Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз?»

На вечернем богослужении пелась эта молитва, братья и сестры, в преддверии недели, которая именуется мясопустной, и заканчивает собою обычное течение жизни в Церкви христианской. Сегодня заговенье на мясо, с завтрашнего дня уже начинается масленичная или сырная седмица. И вот в этот воскресный день Церковь предлагает нам вспомнить о Страшном Суде. Так неделя эта и именуется – Неделя о Страшном Суде.

Мы слышали с вами сегодня евангельское чтение на литургии об этом. Это, конечно, не может не поражать воображение человека. Только представить себе этот миг, когда все мертвые воскреснут и предстанут перед своим Создателем на последний, а поэтому Страшный Суд. Он и именуется «страшный», потому что будет окончательное определение, которое вынесет Господь, поставив одних справа от Себя, то есть одесную, а других слева, то есть ошуюю, разделив, как пастух отделяет овец от козлищ, так и Господь отделит праведников от грешников. А, вернее всего, они сами себя разделят: всё это будет уже предрешено в сознании каждого человека, потому что, как мы читаем в Откровении Иоанна Богослова, люди будут идти на этот Суд, а у них на челе, то есть на их лице будут все их грехи написаны. Каждого будет обличать его собственный судия, его личная совесть. И не будет такого, чтобы Господь кого-то не пустил в Царство Небесное - грехи не пустят, прежде всего. Потому что лишь только приближение к святыне грешника мучает и опаляет его своей святостью. В народе недаром есть такая пословица: рад бы в рай, да грехи не пускают.

Вот этот груз, который человек несет с собой по жизни, становится вечным и будет с человеком потом навсегда: то, что человек успеет приобрести в этой жизни – либо добродетели, либо грехи и беззакония. И как только наступает миг перехода человека в вечность, освобождается душа от тела, переселяется в иной мир, туда, где не существует времени как категории бытия: единый миг, как бы застывший, время остановившееся, всё, что человек успел накопить в своей душе, к чему сердце его стремилось в течение земной жизни – это и будет определением его в вечности. Там он и будет, куда он стремился здесь. Если к добру стремился, - да, падал, грешил, но боролся, не соглашался, всегда двигался в сторону добра, - вот этот вектор его устремления приобретет бесконечное значение после смерти.

Так же, как и у грешника, но в обратном направлении: стремился ко греху, не мог с ним бороться или не хотел, жил с грехом, свыкся с ним, привык к нему, стало для него это привычной средой обитания – греховность, или зло, там он и окажется. Сами люди разделятся и станут от своего Создателя по правую или по левую сторону.

Страшный Суд…

А ведь многим кажется: ну, ведь это будет когда-то там, ещё, может быть, мы и не доживем до этого. Может, ещё сотни пройдут лет и тысячи. Но не надо обманываться, поскольку у нас с вами, в нашей с вами жизни суд совершается ежедневно в нашей собственной совести. Голос совести – это и есть наш нелицеприятный судия. Он всегда нам подскажет, что мы сделали: добро или зло. Поэтому не прислушиваться к этому голосу очень опасно - человек со временем перестает слышать свою совесть. Таких людей называют «люди с сожженной совестью»: они уже не обращают внимания на этот голос Божий в себе и продолжают жить так, как им хочется, не взирая ни на что.

Сегодня мы слышали в Евангелии, как Господь нарисовал образ Страшного Суда, как Он будет обращаться к праведникам и ко грешникам. И тем и другим будет перечислять то, что они сделали или должны были бы сделать в своей жизни. Только праведникам говорит в утвердительном, а грешникам в отрицательном смысле. Праведникам говорит: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-40).

И грешникам говорит: вы Меня не накормили, не напоили ни разу, не одели, не пришли ко Мне больному, не посетили Меня в темнице. И те тоже удивляются и говорят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:41-45).

И вот эта мысль должна нас, братья и сестры, заставить ещё раз задуматься о том, что же это такое любовь к Богу. Апостол Иоанн Богослов, апостол любви, как он писал в своем послании: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин.4:20). Это апостол говорит, и объясняет свою мысль: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» А ведь любой человек – это образ Божий, это икона Бога. Вот отсюда прямая зависимость Богом установлена в этих двух заповедях, весь закон и пророки, как Господь говорил, отвечая на вопрос фарисеев, какая заповедь большая в законе: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). И действительно, из слов сегодняшних, что Господь говорил, это ясно: сделал ближнему – сделал Богу.

Многие задают вопрос: как же мне Бога найти в своей жизни, где Он? как сделать так, чтобы увидеть Его, или послужить Ему в своей жизни? За любым человеком, который на нашем жизненном пути встретился, мы должны представлять за его спиной Христа, который привел нам этого человека на наш жизненный путь, в нашу жизнь. В какой-то определенной ситуации привел и смотрит на нас, что мы будем делать, как мы отреагируем. Мы услышим боль того человека, его печаль, или просьбу о помощи, откликнемся мы или нет? Вот те праведники, о которых сегодня в Евангелии шла речь, они удивляются. Грешники тоже удивляются: Господи, где мы Тебя видели? Но здесь удивление совершенно разное, полярное отношение. Для праведников совершенно естественно было поступать именно так, как Господь заповедал. Для них это образ жизни, а не просто понуждать себя сделать доброе дело, говоря себе при этом «надо так сделать, ведь Господь это заповедал, я сделаю, доброе дело совершу». Нет. У праведников никаких таких мыслей, борения в сердце не происходит. Они видят человека, попавшего в беду или нуждающегося в помощи и, ни секунды не раздумывая, идут и помогают. Для них это естественно. Так же, как и для грешников, о которых Господь говорит, совершенно естественно не замечать другого человека, потому что они для себя всю жизнь живут. «Моя хата с краю», «своя рубашка ближе к телу» - всем известны эти присказки.

Но это присказки из не духовной совершенно среды, и христианин так думать не может. Чужая боль для него должна быть, как своя боль. Иначе как мы научимся любить ближнего своего как самого себя? Ведь это невозможно: самого себя мы ведь все равно будем больше любить, чем ближнего. Потому что «ближний» где-то там всё-таки, далеко, а я-то - вот он. Но ведь Христос не может просто так что-то сказать для красного словца: возлюбить ближнего, как самого себя. Как это звучит непривычно, но это возможно, иначе бы Господь нам этого не заповедал бы. А как это сделать? А вот именно так: когда мы ставим себя на место ближнего, как бы замещаем собой этого человека, встаем в его проблему в той жизненной точке его, где он находится сейчас, представляем себя на его месте, его боль, его страдание, его проблемы, и пытаемся из его положения этот вопрос решить. Вот только тогда мы можем почувствовать в полной мере, что это такое: любить ближнего, как самого себя. Быть им, этим ближним, встать на его место, заступить. Мы недаром наших святых заступниками называем, Матерь Божию – «Заступница усердная». А что значит это слово – «заступник»? Вот именно это и значит – это тот, кто встал вместо тебя, или встал перед тобой и принимает удар на себя, закрывает тебя собой. Вот это и есть заступник или защитник, по-другому. Вот это и есть образ любви, о которой Господь говорит.

И когда мы слышим это Евангелие сегодняшнее воскресное, нас не должны эти слова удивлять. Вроде бы праведники и не понимают Христа: почему они Его не понимают? Мы же вот с вами понимаем, о чем речь! Сделал ближнему – сделал Богу. Но мы понимаем только когда говорим между собой, а когда мы один на один с этой проблемой где-то на  улице, на работе, с соседями нашими, еще где-то – вот конкретная ситуация возникает, видим человека, которому надо помочь. И вот он момент истины: вот в этот момент мы помним об этом или нет, что нам Господь говорит, когда вот он, этот ближний? Что я сейчас сделаю? Пройду мимо, отвернув взгляд в сторону, так как меня это не касается, или подойду и спрошу, и сделаю что-то: слово доброе скажу, дорогу помогу перейти, сумку донести тяжелую, скорую вызвать, ещё что-то, кусок хлеба подать? Или мимо пройду? А Господь стоит и видит. Вот нам бы не забывать об этом всегда, что Господь нам и говорит: сделав ближнему, Мне сделали. Поэтому любое доброе дело, которое мы с вами предпринимаем в своей жизни, мы сразу должны адресовать ко Христу. Как святой Иоанн Кронштадский говорит и многие другие старцы наши, что если ты делаешь доброе дело, но не ради Христа, оно не доброе. Оно делается, чаще всего, либо по понуждению какому-то, либо из-за тщеславия тайного, скрытого: вот сделаю, меня похвалят, увидят, какой я добрый, какая я милосердная и т.д. Но когда ты это делаешь ради Христа, все эти мысли сразу уходят. Ты сделал это доброе дело и стараешься остаться незаметным, неизвестным, потому что ты это ради Христа сделал, не ради какого-то человека конкретного, не ради того, чтобы кто-то увидел или узнал о том, что ты сделал это самое доброе дело.

Поэтому именно ради Христа. «Господи, ради имени Твоего святого, во славу Твою я это делаю». Самому себе это сказать, успокоиться и об этом забыть. Как Господь сказал: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3). Так, чтобы не тщеславиться, не гордиться потом своим поступком.

Та радость, которой Господь нас посетит в этот момент, когда мы доброе дело кому-то сделали, это и есть награда. Уже благодать нашего сердца коснулась, нам уже легко и радостно, светло на сердце. Значит, Господь принял это наше доброе дело. Мы это почувствовали в своем сердце. А как только начинаем думать о том, чтобы кто-нибудь бы увидел, похвалил, мы таких ощущений никогда не испытаем, потому что мы уже свою награду, как Господь говорит, получили от людей. А что для нас должно быть более важным: от людей награду получить или от Бога? Конечно, от Господа нашего.

Вот и будем, братья и сестры, в эту неделю воспоминания о Страшном Суде думать об этом, размышлять, и входить в состояние Великого поста, в делание духовное с такими мыслями, с правильными мыслями, напоминая себе слова Христа, что мы слышали с вами сегодня о том, кто для нас ближний и что значит научиться любить его. И тогда Страшный Суд не будет для нас страшным.

Если наша совесть не будет обличать нас в нашей повседневной жизни, и мы будем в мире со своей совестью жить, то мы и на Страшный Суд пойдем спокойно. Мы будем, конечно, трепетать от волнения, но если совесть наша нас ни в чем не обличает, как нас может Господь обличить? Потому совесть наша – это Его голос в нашем сердце. Если Его голос молчит, значит, мы в мире живем не только со своей совестью, но и с Богом, и с ближними своими. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla