Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, воскресный день, который именуется Неделей о блудном сыне, приуготовляющей нас к Великому посту. Сегодня мы с вами слышали притчу, как было у некоего человека два сына. И вот младший сказал отцу, чтобы тот выделил ему положенную часть наследства, и отец выполнил его просьбу. Сын забрал, что было ему положено, и ушел от отца на страну далече, то есть в далекую какую-то страну, растратил всё своё имение, данное ему отцом когда-то, с блудниками и пьяницами. А в той стране, где он жил, наступил голод. И вот он, не имея уже друзей и связей, был вынужден наняться к одному из жителей той страны, чтобы пасти стадо свиней, и был рад съесть даже ту пищу, что давали свиньям, но ему не давали. И вот он, изнывая, умирая от голода, приходит в себя, говорит апостол Лука. И говорит сам себе: «что я делаю?», «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:17-19). Встал и пошел, говорит апостол Лука. И вот пока он шел к отцу, отец увидел его издалека, бросился к нему, обнял его, прижал к своей груди, не дал даже ему договорить эти слова, которые сын этот блудный заготовил для покаяния. Приказал заколоть упитанного тельца, устроить роскошный пир, одеть, обуть, отмыть сына своего, и сказал, что «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк.15:24).

А старший сын в это время работал на поле. Вот он идет с поля и видит, что в доме какое-то веселье, слышны крики ликования. Он не понимает, в чем дело, призывает одного из слуг, говорит: «что там происходит?» Ему говорят: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» (Лк.15:27). Старший сын разгневался и не захотел войти в свой дом, и отец вынужден был выйти на улицу, уговаривать, умолять его войти. А сын продолжал гневаться. И говорит он с укоризной, с ропотом: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк.15:29-30). На что отец говорит ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:31-32). То есть ты и так всё имеешь, но вот радоваться следует тому, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Очень глубокая назидательная история. Здесь три действующих лица, братья и сестры: два брата – младший и старший, и их отец. И вот давайте посмотрим на каждого из них в отдельности.

Младший брат. Притча ему посвящена, поэтому больше о нем речь. Отец здесь на втором месте по объему информации. А о старшем сыне вообще упоминается здесь вскользь. Тем не менее, все эти три персонажа притчи очень важны, каждый играет свою роль для нашего с вами назидания для того, чтобы понять, о чем Господь хотел сказать, когда эту притчу рассказывал. Но прежде всего младший сын: что он сделал? Почему его в притче называют «блудный сын», в чем его грех? Он потребовал у отца наследства. То есть в один прекрасный день этот человек подходит к своему отцу и говорит ему: «Я знаю, что мне положена часть наследства, но не хочу ждать, пока ты умрешь, чтобы мне это досталось. Я хочу это иметь сейчас. Отдай то, что мне положено по праву, и я начну жить своей жизнью. Я не хочу больше жить так, как я жил до этого с тобою. Мне другая жизнь по душе».

Мы, конечно, можем представить себе чувства отца при этом, когда он слышит такое: наверное, как гром среди ясного неба. Ведь сын этот, наверняка, не как-то спонтанно это придумал. Значит, он эту мысль вынашивал все эти годы, он готовился, может быть, до определенного возраста, как бы до совершеннолетия, чтобы принимать собственные решения, обладать гражданскими правами. До этого момента человек молчит, во всяком случае, на его слова не обращают пока внимания. Но как только он становится совершеннолетним, он начинает заявлять о своих правах. Получается, что человек этот решил как бы узурпировать эти права, потребовать от отца то, что ему ещё не принадлежит, что может ему принадлежать только по смерти отца, в наследство. И вот здесь мы видим крайний цинизм и отсутствие любви к отцу, и, единственно, жажду вырваться, наконец-то, из-под его власти, из-под его опеки, перестать жить так, как отец его учил с детства – трудом добывать себе пропитание. Мы видим из притчи, из контекста, что они работали на поле, занимались земледелием. Вот этому сыну надоело всё это, он решил повеселиться, а чтобы были средства, вот он и пришел потребовать их себе от отца, не дожидаясь положенного срока.

Это, конечно, ужасное самолюбие, жестокость сердца этого человека. Но мы видим, отец безропотно выполняет его просьбу. Мог бы не дать, мог бы сказать, что ты просишь то, что тебе сейчас не положено. Но, видимо, его обезоружило, или убило, вот это равнодушие, безразличие младшего сына, когда младший сын так себя повел. Но мы видим, он ему ни слова даже не сказал. Он ему отдал то, что ему положено и отпустил с миром.

И младший сын уходит. Куда он уходит? Наконец-то он свободен, и он идет, чтобы насладиться этой свободой, и уходит, как мы видим, как можно дальше от своего отца. Евангелист говорит: «на страну далече» (Лк.15:13). То есть так далеко, чтобы его не видели, не слышали, и не знали, чем он там занимается. Наконец, он мог дать волю себе, своим желаниям, своим порокам, своим страстям, тому, о чем он мечтал, видимо, много лет, этому он дал волю. Евангелист говорит: «там расточил имение свое, живя распутно» (Лк.15:13). Но кто к человеку с таким порочным придет, кто станет его другом? Конечно, только такие, как и он, - блудники и распутники.

Но вот средства закончились, и наступает в этой стране великий голод. Что ему остается делать? Денег нет, значит, этих друзей, которые на деньги слетались, тоже, естественно, нет. Он не нужен, в чужой стране, один, умирает от голода, и нанимается пасти свиней. Что такое пасти свиней для иудея? Мы с вами знаем, что для иудея свиньи нечистые животные, касаться даже их нельзя по закону Моисея, есть их мясо нельзя, а здесь он пасёт этих животных, нечистых, грязных в понимании иудейском. Он становится их пастухом и готов есть ту пищу, которую свиньям дают: так голодно было, так тяжело ему было, но ему не давали. То есть для жителей той страны свинья была дороже, чем этот человек, потому что от свиньи можно было получить какую-то выгоду, продать её, оставить себе на пропитание, а человек этот ничего не значил.

И вот кульминационный момент наступает – прозрение. Апостол Лука говорит: приходит в себя (Лк.15:17). Как это бывает и в нашей жизни, всё происходит точно по такому же сценарию: зреет грех в человеке, в его сердце, в его мыслях, лелеет он, холит эту мысль, ждет только удобного момента, чтобы совершить грех, тот или иной. Наступает подходящий момент, как ему кажется, он это делает, отдается греху в полной мере, наслаждается этим моментом. А потом наступает отрезвление, когда человек падает так, что уже порабощается полностью тому или иному греху.

Рано или поздно наступает момент этот – человек приходит в себя. Что это значит, вот это выражение «пришел в себя»? Значит, он был не в себе, и кто-то управлял им всё это время. Но почему он вдруг опомнился? Посмотрел на себя со стороны, и говорит сам себе: «что я сделал?», «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк.15:17). У отца слуги не знают, куда этот хлеб девать, избыточествуют, а я здесь, его родной сын, умираю с голода! Осознал низость своего положения, падения своего, и пришел в ужас от этого. И здесь наступает момент истины: что сделает человек, когда он осознаёт свой грех? Он что-то сделает или только признает, что он грешник и будет продолжать находиться в этом состоянии? Как та свинья, которая в грязи лежит и ей хорошо там, в этой грязи, не хочется уходить. Как у апостола Петра сказано: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет.2:22).

Так вот и здесь: либо человек, который опустился донельзя, говорит сам себе «хватит! больше невозможно так жить, это должно прекратиться», и что-то делает для этого, либо он остается таким же, только качает головой сокрушенно – «что поделать? ну, вот так, я такой». Констатирует факт. Но ведь это что? Разве это может помочь как-то? Так вот этот блудный сын – недаром притча о нём, - он не просто раскаялся. Как апостол говорит о нем: «Встал и пошел к отцу своему» (Лк.15:20). И вот это и есть кульминационный момент всей притчи, смысл её как раз в этом и заключается: нужно встать и пойти, когда ты понял, что ты упал, когда ты понял, что ты в грязи, не надо в этой грязи лежать дальше, только обвинять самого себя, плакать, жалеть – нужно встать! Нужно встать и отмыться от этой грязи, и пойти к своему Отцу, как этот блудный сын.

Вот он говорит: «пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:18-19). О чем это нам с вами говорит? Он идет к своему отцу и уже заранее проговаривает те слова, которые он скажет. Он уже раскаялся в своем сердце, но ему нужно пойти к отцу и сказать это всё ему. То есть перед ним упасть на колени и просить у него прощения. Это и нам с вами указание на то, что значит сегодня покаяние в нашей жизни. Можно, конечно, в себе самом десять раз раскаяться в каком-то грехе, но пока ты не придешь к своему Отцу небесному, пока не встанешь у аналоя с Евангелием и крестом, пока не скажешь так, как этот блудный сын, – пришел, упал в ноги и сказал «отче, согрешил!», до тех пор не получишь искомого прощения, до тех пор грех будет жить в тебе, и будет разрушать твою жизнь дальнейшую.

Так вот, этот сын совершил то, что должен каждый из нас совершить: мы должны встать, как он встал, и пойти к своему Отцу. Пойти и сказать Ему эти слова. Шел этот сын и, видимо, репетировал, проговаривал слова, потому что видим, как он только он подошел к отцу, он начал эти слова произносить прямо слово в слово, как будто он не впервые сказал эти слова. Он шел, и заучил уже их наизусть. Отец, конечно, не дал ему договорить, принял его, и мы знаем с вами, что произошло дальше.

Вот, что касается младшего сына, блудного. Его покаяние – это образец для нас. Сначала мы видим деградацию его, падение страшное, развращение полное, а затем осознание и мужественный поступок – встал и пошел к своему отцу, и исправил это свое положение, и принят был в число не наемников, а как любимый сын.

Теперь давайте посмотрим на старшего сына. Часто в этой притче не обращают внимания на этого персонажа, а зря. Потому что образ блудного сына для нас часто негативный, но в конце мы видим положительные моменты, можем брать пример с этого сына. Отец (о нём скажем в конце) – это, безусловно, положительный образ. А вот старший сын – это негативный образ, отрицательный персонаж. Смотрите, у одного человека два сына, и какие они разные!

Младший сын он упал, он согрешил. Он ушел от отца, обидев, оскорбив его, сделал ему страшно больно, но потом причинил несказанную радость своим возвращением, и исправил, изгладил свои грехи, излечил нанесенные ему раны. А старший сын, оставаясь всё время с отцом все эти годы, так получается, и не любил его, не научился этой любви, которой научился младший, блудный сын в изгнании, в страданиях, в лишениях. Он вспомнил о той любви, которую он имел от отца, и он захотел вновь этой любви. Он не ради хлеба пошел – это же понятно из притчи. Здесь совсем другое, другой смысл у этой притчи. Он понял, что он потерял - потерял любовь. Он пошел обратно, чтобы эту любовь принять, воскресить её в своей жизни, в своем сердце. А вот старший сын так этой любви и не познал. Он всё время находился рядом с отцом, и он все это время, получается, в своем сердце роптал на своего отца, он был недоволен своим отцом. Мы видим это из его слов, когда он упрекает своего отца. Он возвращается домой с поля, видит, что дома пир в честь возвращения его младшего брата, и разгневался. Так разгневался, что не захотел даже в дом войти. То есть, так его гнев этот душил, что он в речи к отцу своему брата братом назвать не может: он говорит «этот сын твой». Даже язык у него уже не повернулся брата братом назвать, он его, видимо, уже не считал своим братом, он его вычеркнул из своей жизни, из своего сердца. Ушел, предал, и всё, больше тебя нет в моей жизни, в моем сердце. Это знакомо нам по нашей сегодняшней жизни, это бывает и сегодня. Когда родные люди становятся чужими. Родные, родная кровь! Перестают поминать друг друга, звонить, встречаться друг с другом, общаться, становятся чужими из-за какой-нибудь мелочи. Самое страшное - начинают это пресловутое наследство делить и становятся врагами. Родные люди... Из-за чего? А где любовь?

Вот этой любви старший сын не знал. И сегодня можно встретить таких людей, которые считают, что они всю жизнь рядом с Богом, что они в доме Отца находятся, а любви-то в сердце нет. Они не научились главному. И мы с вами тоже должны для себя понять, что неважно, сколько лет ты в Церкви, неважно, сколько молитв ты знаешь и сколько ты поклонов каждый день кладешь, как ты постишься, сколько раз ты в церковь ходишь – это всё ты делаешь не для Бога, это всё ты делаешь для себя. Это только лишь средства, а не цель. Всё это мы делаем для главного, только для одного, чтобы научиться главному – научиться любви. У Отца нашего Небесного научиться, как Он нас любит: Сына Своего Единородного на Крест послал, чтобы мы с вами спаслись и имели бы жизнь вечную. Вот этому мы должны научиться.

А как учиться любить Бога, если мы не умеем любить ближнего своего? У апостола Иоанна Богослова, которого Церковь именует апостолом любви, в его послании читаем: «Кто говорит: "я люблю Бога ", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4:20). А ведь каждый человек – это икона Бога, образ Божий. Да, он разный может быть: может быть красивый, а может быть в грязи весь. Но это все равно образ Божий. И мы должны за этой грязью увидеть Источник, на который эта грязь-то налипла, образ Божий. И надо молиться за этого человека, чтобы грязь с него вся слетела, чтобы он опять засиял своей первозданной красотою.

Вот этот старший сын для нас предостережение, чтобы мы не возомнили о себе, что если мы находимся в Церкви и что-то исполняем, то мы имеем право потребовать у Отца своего Небесного чего-то взамен, как это старший сын сделал. Он сказал: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» - в заслугу себе поставил! – «но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк.15:29). То есть ничего я за эти годы не получил от тебя такого, чтобы как-то бы я обрадовался, утешился со своими друзьями. Видите, упрёки мы слышим у этого сына, о любви речи здесь нет.

И теперь мы можем с вами, наконец, обратить внимание на отца. Собственно говоря, отец-то – центр этой притчи. Центр, вокруг которого все эти события развиваются. Посмотрите, блудный сын: он обижает своего отца, оскорбляет его, ранит его сердце, уходит, оставляет его. Но, посмотрите, что происходит, когда этот блудный сын возвращается. Отец, только увидев его издалека, бежит сам навстречу. Как такое может быть? Значит, мы можем сделать такой вывод, что все эти годы отец каждый день выходил на дорогу и ждал этого момента, иначе он бы не увидел своего сына, как тот едва лишь появился на горизонте. Он уже его увидел. Это говорит нам о том, что он ждал. Он его ждал и не дал даже слов покаяния договорить, обнял его, прижал к своему сердцу и устроил пир – радость великая на сердце!

О чем этот урок? Об умении прощать. Так прощать, как простил отец, возможно только при одном условии: так вот быстро простить человека, когда он даже слово «прости» не успел сказать, уже просить, это значит, нужно простить сразу. Если бы отец все эти годы носил в себе обиду в сердце, и только когда увидел сына, дождался бы, когда сын к нему подошел, упал бы ему в ноги, валялся бы у него в ногах, просил бы прощения, рыдал бы, а отец бы стоял и в этот момент боролся с собой, заставляя себя простить его («ведь пришел же, покаялся, надо простить»), так бы не получилось, как в притче. Был бы момент такой борения, была бы пауза, отец заставлял бы себя это сделать, так бы мгновенно не получилось. Не дал даже слова сказать: прижал к сердцу, потому что он давно уже простил.

Отсутствие любви всегда ожесточает сердце человека. И когда нам с вами делает кто-то больно, мы большую ошибку совершаем, когда носим эту боль, эту занозу в сердце дни, месяцы, годы, десятилетия. И простить не можем: эту занозу из сердца вырвать нет сил, потому что наше самолюбие задето, потому что нам это против шерсти, потому что нам что-то обидное сказали, задели наше «Я». И как потом тяжело бывает простить от сердца, когда тебе говорят «прости меня». Ты, вроде бы, говоришь «да, прощаю, Бог с тобой», а в сердце остается всё равно эта рана, и она ещё будет долго болеть. Почему? Потому что мы сразу эту занозу не вырвали, сразу эту рану не залечили любовью. Вот если мы научились бы так прощать, сразу и от сердца, так, чтобы оторвать от себя эту болячку, чтобы она нам не причиняла больше боли, нашей душе, тогда, когда человек скажет нам «прости», нам легко будет сказать в ответ «я тебя давно простил». Так нам надо научиться, как можно быстрей прощать обидчиков, наших личных обидчиков. Речь не идёт о том, когда мы видим несправедливость по отношению к кому-то другому и т.д., заступиться за слабого. Понятно, здесь мы должны проявить другую христианскую добродетель. Вот отец в отношении к блудному сыну учит нас этому: любви и умению прощать – быстро, сразу и навсегда. Так, как мы не умеем. Потому что у нас долго потом может память об этом событии в сердце жить, и мы можем при случае потом помянуть эту обиду прежнему своему обидчику. Вроде, пока всё мирно в отношениях наших, мы не вспоминаем этого. Но как только опять что-то произошло, и все старые обиды всплывают заново, и мы потом начинаем человеку этому вспоминать всё, что раньше уже было забыто, изглажено взаимными прощениями, годами отношений – всё всплывает заново. Почему? Значит, не простили, значит, это продолжало жить в нашем сердце. Просто затихло до времени, а потом вспыхнуло с новой силой. Значит, не научились прощать, никогда не поминать прошедшего. Недаром в народе говорят: кто старое помянет, тому глаз вон. Если простил, не вспоминай больше об этом. Всё, это в прошлом. Нельзя вносить то, что было в прошлом, в настоящее. Это по отношению к блудному сыну.

И вот теперь по отношению к старшему сыну. Отец проявляет к нему такое же снисхождение, такую любовь, как и к младшему. Он любит всех своих детей. Отец Небесный нас с вами всех любит одинаково: и хороших, и добрых, и блудных, и таких вот тщеславных и гордых, таких, которые ропщут на Него постоянно, и чего-то требуют от Него за какие-то свои мнимые заслуги – Он одинаково всех любит и хочет всем спасения.

В притче отец сам выходит из дома навстречу своему старшему сыну. Вот этот дом отчий мы понимаем как прообраз Царства Небесного. Отец выходит и обращается к своему старшему сыну, умоляет его войти. Посмотрите: умоляет своего сына войти в дом. То есть каждого грешника, каждого гневливого, тщеславного, ропотливого, Отец умоляет войти в дом. К спасению привлекает, зовет примером Своим, а тот начинает ему свои претензии предъявлять, как старший сын в притче: «вот этот сын твой». А отец продолжает его любовью лечить, и объясняет, что происходит, и говорит ему, в чем здесь радость, чему радоваться. Любви его учит, и говорит: «о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:32).

Любовь, братья и сестры, лечит любые раны. Если мы с вами носим в сердце обиду давнюю, посмотрите, как отец делает: он не укоряет своего старшего сына, он его не наказывает, не кричит на него, он его любовью покрывает, этот гнев его, раздражение. Для нас с вами, братья и сестры, это тоже великий урок и назидание.

Вот притча о блудном сыне. Что мы здесь с вами увидели: каждый для себя пусть делает вывод сам. Каждый и себя, может, узнал, в каких-то ситуациях, которые мы проговорили, и можно сделать выводы и в дальнейшем руководствоваться именно ими. Господь ведь эти притчи рассказывает специально на таких вот живых примерах из жизни, чтобы нам яснее было и более понятно, как в той или иной жизненной ситуации, когда мы с вами оказываемся в ней, себя правильно вести. Будем помнить об этом. Тем более что впереди Великий пост, и нам нужно с вами подготовиться к этому великому деланию, весеннему пробуждению нашей с вами души и сердца, а это невозможно – никакое духовное делание невозможно, - если в основании не будет положена любовь. Любовь, которая учит и дает силы прощать друг другу обиды, молиться друг за друга, и делает нас достойными вновь быть принятыми в число не наемников, а любимых детей Божиих и войти в Дом Отчий, в радость Господа своего!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla