Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше». Трогательная стихира, которая звучала вчера на вечернем богослужении, и сегодняшний воскресный день именуется «Воспоминание изгнания Адама из рая». Последний воскресный день на самом пороге уже Великого строгого поста. Сегодня этот день ещё «прощеным воскресением» именуется, и вечером будем с вами совершать чин прощения. Но сейчас во время Божественной литургии, и по совершении её предлагает нам Церковь вспомнить именно первочеловека, не рожденного от жены, а сотворенного Господом нашим. Его преступление и страшную трагедию, которая произошла сразу после грехопадения, катастрофу вселенского масштаба, когда всё мироздание перевернулось, весь мир был искалечен, исковеркан, грех проник в этот мир, а вместе с грехом смерть. И предназначение человека, такое высокое первоначально, теперь свелось к жалкому существованию, к борьбе за выживание на земле, которая перестала давать ему то, что давала раньше, и человек вынужден был в поте лица своего добывать себе хлеб.

Сидел Адам напротив рая и оплакивал свой грех. В чем этот грех заключался, братья и сестры? Не в том, что он съел запретный плод – это был уже результат греха. А сам грех Адама и Евы, жены его, заключался в том, что они поверили дьяволу. Они поверили дьяволу в том, что Бог их не любит, в том, что Бог их боится, что Бог может обмануть. Когда дьявол в образе змия разговаривал с Евой, он ведь спросил её: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:1-3). Ева поверила ему и попробовала этот плод, и мужу дала, как пишет бытописатель, и он ел.

Недоверие к Богу, нелюбовь к Богу, а результатом этого грехопадения стало то, что теперь люди Бога уже не любили, а боялись… Боялись, и друг друга уже стали бояться, увидели свою наготу, и побежали себе шить одежды из листьев смоковницы (опоясания) – прикрывать свой срам, а до этого не видели своей наготы. Не замечали её, потому что, по словам святых отцов наших, наготу эту прикрывала благодать Божия, они были одеты светом сияющей благодатной славы Божией, как одеждой, поэтому и не замечали своей наготы. А как согрешили, благодать отошла: они увидели свою наготу, увидели, кто они есть, они увидели свою природу, и им стало стыдно. Они стали друг другу чужими людьми. То единство, которое было задумано Творцом в человеке, когда Он из ребра Адама сотворил ему помощника, соответственного ему, то есть, восполняющего его, так, чтобы они составляли единое совершенное целое: муж и жена, единая плоть, как пишет Писание. Вот это единство было разрушено, расколото, и единство превратилось в два самостоятельных существа, которые уже с недоверием относились друг к другу, воспринимали друг друга как что-то инородное, как другое, чужое, потому и стыдились. Сам себя человек не стыдится. Но они стали стыдиться друг друга, больше ведь не было людей на земле, они были одни.

Они сшили себе опоясания, чем и выдали свой грех. Господь сказал: «кто сказал тебе, что ты наг?» (Быт.3:11), когда стал говорить с Адамом, призывая его к Себе, давая ему ещё шанс на покаяние. «Где ты, Адам?» - спрашивает Бог. Он идёт и делает вид, что ищет их в райском саду. «Где ты, Адам?» - восклицает Он, давая Адаму ещё шанс всё исправить, выйти, покаяться. Но нет. Страх, отчуждение, уже некоторое озлобление, закоснение в грехе. Прячутся они, не выходят. И подходит Господь Сам к Адаму и говорит: «Зачем ты сшил себе эту одежду?» - «Я наг». «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт.3:11). И выясняется всё это грехопадение от начала до конца, последовательная цепочка греха.

Вот ещё здесь можно было всё исправить! Сказал бы, покаялся бы Адам, Господь бы простил. Нет, начинается самооправдание. «Это не я», - говорит Адам. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Та жена, которую Ты мне дал - я Тебя не просил. Здесь уже вызов, здесь уже ропот на Бога и дерзость. А жена продолжает эту же линию самооправдания и говорит: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт.3:13). Змей дал: тоже огораживает себя, не признает себя виновной. И Господь видя, что исправление уже невозможно, что уже совершилось падение, выносит Свой приговор, согласно которому всё человечество было обречено на такое жалкое существование в рабстве у дьявола, потому что дьявол захватил власть в этом мире, и теперь его называют князем этого мира, богом с маленькой буквы, то есть, идолом. И даже в Священном Писании мы с вами такие слова встречаем. По закону, потому что человек сам эту власть, Богом ему дарованную, добровольно отдал дьяволу, подчинился его воле, презрев волю Бога.

Вот так, братья и сестры, совершилось это трагическое событие, и Адам с Евой были изгнаны из рая. Жили они после этого ещё, конечно же, очень долго: Библия говорит нам – 930 лет. Но если человек был задуман как бессмертное существо, девятьсот лет ничего не значит. И до самого потопа люди жили так долго. Уже после потопа таких долгожителей не осталось, люди стали жить гораздо меньше. Потом повелось, как у царя и псалмопевца Давида пишется, «жив человек семьдесят лет, аще же в силах восемьдесят лет» (Пс.89:10). Так и мы с вами сейчас в этой продолжительности жизни пребываем.

Адам поселился напротив рая, говорит нам церковное предание, он никуда не ушел. У входа в рай встал херувим с пламенным вращающимся мечом, так, чтобы не допустить больше никого к древу жизни, чтобы пресекалась жизнь человека, чтобы он не превратился в воплощенного дьявола, нося в себе эту ядовитую заразу греха. Чтобы покаянием со слезами вымывал бы из себя этот яд, очищался бы и ждал того момента спасительного, того долгожданного мига спасения, которое было обещано Творцом уже в раю. Согрешившим только что первым людям Господь сказал: наступит тот момент, когда «семя жены сотрет главу змия» (см. Быт.3:15). Здесь под змием, конечно же, подразумевается вечный враг – диавол. «Семя жены сотрет главу змия», и мы знаем, что это случилось. Семя жены - Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш, рожденный и зачатый не от семени мужского, но зачатый Духом Святым, рожденный Девой Марией, совершил этот искупительный для нас с вами подвиг.

Вот Адам. Конечно, слушая эту историю, невозможно не горевать вместе с ним. У нас ни секунды не должно в сердце возникнуть никакого осуждения или пренебрежения, недовольства его поступком – это было всё заранее известно, Господь знал, что так будет. И вся история человеческого рода перед Ним от самого начала до самого конца как открытая книга, как лист бумаги. Господь, Который существует вне времени, Который не зависит от этой категории бытия, Он знает всю историю человечества с начала и до самого конца, и знал, конечно, что так случится, что человек не устоит в искушении.

И вот мы сегодня вспоминаем Адама, его изгнание из рая, первочеловека, не рожденного, а сотворенного Господом нашим. Он согрешил, да. Он жил потом девятьсот с лишним лет, но согрешил он в своей жизни единожды, а всю последующую жизнь он плакал. Он жил эти 930 лет, и жизнь его эта после рая, по сравнению с той жизнью, которой он наслаждался в райском саду, была сплошным строжайшим постом, тяжелейшим трудом, борьбой за жизнь. Сколько горя, сколько лишений видел он, испытал в своей жизни. Сплошной строгий пост девятьсот с лишним лет! И надежда покаяния непрерывная, надежда на прощение и на спасение своей души. И за всю эту долгую жизнь, за этот подвиг последующей своей жизни он был удостоен того, чтобы видеть, как мы видим на иконе, Воскресения Господа нашего, когда Спаситель наш разрушил врата ада, стоя на них, как мы видим, своими ногами, и подает руку Адаму, выводит его из ада, выводит его из того места, где он пребывал, ожидая своего спасения. И вместе с Адамом выводит всех праведников Ветхого Завета. Господь ведь тоже там побывал - в аду. После того, как Его распяли и Он на кресте умер, Тело Его пречистое лежало во гробе, а душой Своей, Божеством Он сошел во ад - туда, куда прежде Него сошел слуга Его и соработник в деле спасения рода человеческого Иоанн Предтеча, и там проповедовал о Царстве Небесном, и всех праведников, которые ждали этого момента спасительного, вывел с Собою и вселил их в селениях праведных.

Так вот, братья и сестры, Адам вспоминается Церковью накануне Великого поста, и это не случайно. Потому что Адам должен быть для нас с вами примером. Мы все с вами грешники. Но Адам один раз в жизни согрешил, потом 900 лет каялся, а мы с вами грешим ежедневно, и позволяем себе и тяжкие грехи, а потом приходим в Церковь в надежде на то, что нас простят и помилуют, и сразу себе оправдание заранее придумываем, и не умеем ненавидеть грех, не научились до сих пор, раз повторяем его вновь и вновь. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не возненавидим грех как таковой – в себе, внутри себя, и себя с этим грехом, когда мы грешим, или в тот момент, когда мы хотим это сделать. Мы себя в этот момент должны ненавидеть за то, что мы решились на это, и чего мы с вами можем лишиться при этом, как лишился Адам. Ведь он не понимал, что будет потом, и что такое древо познания добра и зла. Неужели мы можем с вами предположить, что первочеловек не понимал и не различал, что такое добро и что такое зло? Конечно, различал, понимал: он был совершенным существом, он знал намного больше, чем любой современный человек и вообще всё человечество вместе взятое. Знал, потому что это знание было вложено в него Творцом изначально.

Но он одного не знал: он не знал последствий зла, последствий греха, что будет потом, если ты это сделаешь. Он знал, что существует зло, но как оно действует, и каковы его последствия, он не знал. И потому лишился самого дорогого за минутное увлечение плоти, взял этот плод откусил – и катастрофа, и вся жизнь пошла по другому пути. Так разве в нашей жизни не то же самое происходит? Ведь любой грех, который мы с вами себе позволяем, доставляет нам какое-то минутное удовольствие, а потом что происходит? Ведь в эту самую минуту мы подписываем сами себе приговор. А если через минуту нас не станет, и мы с этим грехом предстанем перед Творцом? Вот что будет самое страшное. Потому что уже ничего невозможно будет исправить.

Человечество ждало тысячи лет того времени, когда наступил этот спасительный миг, когда Сын Божий пришел на землю освобождать людей Своих от рабства дьяволу. Мы с вами сколько будем ждать в своей собственной жизни? Мы позволяем себе грешить, оправдываем свои грехи, не стремимся бороться с ними, жалеем себя, оставляем каждый раз в своем сердце лазейку, щелочку небольшую, дверь до конца не закрываем в своем сердце. А дьявол, как хитрый змей, так и продолжает вползать в эту щелочку, и жалит и жалит наше сердце вновь и вновь, наполняя нас смертельным ядом.

Поэтому Адам для нас пример. Один грех – и потом 900 лет покаяния! Пост впереди, и опять Адам, как пример. Вся его жизнь была пост. А некоторые христиане сейчас при приближении поста трепещут уже заранее, унывают, начинают роптать, не желают даже думать о том, что пост приближается, не хочется. Не хочется, потому что надо себя ограничивать, надо работать над собой, бороться с собой, лишать себя чего-то привычного, и многое-многое можно услышать в оправдание того, что человек не постится. А причина одна – это саможаление, это эгоизм, самолюбие.

А ведь пост задуман так, что он должен приносить радость человеку в сердце. Люди со светлым лицом входят в пост всегда, как воины шли в бой, надевая на себя чистую одежду. Они умывались, брились, готовились, потому что не знали, вернутся ли они из боя живыми или нет? И христиане, когда вступают на этот путь, как воины вступают в бой, но они идут со светлым лицом, потому что этот путь спасителен. И если на этом пути тебя Господь призовет, то ты не посрамишься никогда. А вот когда в момент греха Он призовёт, тебе нечем будет оправдаться. Вот, что страшно. И каждый раз нам пост дается, братья и сестры, как некий шанс, как возможность что-то ещё сделать в своей жизни, исправить себя, что-то изменить в себе, стать другими людьми – вот зачем пост. А ограничения какие-то в пище, ещё в чем-то другом – это всё временно. Ну, пройдет несколько недель и опять всё будет можно, и мы об этом тоже не должны забывать, мы должны понимать, что это не навсегда, что всего лишь на время, кончится пост.

Я всегда вспоминаю такое подходящее к этому сравнение: пост, как некий поезд, который идёт через различные города, люди входят в этот поезд, потом выходят на своих станциях. Вот так вот и мы вошли в этот поезд, попали в некий другой мир, в другое измерение, а потом выходим оттуда, когда пост заканчивается, и встреча с ним только через год. И остались мы, а поезд ушел. И все наши возможности, которые были, пока мы были в этом поезде, ушли вместе с этим поездом, нам опять нужно ждать следующего времени поста. Но если только так рассуждать, можно и до уныния дойти, что целый год ещё ждать. А зачем нам ждать? Мы ведь можем работать над своими грехами, над своей душой ежедневно – кто нам не дает? Зачем нам ждать особого времени, чтобы бороться со своими грехами? Нам наша жизнь, собственно, и дана для этого.  Все это так, конечно. Но пост – это особое время. Это время особой работы над собой.

Адам вспоминается Церковью в этот день, напоминая нам о посте, напоминая нам о силе покаяния, напоминая нам о том, что, даже согрешив, человек не должен впадать в уныние, в ропот, в озлобление, не должен самооправдываться или валить вину на другого, как мы это видели в беседе у Господа с перволюдьми. Это всё нам примеры. Грех ведь точно по такому сценарию до сих пор поселяется в нашем сердце, и дьявол работает с нами, как он когда-то работал с первыми людьми в раю. Но этот опыт нам дан не напрасно: будем помнить и использовать этот опыт борьбы с грехом уже в нашей собственной жизни, так, чтобы не впасть в тяжкое прегрешение, и Господь нас обязательно помилует и спасет. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla