Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Закончилась вторая неделя Великого поста, и в этот воскресный день, который именуется в Церкви «неделей», читается Евангелие об исцелении Христом Спасителем расслабленного человека в городе Капернаум.

История эта необычная. Необычная по поведению участников этой истории. Христос проповедует в одном из домов города. Народу собралось к Нему такое огромное количество, что не помещались люди уже в доме, и стоят многие во дворе дома и даже на улице. Все ждут от Христа чего-то необычного. Толпа, которая ходила за Ним, всегда ожидала от Него не только услышать для себя что-нибудь новое, удивительное, как говорили о Нём, что Он говорит так, как никогда никто из людей не говорил: Он говорит как имеющий власть. Но и ещё хотели что-то увидеть от Него, какое-то чудо: исцеление, воскрешение мертвеца или что-то ещё подобное.

Но, как правило,  толпа в своей массе всегда движется лишь праздным любопытством. Как и говорили в Римской империи, «хлеба и зрелищ». Ходили за Христом, но внутренне не менялись при этом. Это можно видеть и в сегодняшней евангельской истории. Четверо друзей приносят своего больного товарища на носилках, а товарищ их был расслабленным, то есть, парализован, не мог двинуть ни рукой, ни ногой. И вот четверо его друзей, умилосердившись над ним, надеясь тоже от Христа получить чудо, чтобы Господь исцелил их несчастного товарища, пришли к этому дому, зная, где Христос сейчас. Но, мы видим с вами, они не сумели пройти. Не сумели пройти за желаемым чудом исцеления, потому что толпа их не пускала. Каждый стоял на своем месте и, видимо, думал так: «Я имею право здесь стоять, какое мне дело до другого, ну и что, что больной? Мне тоже хочется посмотреть». Это первое, что удивляет в этой истории – равнодушие толпы.

Но эти четверо друзей, как мы видим с вами, не остановились. Эта неудача их не развернула, не повергла их в уныние. Они делают больше, чем можно было бы себе представить. Они забираются на кровлю того дома, где находится Иисус, разбирают эту крышу, достают откуда-то верёвки, и на верёвках носилки со своим больным товарищем опускают прямо через крышу в ту комнату, где находится Христос прямо к Его ногам. И Господь, видя веру этих людей, исцеляет их товарища.

Здесь очередное нам с вами назидание. Что такое вера, какой она должна быть? Можно говорить об этом много слов, класть много поклонов за кого-то или за себя, проявляя как бы веру, проявляя определенное усердие. Но вот мы сталкиваемся с каким-либо препятствием на пути, или не получаем просимого тогда, когда нам с вами этого бы хотелось: молимся, молимся, а результата нет, и человек махнет рукой и скажет «бесполезно», и начинает искать другие пути. А какие могут быть другие пути в решении того или иного вопроса? Идут к каким-нибудь экстрасенсам, бабкам, колдунам – там быстро можно получить, и ничего при этом от себя лично не нужно, только деньги заплати, а что потом будет, он, конечно, об этом не думает, какие будут последствия для него, для того, за кого он это делает, просит. Или по-другому может быть. Какие-то препятствия в виде недостатка времени, усталости, надоело, и так далее. Любое препятствие, которое возникает, и человек бросает свою молитву. Вот такая вера…

Но здесь мы видим с вами настоящую веру, которая не на словах, но которая на деле была проявлена. Эти четверо товарищей решили во что бы то ни стало достучаться, добиться желаемого, упросить, умолить Господа сделать всё, что можно и даже больше того.  До последнего боролись за своего друга. Ведь тоже могли увидеть эту непроходимую стену людей равнодушную, развернуться, сказать своему другу, лежащему на носилках: ну, извини, брат, видишь, никак не получается пройти, всё, что могли, мы для тебя сделали. И понесли бы его обратно. В общем-то, и осудить их было бы не за что. Действительно, сделали, что могли. Но они сделали больше. Они забрались на крышу, они сделали что-то из ряда вон выходящее. Для нас с вами это тоже может быть уроком. Когда мы хотим, чтобы Господь нас услышал, мы не должны удовольствоваться обычными правилами, которые можем услышать где-то от кого-то как совет: помолись там столько-то, сделай столько-то поклонов, и определенное количество поклонов называется, или подай записки в определенное количество храмов и монастырей, как будто имеет значение - подашь ты на один храм меньше или больше и что, не сработает? Вот какая-то магия в этих действиях уже наблюдается: сотвори определенное количество работы и получишь просимое. Как это похоже на магию! Заклинание прочитал – получил.

Разве в духовной жизни так бывает? Ведь Господь смотрит не на то, сколько мы поклонов положили с вами или сколько молитв прочитали. Он смотрит на то, что в нашем сердце в этот момент происходит. Можно и немного молитв произнести, но так это сделать, от сердца чтобы каждое слово было. Тогда не надо никаких тысяч поклонов или сотен молитв. Всё это средство только для того, чтобы привести своё сердце, свою душу в определенное состояние, чтобы вот этот крик нашей души был слышен, чтобы он не гас, не исчезал в потоке наших мыслей, наших каких-то страстей, наших желаний и так далее. Часто ведь бывает так, что человек просит, и просит, чтобы немедленно это получить. Он ведь просит и ждет, что вот прямо сейчас он получит то, что просит. А что это, как не слепая гордыня человеческая? Как капризный ребенок: дай мне, Господи, сейчас, немедленно. Забывая о том, что мы только просим, мы не имеем права требовать у Господа. Тем более чуда.

И вот тут друзья проявили такую горячую веру, потому что любили своего товарища. Это вот именно любовь, проявление её здесь. И Господь их услышал: видя веру их, исцеляет их друга. Друг-то ведь ничего не мог сделать. Он даже и рукой, и головой не мог пошевелить, сказать что-то или попросить о чем-то. Но тут, получается, ничего не надо просить, он даже слова не сказал, а получил. Почему? А потому что тоже, видимо, в сердце-то своем молился, в мыслях-то своих просил Господа, ничего он не мог сделать, он был бессилен. Сердце только его просило, и Господь услышал его сердце. И поэтому он получает просимое, но по вере своей и друзей.

Как, оказывается, нам с вами важно помнить о том, что наша молитва, наши усилия, которые мы прилагаем, никогда не будут бесследны, не исчезнут. Обязательно на них Господь откликнется, только нужно уметь ждать. Как святые старцы говорят: Господь всё вовремя делает. Только нам надо это научиться понимать и ждать, и всё придет вовремя, тогда, когда должно прийти. Но не тогда, когда нам хочется!

Но мы посмотрим, братья и сестры, дальше. А как Господь исцеляет больного? Разве друзья просили, чтобы Он простил ему грехи? Они же принесли его с другой целью: чтобы Господь вылечил его, чтобы больной встал и пошел. А Господь-то ведь ему говорит при этом: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Посмотрите, они просят одно, а  Господь делает другое, на первый взгляд. Но для нас это тоже повод к размышлению: что должно вначале произойти с человеком, чтобы получить что-то просимое? Не только тут речь идет о болезни тела, это могут быть и какие-то проблемы житейские, на работе, в семье. Но вначале всё начинается с сердца, потому что неразрывно связаны душа и тело в человеке. И если мы носим в себе какое-то нераскаянное зло, оно, безусловно, продолжает жить в нас, в нашем существе, разрушать нас изнутри. И только лишь раскаянный грех перестает влиять на нашу жизнь. А если эти грехи нераскаянные, то это живое зло, как вирус или как раковая опухоль, которая растет и пожирает человека: сначала душа его, а потом и тело начинают болеть.

Господь об этом знает и подает исцеление прямо, можно сказать, в сердцевину: он избавляет человека от причины его болезни. Он говорит: «прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5). Он исцеляет его, как и просили друзья, но исцеляет сначала внутренне, духовно, освобождая его, видимо, от того зла, которое он носил в себе, показывая нам при этом с вами, что грех обязательно повлечет за собой последствия. Таких много в Евангелии мы можем примеров найти: скорченная женщина, например, которая восемнадцать лет страдала, и Господь её исцелил, спас так же («связал, - говорит, - её сатана», - ответил Он на вопрос, почему она болеет). Так вот, Христос исцеляет этого больного, освобождая его, прежде всего, от его собственных грехов.

Те, которые всегда ходили за Христом, эти законоучители и вожди народа еврейского, которые ненавидели Христа, завидовали Ему – не все, конечно! – но вот была такая группа фарисеев, которые поставили себе задачей избавиться от Него, от Спасителя. Вот они ходили, чтобы уловить Его в каком-то слове или в деле, в нарушении закона, обвинить Его в этом и избавиться. И вот они смотрят на то, что Он делает, слышат, что Он говорит, а говорит Он именно о том, что «прощаются тебе твои грехи», и думают в своем сердце: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2:7). Господь, оборачиваясь к ним, читая их мысли, говорит: «для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк.2:8-9). То есть, исцелить духовно легче или исцелить физически? Но это два равнозначных вопроса, равнозначных действия: и то, и другое для простого человека невозможны, а для Бога всё возможно. И поэтому фарисеи, видя это, понимая это, должны были сделать для себя вывод, понять, Кто перед ними стоит. Но не могли.

Не могли, потому что если бы они признали это, вся их жизнь пошла бы крахом, им всё нужно было бы поменять в своей жизни, и, прежде всего, признаться в своих преступных замыслах, чего они, конечно, не могли сделать. И вот они просто молчат в ответ, потому что нечего сказать. И Господь, глядя на них с укором, сказал: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк.2:10-11). И больной тут же встаёт, берёт постель свою, носилки, и идёт перед всеми, и люди в изумлении восклицают: «никогда ничего такого мы не видали» (Мк.2:12). Не видали того, чтобы расслабленный, то есть парализованный человек, который до того долгое время был в таком состоянии, что у него уже и мышц-то не осталось, встал и пошел. Процесс реабилитации в обычной жизни должен длиться неделями и месяцами, чтобы человек хотя бы рукой смог бы пошевелить, а здесь он просто встает и идет, как будто никогда и не болел, не был парализован. То есть явное чудо происходит.

Здесь мы видим с вами, Господь впрямую сказал фарисеям, Кто Он есть, потому что Он о Себе сказал, что Он имеет такую власть прощать грехи. Казалось бы, впрямую было сказано: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк.2:10). Он о Себе это говорит. Значит, Кто Он? Они должны были это понять. Тем более Он тут же совершает ещё одно чудо: исцеляет этого человека уже физически, от болезни. Двойное чудо совершил: духовное и физическое. И вот все в восторге.

Почему фарисеи Ему не верили? Зачастую и в нашей жизни сегодня мы такое видим: не может человек поверить в чудо. Явное, которое на его глазах совершилось только что. Начинает искать какие-то причины, естественные, или просто говорит, повезло.  Делает всё, чтобы только не признать, что случилось чудо. Почему? Потому что сердце наше быстрее готово принять Бога. Человек так устроен: на эмоциональном уровне он к Богу быстрее приходит, интуицией что ли, скажем так, духом своим, чувством, где истина и правда. А разум так устроен, что он цепляется за всё земное, не может оторваться от земного, потому что ему привычней так: рассуждать категориями, в которых он вырос, а чудо – это нарушение всех естественных законов. И для того, чтобы разуму это принять, нужно, действительно, совершить подвиг веры, оторваться от земного, решимость такую проявить, как Петр проявил, когда из лодки вышел в шторм, встал на воду и отпустил лодку руками. Вот примерно такое же должно быть действие разума, когда человек видит чудо и не может его признать, потому что боится. А боится потому, что если признает чудо, всё кардинально в его жизни должно измениться. Он должен дальше логически прийти к признанию существования Бога, вечной жизни нашей души, а значит обязательно выполнять заповеди, которые Господь нам дал. И вот здесь самое, наверное, трудное для многих, вот это для них камень преткновения – жить по заповедям, бороться с грехом, не грешить. Вот это самое, наверное, трудное, то, что останавливает человека. Он подспудно, может быть, даже не осознавая того, отказывается принимать то или иное чудо, отказывается верить, подсознательно чувствуя, что тогда ему придется поменять всю свою жизнь, а он к этому не готов в данный момент. Поэтому он отрицает, отвергает всё, что видит, даже если глаза его это видят, как говорится, видят и не видят при этом. «Имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат», - как Господь говорил о таких людях.

Вот, братья и сестры, эта история об исцелении расслабленного в Капернауме. Четверо друзей совершили подвиг веры, подвиг любви. По их вере, по их усилиям Господь дает желанное исцеление больному. Равнодушная толпа, которая стоит стеной, не пропускает их. Богохульство фарисеев, которое заключалось, прежде всего, в нежелании изменить свою жизнь. И всё это образы из нашей с вами современной жизни. Всё это можно увидеть в себе и вокруг себя. Уходя сегодня из храма, будем об этом размышлять и будем сравнивать поведение тех людей, участников этой истории, примерять, применять это всё к себе и спрашивать самих себя: что мы из этого сегодня вынесли? Сумели мы услышать, сумели мы увидеть то, что Господь хотел нам показать, что хотел Он нам с вами сегодня рассказать?

Очень важно, что это Евангелие читается именно на второй неделе поста. Две недели поста позади: у кого-то силы уже на исходе, а до Пасхи ещё далеко, и начинаются колебания, начинаются маловерие и желание где-то поблажку себе дать. И эта история исцеления расслабленного человека, такое бескомпромиссное желание достичь желаемого спасения, должна нас с вами укреплять и управить на нашем духовном пути. Будем брать пример с этих четверых друзей, и милость Божия неизбежно коснется и нас с вами и тех, за кого мы молимся, кому желаем спасения. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla