достойным вхождения в Царство Небесное.

Ступени эти высокие и сложные, и далеко не каждому под силу преодолеть их все. Мы видим на иконе, посвященной Иоанну Лествичнику, как даже с самых высоких ступеней падают вниз некоторые подвижники прямо в лапы демонам. Достигают же спасения самые мужественные и смиренные.

Святой Иоанн, глядя на нас с иконы, как бы поводит каждого к своему творению, к Лествице, и говорит нам: «Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, что не богословствовали, но за то, что не плакали о грехах своих…»

Преподобный Иоанн Лествичник имел этот дар слез. Он специально устроил себе неподалеку от монастыря, где он был игуменом, пещеру, на таком расстоянии, чтобы никто не слышал его рыданий. Он уходил туда по ночам, на несколько дней мог затворяться в этой пещере, чтобы плакать о своих грехах.

То есть плач о своих грехах – это дело сугубо индивидуальное. Так, чтобы никто никогда не видел и не слышал, плакали отшельники. Уходили в пустыню, затворялись в своих кельях, пещерах, гробах. Плач о грехах - это молитва к Богу от сердца. Это искреннее сожаление, искреннее сокрушение о сделанных грехах. Это жалость о своей погибающей душе, когда человек видит, что бессилен побороть тот или иной грех, и понимает, что происходит: он гибнет, этот грех влечет его в пропасть, но ничего не может с этим поделать, бессилен человек в борьбе с грехом, и от этого тоже могут слезы возникать. И такие слезы – многоценный бисер в очах Божиих. Именно они и приводят человека к первой ступени Лестницы, возводящей на небо!

Вот преподобный Иоанн Лествичник о плаче говорит именно как о сокрушении сердца. А как достичь такого состояния, чтобы слезы, как говорится, брызнули из глаз при рассмотрении своей собственной души? Ведь часто мы, расписываясь в своем бессилии, говорим себе и на исповеди духовнику что, вроде бы, всё понятно, всё понимаю, но грех этот сильнее меня, я ничего не могу с ним поделать. И вот вновь и вновь человек приходит с одним и тем же грехом на исповедь. А какая причина? А причина та, что, видимо, это чувство, осознание степени своего падения, опасности этого положения, что ещё миг - и ты уже в эту пропасть просто ринешься, и уже оттуда не будет возврата, пока что ещё на краю пропасти ты держишься, Господь тебя держит, но ведь может наступить такой момент, когда возврата уже не будет. Один раз уже упав в какой-то момент, ты безвозвратно упадешь в эту пропасть.

Праведный Иоанн Кронштадский об этом примерно так говорил, о людях, которые решаются вновь и вновь на тот же грех, он говорил: безумцы, Спаситель вынимает вас из пропасти, ставит вас на край этой пропасти, а вы, вместо того, чтобы без оглядки бежать от этого места своей возможной погибели, от которой вы только что были спасены, вновь разворачиваетесь и бросаетесь опять в эту пропасть. И сколько раз это будет продолжаться, сколько раз можно вытаскивать вас из этой пропасти? И праведный Иоанн Кронштадский заключает свою мысль словами: Господь, конечно, долготерпелив, но испытывать Его долготерпение -  безумие!

Вот, плач о своих грехах – тема сегодняшней недели и памяти преподобного Иоанна. Когда мы научимся с вами плакать о своих грехах? Наверное, тогда, когда раскаяние превратится не просто в перечисление свои грехов, а станет осознанием реальной опасности такого положения, и то, что это, действительно, может быть, последний раз ты упал в грех, а покаяться уже не будет возможности. Господь, может быть, в самый этот момент призовёт тебя. Как нам Господь говорит: «В чем застану, в том и судить буду». Представляете, как это звучит? «В чем застану, в том и судить буду»! То есть с этим всем ты предстанешь перед своим Создателем, и с этим всем ты пойдешь потом в вечность! И где ты там окажешься? Конечно, не там, где праведники.

Причиной слёз может быть нечто такое, что проникает до глубины нашего сердца, до глубины нашей души. Это как копье, которое пронзает тело человека и сердце, как что-то острое, на пределе того, что человек может вынести. Это может быть и радость, это может быть горе, это может быть стыд или страх, но это что-то очень-очень серьезное. Вот когда чувство достигает такого апогея, такого предела, как удар копьем в ребра, вот только тогда брызнут из глаз слезы. Значит, нам с вами нужно возгревать в себе чувство стыда за грех, чувство опасности, смотреть на свою душу, и воспринимать нынешнее состояние свое как состояние стоящего на краю пропасти человека, который как бы качается ветром: то ли упадет он в эту пропасть окончательно, то ли устоит.

Вот в Евангелии сегодня мы с вами слышали об исцелении Христом бесноватого мальчика. Много раз оно в течение года звучит. Что мы там видим с вами? Кого Господь начинает исцелять сначала? Приводит отец своего бесноватого мальчика, отрока, как там написано. И говорит Христу: «если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк.9:22). Это слова не веры, это слова сомнения. «Если что можешь … помоги», - говорит. И Господь начинает исцелять, но сначала не мальчика, а его самого, этого отца, исцелять его неверие, маловерие. Отец мальчика говорит: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет» (Мк.9:17-18). И вот Господь на его эти слова говорит: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк.9:19). Жестокие слова. Но здесь именно укорение не людей как таковых, не человечества вкупе, а самого вот этого маловерия. Господь о нём и говорит: «Сколько Я буду это терпеть? Сколько ещё нужно вам свидетельств, сколько нужно вам доказательств для того, чтобы вера ваша воскресла, стала крепкой, твердой, непоколебимой?

И говорит: «Приведите его ко Мне» (Мк.9:19). Подводят мальчика ко Христу, а бес, который в нем, при приближении ко Господу начинает мучить этого ребенка так, что тот падает на землю, извивается, корчится, пена течет изо рта, зубами скрежещет, кричит от боли. Не хочет бес приближаться ко Спасителю, знает, что его ждет. И вот, Господь должен тут же, как нам кажется, мгновенно бы помочь: видит же, как страдает человек. А Он медлит. Он начинает разговаривать с отцом. Ребенок корчится на земле, извивается от боли, кричит, а Он как будто не обращает внимания и говорит отцу, указывая на мальчика: «как давно это сделалось с ним?» (Мк.9:21). То есть, как долго он страдает? И отец Ему говорит: «с детства». Для чего этот вопрос был задан? Господь и так это знает. Он задал его отцу, чтобы отец понял, почувствовал в этот самый момент весь ужас такого положения: что ребенок-то твой мучается с самого детства, а веры до сих пор у тебя в сердце нет. И отец, глядя на страдания своего сына, вдруг понимает, как это всё страшно, и в нём загорается искорка надежды, веры. Мы видим, он искренне, честно всё говорит, говорит уже со слезами на глазах!

 Господь ему отвечает: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9:23). Господь ободряет его этими словами, говорит «всё возможно верующему». Слышите, как звучит? Всё возможно для верующего. Это Господь сказал. Он не может нам сказать неправду. Значит, действительно так. Но для верующего! И вот вопрос: какова вера? У каждого, конечно, она разная, сегодня мы с вами об этом уже говорили. Но вот отец этот искренне совершенно Господу отвечает, понимая, что Господь читает его сердце: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9:24).

Это очень хороший ответ. Нам всем пригодится в жизни ещё не раз. В самых трудных, сложных ситуациях жизненных, когда мы должны принять от Господа то, что отказывается принять наш разум, наше сердце, что-то случается в нашей жизни, или мы ждем от Господа какого-то чуда, и при этом одновременно сомневаемся, что можем его получить. «Верую, Господи! помоги моему неверию».

И  Господь ему, конечно, тут же протягивает руку помощи: исцеляет и его неверие, и спасает отрока. Он оборачивается к мальчику и обращается тут же к демону, который того мучает: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9:25). И бес выходит из мальчика. Тот, громко вскрикнув, потеряв на время сознание, остается недвижимым на земле лежать, и все подумали, что он умер – в таком  ужасном состоянии он был. Но Господь подходит к нему, берет его за руку, подымает, он приходит в себя, и все видят, что он уже здоров.

Какого момента ждал Христос в этой истории? Он ждал, когда чувство жалости, чувство любви отца к сыну достигнет своего критического значения: отец увидел, осознал трагическое состояние своего сына, почувствовал сам его боль и муки, и дерзновение в его сердце проснулось, он захотел, чтобы это чудо произошло. И как только он этого захотел, Господь это чудо подал. Тут ещё один можно пример привести, параллельный, созвучный этой истории. Все вы знаете из Ветхого Завета такого праведника по имени Лот, которого Господь вывел из Содома и Гоморры. И вот выходил Лот из города, выводя с собой свою жену и двух дочерей. Никто больше с ним не пошел, хотя он звал ещё женихов своих двух дочерей, но они не поверили в то, что сейчас этот город, в котором они прожили всю свою жизнь, цветущий, богатый, изобилующий всеми благами земли город, будет уничтожен в одну ночь, в одно мгновение ока. Не поверили, остались, а на  город обрушилась горящая сера, потоки, дождь огненный, и всё было сожжено огнем. Ну, за что Содом и Гоморра были сожжены, мы все с вами хорошо знаем.

Вот, сказано было Лоту и его семье: идите вперед и не оглядывайтесь назад. Почему так было сказано Господом? Это, конечно, тоже была проверка их веры. Поверили ли они тому, что впереди их ждет спасение, новая жизнь? Готовы ли они были в этот момент расстаться со своей прежней жизнью, без оглядки, безоговорочно, смотря только вперед? Всё, что было в прошлом, всё осталось позади. Идти и не оглядываться – это символично. Это не просто так – оглянуться на город. Оглянуться туда, назад – это значило сожалеть о том, что ты оттуда вышел. Это значило быть неуверенным в том, что впереди тебя ждет что-то хорошее. А, может быть, там, откуда мы вышли (если человек оглянулся, он допускает эту мысль), лучше, может быть, надо было остаться, может, ничего не будет, может быть, там было, всё-таки, лучше? А куда мы идём – неизвестно…

Сомнение - это что? Это отсутствие веры Богу, отсутствие доверия. И мы видим, Лот шел вперед, исполняя свято повеление не оглядываться, дочери тоже, а жена его оглянулась, оглянулась и мгновенно превратилась в соляной столп. Говорят, до сих пор этот столп стоит. Даже имени этой женщины Библия нам не сохранила. Мы знаем имена и Лота, и дочерей его, а вот имени жены нет. Это тоже показатель: Библия стирает из истории, из книги жизни, имена людей, которые недостойны этой жизни. Оглянулась назад. Так вот, часто так бывает и в нашей жизни с вами, можно видеть такое: человек, вроде, телом своим движется вперед, как вот Лот шел, а душа его, подобно жене Лотовой, оглядывается назад, в прежнюю жизнь. И сожалеет, может быть, или вспоминает, наслаждается грехами прошлой жизни. Или этот взгляд назад в прошлую жизнь – это неверие Богу, что там впереди будет что-то хорошее.

Недоверие Богу, маловерие. Вот почему жена Лота была в соляной столп превращена.

Когда мы с вами решились изменить свою жизнь, когда мы с вами решили отречься от всех грехов своей прежней жизни, это всё равно, что выйти из Содома и Гоморры, охваченных пламенем. И нужно в этот момент решимость иметь смотреть только вперед, идти за Господом, который ведет нас за Собой, ко спасению. Идти за Ним, не оглядываясь назад.

Почему возвращаются к нам наши грехи? Потому что мы оглядываемся назад, потому что мы возвращаемся, позволяем себе сами это сделать. Потому что мы услаждаемся этими грехами. В нас нет мужества, в нас нет решимости прекратить это всё.

Всё, мы пошли вперёд. Всё, что было, – это всё позади, всё там, в прошлом. Кто-то не может обиды простить очень долго потому, что ещё живет в этом прошлом, всё время оглядывается туда, в свое прошлое, живет этими обидами, живет желанием отомстить, или ещё какими-то греховными мыслями. Но всё это в прошлом! Не оглядываемся, идем вперед!

Даже здесь в храме это можно наблюдать: человек, вроде, телом стоит на молитве, а душа где-то блуждает, а сердце где-то гуляет, оглядывается по сторонам, или смотрит в ту жизнь, которая там за забором, в мирскую эту жизнь. То есть, постоянное раздвоение: тело в одном месте, душа в другом. Вот нам с вами, братья и сестры, нужно научиться из этих примеров мужеству, устремленности, решимости идти за Богом, идти за Ним вперед, не оглядываясь назад. Пусть как этот человек, приведший своего бесноватого сына ко Христу за исцелением, вот так и нам свою душу привести бы с собой к Богу, как тот человек своего сына привел. И Господь нас, наверное, тоже мог бы спросить, глядя на нашу израненную грехами душу: «Как давно это всё с тобой, как давно ты так болен этими грехами?» А мы бы, наверное, как этот отец, так же бы ответили: «с детства».

С детства! И, наконец, увидели бы и поняли бы, как же мы больны, и как это опасно. И вот тогда, наверное, только тогда бы слезы полились. Поэтому это чувство, вот этот плач о грехах, о котором нам сегодня говорит преподобный Иоанн, как урок, как пример, нам надо всегда держать в своем сердце. Потому что без этого плача мы двигаться вперед не сможем. Мы будем всё время топтаться на месте, мы будем ходить по кругу, повторять одно и то же, пока не пронзит наше сердце мысль, чувство ужаса и опасности, которая рядом с нами. Пока мы не поймем, что это, может быть, последний шанс нам Господь дал в нашей жизни, а мы не воспользовались им, оказались теми безумцами, о которых Иоанн Кронштадский говорил, что прыгают в пропасть вновь и вновь.

Уж нам тридцать ступеней Иоанновой Лествицы, возводящей на небо, вряд ли преодолеть. Но, подойдя к ней, хотя бы однажды, надо уцепиться за неё руками, стоять и держаться. Держаться изо всех сил, потому что с верхней ступени больно падать. Хотя бы на первую взобраться и держаться, стоять до последнего. И Господь нас с этой первой ступени заберёт: только за те усилия, которые мы прилагаем в своей жизни, за наше устремление к Нему. Да, падаем, да больно, да, страшно, но идти и не оглядываться назад. Вот это самое главное, чему нам надо с вами научиться. И Господь нас обязательно спасет, заберет с этой лестницы в Царство Свое. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla