Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, первая подготовительная неделя к приближающемуся уже к нам Великому строгому посту – Неделя о Закхее.

И слышали мы с вами сегодня еавнгельское чтение, как некто именем Закхей, начальник мытарей в городе Иерехон, встретился со Христом, и как эта встреча изменила всю его последующую жизнь.

Господь входил в Иерехон. В прошлую неделю мы вспоминали исцеление слепого Вартимея, который у ворот города сидел и просил милостыню, а Господь его исцелил и он прозрел. И вот Христос входит в город. Он идет по улице и народу так много и с одной, и с другой стороны дороги стоит, что этот Закхей, начальник мытарей – налоговой службы, так можно сказать на современном языке, не мог пробиться сквозь эту толпу, чтобы увидеть Христа. А он этого очень хотел. Он был невысокого роста, как говорит нам апостол и евангелист Лука. И вот, чтобы добиться своей цели, чтобы лицезреть знаменитого пророка и целителя, как он считал, он предпринимает необычный шаг, скажем, неслыханное решение: он карабкается на дерево, на смоковницу. Пожилой человек, занимающий высокое положение в обществе в этом городе, начальник службы мытарей лезет, карабкается, как мальчишка, на дерево.

Господь увидел его, остановился, и говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5). И Закхей, как говорит нам апостол, спрыгнув с дерева, в радости, в ликовании побежал готовиться к неожиданной для него счастливой встрече. «И принял Его с радостью», - как говорит апостол (Лк.19:6). И вот на этой трапезе уже вечером по заходу солнца, когда Господь пришел в дом Закхея, радушный хозяин угощал, чем мог, дорогого гостя, и от избытка чувств встает и говорит Ему: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). И Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:9), то есть поступил как последователь своей веры, своей религии. А люди, видевшие это, удивлялись, некоторые даже роптали, говорили: что Христос делает в доме грешника? Не понимая происходящего события.

И вот нам с вами, братья и сестры, сегодня предстоит поразмышлять над этим евангельским отрывком: что здесь для нас назидательного и полезного можно взять? Прежде всего, если мы вернемся назад, к началу этой истории, давайте посмотрим, кто такой Закхей? Начальник мытарей, как нам говорит апостол Лука. Кто это? Мытарь – это человек, который взимал налоги, собирал подать для Римской империи, и мытарями становились, чаще всего, сами евреи, покупая, если современным языком сказать, как бы лицензию, право у Римской империи, поработившего их государства, у своих оккупантов, покупали право собирать налоги со своих же единоплеменников. И очень часто они этим правом злоупотребляли – взимали излишнее со своих же сородичей, а излишки эти присваивали, а то, что положено, отдавали в казну. За это они были, конечно, всем народом презираемы. У нас и сейчас слово «мытарь» нарицательное, а в то время смысл его был особенно явен, и Христос намеренно приводит в притчах Своих именно мытарей – как образ покаяния.

Помните, есть притча, которую Господь рассказывал, как зашли двое в храм помолиться: вошел фарисей и вошел мытарь (Лк.18:10-14). Фарисей стоял и гордился своим положением, хвалился какой он хороший и праведный, соблюдает все заповеди, впереди всех стоял, гордо подняв голову, хвалился перед Богом. А мытарь стоял у самого входа в храм, опустив голову, не смея поднять её к небесам, и только бил себя в грудь и повторял: «Боже, милостив буди мне грешному». Вот, слово «мытарь» уже тогда было словом нарицательным.

Здесь мы видим, Закхей этот, хоть он и занимал высокое положение по своему социальному статусу, был начальником этой службы мытарей, но среди народа, который стоял вдоль дороги, он не пользовался никаким уважением. Мы это можем понять из того, что никто его не пропустил, чтобы он увидеть смог Христа. Он пытался пробиться сквозь толпу – ничего не вышло. И вот он предпринимает безумный, на первый взгляд, шаг - лезет на дерево.

Что в сердце человека в этот момент происходило, что им двигало, зачем он это сделал, зачем он полез? Ну, проходит мимо знаменитый, пусть, человек – для него-то Он кто? Вот здесь нам апостол Лука прикровенно говорит о том, какая работа в сердце у этого мытаря Закхея происходила. Видимо, он уже готов был к этой встрече, может, он сам этого и не понимал, но само это движение, сам факт влезания на смоковницу, было неосознанным порывом души. Он во что бы то ни стало хотел увидеть Христа: это стало смыслом его жизни, это стало целью его жизни в этот момент – во что бы то ни стало увидеть Христа! А народ его презирает в этот момент, осуждает его, никто его не пропускает.

Вот здесь первое для нас назидание: как и нам бы с вами, братья и сестры, не осуждать других людей, считая их какими-то особыми грешниками по сравнению с собой, не зная при этом, что у этого человека при этом на сердце. Вот осуждаем мы кого-то, а он в этот момент всем сердцем рвется ко Христу. Пусть он внешне живёт ещё такой же жизнью, ничего в нем внешне не изменилось. Такой же, как и был этот Закхей: все видят в нем только мытаря, только грешника, только вора. А сердце-то его уже горит, а он уже внутри рвётся ко Христу в своем сердце! Он лезет на дерево! Он сделал то, чего никто не сделал в этой толпе. Потому что толпа в большинстве своем просто из праздного любопытства стояла там, просто глазея на что-то необычное. Что нового могло быть в жизни этих людей? Каждый день одно и то же, никаких особых развлечений. Тут вдруг заходит знаменитый проповедник, пророк, как Его принимали многие. Конечно, как же не увидеть это? Все столпились тут. Но это просто любопытство пустое, без последствий для дальнейшей жизни этих людей: прошел Христос мимо, они развернулись, забыли о Нем в следующую минуту, и пошли заниматься своими делами. Жизнь продолжается, как она и была, ничего не изменилось для них.

А для Закхея всё изменилось. Кардинально изменилась его жизнь с этого самого момента, как он только залез на дерево. Вот этот порыв души его Господь и увидел и остановился около него. Не потому что пожилой человек сидит на дереве как бы в насмешку для всех. Господь прочитал сердце Закхея и остановился. И мы дальше слышим, после короткой беседы, когда Господь ему говорит: иди, готовься, Я сегодня в гости вечером приду. Мы читаем, что Закхей «принял Его с радостью» (Лк.19:6), и вопрос возникает: откуда эта радость, чему он радовался? Ну, увидел он то, что хотел увидеть, добился своего. Господь идет к нему домой, и он принимает в своем доме Того, Кого он так хотел увидеть. И здесь радость, как мне кажется, братья и сестры, - это ликование его души, которая понимает, Кто перед ней. Может быть, Закхей ещё умом своим и не осознал, Кто перед ним, не понял ничего, но уже бежит домой и ликует сердцем.

Давайте себя вспомним, когда мы ко Господу впервые пришли, когда наша душа соприкоснулась с верой, со Христом, какие чувства испытывали мы в этот момент? Ликование, счастье, радость, легкость, так, что выходишь из храма и ног под собой не чувствуешь, летишь над землей. Вот это ощущение счастья, прикосновение к своему Создателю, притяжение к Нему – душа-то почувствовала. И Закхей тоже бежит домой, радуясь, предвкушая эту встречу, может быть, сам не отдавая себе отчета в том, чему радуется.

И вот наступает вечер, всё готово, стол накрыт, приходит дорогой нежданный гость, и во время этой вечери, во время этой трапезы, беседы, конечно же, духовной – никогда Христос не проводил таких встреч без бесед душеспасительных, - в сердце Закхея рождается новое чувство. Это чувство, может быть, уже жило в нем, но было не сформированным, неосознанным: чувство глубокого покаяния и желания изменить свою жизнь. Не мог он так просто спонтанно взять и раскаяться о содеянных грехах, ведь его слова – это было покаяние. Что он сказал? «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Он много кого, конечно, обидел. Мы с вами знаем, чем мытари занимались. И он говорит это публично перед всеми гостями своего дома, перед Христом, каясь в своих грехах и обещая всё это исправить. И предание церковное говорит, что это были не пустые слова. Он, действительно, после этого стал другим человеком, проповедником Христовым. И он, действительно, ходил по домам к тем людям, у кого он взял излишки, и всё возвращал.

Здесь для нас с вами ещё один урок, назидание. Когда душа соприкасается со Христом, происходит переворот в душе, в сердце человека. Только нужно почувствовать это, услышать, и не сопротивляться, дать сердцу излить все свои чувства, мысли, слова, дать сердцу возможность перерождения, стремления к изменению.

Может быть, Закхей и не предполагал, что он это скажет, когда ждал, что Христос к нему в дом войдет. Просто ждал Его, чтобы принять, угостить Его получше, пообщаться с Ним. Но вот в ходе беседы, в ходе общения, прикосновения ко Христу это перерождение в нем произошло.

Так и в нашей жизни это перерождение должно произойти, когда мы прикасаемся ко Христу, когда мы с Ним встречаемся: и дома на молитве, и в храме, особенно же когда принимаем Его Тело и Кровь в свое тело, в свою душу, в свою жизнь допускаем Господа нашего – вот здесь момент перерождения! Насколько мы должны с вами ждать этой встречи! Это вот та трапеза, которую готовил Закхей, когда Христос к нему пришел и разделил с ним ее. И мы с вами на трапезу приходим в храм. Ведь евхаристия – это трапеза и есть, это пир, на котором Господь Сам Себя нам преподает в пищу и питие. Кровь Его и Тело Его пречистые мы вкушаем и соединяемся с Ним. Вот здесь этот момент должен наступить для нас. Мы должны от чаши отойти, приняв в себя Христа, уже другими, и это должны почувствовать. Но чтобы это случилось, мы должны к этому готовиться и к чаше подходить осознанно, с трепетом, с благоговением, ощущая своё недостоинство, свое несовершенство, и принимая с благоговейным трепетом величайшую святыню в свои уста.

И вот покаяние, которое Закхей принес, оно  ведь действенное покаяние было: сделаю, сказал он, и потом сделал. Так и мы с вами, когда идем на исповедь, каемся в своем грехе том или ином, мы должны с такой же твердой решимостью, как Закхей, произносить эти слова покаяния: «Господи, согрешил пред Тобой тем-то и тем-то, не буду больше никогда этого делать, буду изо всех сил стараться, чтобы никогда в моей жизни этого не повторилось». Ведь Закхей, единожды покаявшись, изменил кардинально всю свою жизнь, и не вернулся больше к грехам своим. Почему же у нас так не получается? Почему мы из раза в раз идем на исповедь и исповедуем одни те же грехи, повторяя каждый раз? Уже, наверное, и наизусть многие запомнили свои грехи, на листочке уже можно не писать.

И почему это происходит?  Почему наши грехи возвращаются к нам, и мы повторяем их вновь и вновь? Потому что мы их не научились ненавидеть. Потому что мы себя прощаем, каждый раз находим себе оправдание, жалеем себя. Дверь для греха в нашем сердце всегда открыта, хоть щелочка маленькая, но есть: мы наглухо эту дверь не можем закрыть, не хватает духа, не хватает решимости это сделать. Да, вроде, каемся, но как бы просто констатируем факт. «Да, я это сделал» или «сделала», такое было. А многие говорят на исповеди не в прошедшем времени, а в настоящем: «сквернословлю», «пью», «осуждаю», «завидую» – то есть, сейчас это делаю. Но ведь мы пришли на исповедь, значит, это всё должно быть в прошлом: «осуждала», или «завидовала», или «сквернословил», «пил», «имел какие-то мысли нехорошие» - в прошлом. Для нас всё это должно стать в прошлом, когда мы на исповеди стоим. И мы должны с мужеством, с решимостью христианского воина, потому что христианин – это именно воин, относиться к своим грехам. С мужеством и без компромисса. И говорить себе каждый раз: «Упал в грех, встал, покаялся, умру, но никогда больше этого не сделаю. Я буду всё делать для того, чтобы грех никогда больше ко мне не вернулся». Бороться с ним нужно, с грехом, а не жалеть себя, когда упал. Если воин во время боя упадет и будет лёжа себя жалеть, он уже не встанет никогда. Значит, нужно как можно быстрее встать, без всякой жалости. Наоборот, нужно возненавидеть себя – это как раз не грех.

Вот, братья и сестры, Закхей – образ покаяния, образ решимости изменить свою жизнь, образ стремящейся к Богу души, который всё сделал для того, чтобы это случилось. Увидеть он Христа хотел всем своим существом и это случилось. Господь обратил на него Свое Божественное внимание, и с этого момента жизнь его стала другой. Будем думать над этим, будем брать пример с этого человека. Да, он был грешником, и, наверное, был одним из самых презираемых в своем городе людей, но превратился в праведника. И всё это сделала милость Божия, благодать, которую он получил от своего Создателя, встретившись с Ним. Он стремился к этой встрече, поэтому это и случилось. Пусть для нас это будет примером и уроком. И когда мы склоняем голову перед грехом, порабощаемся ему в очередной раз, совершаем опять тот или иной постыдный поступок, и понимаем, что мы делаем, пусть Закхей будет нам укором в этот момент. Он сумел это сделать – он сумел оставить прежнюю греховную жизнь в прошлом, и не возвращался больше никогда в это прошлое, смотрел только вперед и шел за Христом. Так и нам с вами нужно научиться в своей жизни поступать. Пусть и праведный Закхей, и прочие святые угодники Божии будут нам в этом и молитвенниками и помощниками в этой борьбе с грехом, бескомпромиссной борьбе. И в нашем сердце чтобы такая встреча со Христом, изменившая всю нашу последующую жизнь, состоялась. А если она состоялась, нужно помнить о ней, о той, первой встрече со Христом, и стремиться вернуть это состояние, ощущение покоя и счастья от близости к своему Создателю от преизбытка благодати в наших душах. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla