Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8).

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, братья и сестры, повествует нам об исцелении Христом Спасителем иерихонского слепца по имени Вартимей.

Как повествует нам Евангелие, Спаситель, проходя сквозь городские ворота Иерихона, по обычаю шел всегда в окружении большого скопления людей. И апостолы – ученики Его, и те люди, которые шли за Христом, чтобы слышать слово Его проповеди и видеть Его чудеса, со всех сторон окружали и теснили Его. А на обочине дороги сидел слепой по имени Вартимей и просил милостыню у проходивших мимо. И вот этот слепец слышит необычный шум, возбужденные крики толпы, и, не понимая, что происходит, спрашивает: «Кто это идёт?». Ему говорят: «Это идёт Иисус из Назарета». И тогда слепец начинает кричать, что есть силы, перекрикивая рокот людской толпы, и просит Спасителя, обращаясь к Нему: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя» (Лк.18:38).

Окружающие люди пытаются заставить его замолчать. Но он, не обращая внимания ни на кого, ещё громче начинает вопить ко Христу, произнося эти же самые слова с просьбой о помиловании. И Господь останавливается. Останавливается и просит, чтобы этого слепца подвели к Нему. Подводят Вартимея ко Христу, и Господь задает ему вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?». Слепец говорит: «Господи! Чтобы мне прозреть» (Лк.18:41). И Спаситель отвечает: «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк.18:42). И повествует нам Евангелие в дальнейшем, что этот слепец тут же прозрел и, славя Бога, пошел за Христом. А народ весь, видя это необыкновенное чудо, ликовал, прославляя Бога.

О чем нам с вами, братья и сестры, это Евангелие сегодня говорит?

Есть у другого евангелиста слова самого Спасителя, когда Он говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин.9:39). И вот сегодняшнее Евангелие об этом нам ясно повествует. Среди этой огромной людской толпы физически зрячих людей нашелся единственный человек, у которого были открыты духовные очи, который был зрячим духовно, хотя был физически слеп. Но он сердцем своим почувствовал, что проходит мимо него не просто, как ему сказали, Иисус из Назарета, а проходит Кто-то больший, потому что вопль слепца говорит об этом.

Как он обратился ко Христу? Он сказал Ему: «Иисусе, Сыне Давидов». «Сын Давидов» - это было не расхожее выражение. «Сын Давидов», значит, Мессия, значит Христос, значит Спаситель. Все пророчества говорили о том, что Спаситель произойдет из рода Давида. И так именно называли Мессию – Сын Давидов. Мы знаем, несколько раз в Евангелии встречается, что ко Христу обращаются именно так. Так, к примеру, кричали, обращаясь к Иисусу, десять прокаженных мужей, когда Он проходил мимо. Но этот слепец особенно поражает своим воплем, потому что если те прокаженные видели, могли лицезреть своими глазами то, что происходит, то этот человек лишен был физического зрения. И он ведь не просто сказал: «Иисусе Сыне Давидов», он закончил свою мысль – «помилуй меня». Мы с вами, когда говорим «помилуй», тогда к Кому обращаемся? Мы говорим: «Господи, помилуй». Выражение «помилуй меня» - это обращение к Богу. И в те времена так было. Значит, этот слепец помолился ко Спасителю мира, именуя Его Сыном Давидовым, значит, Мессией, Спасителем с просьбой о помиловании. «Иисусе Сыне Давидов, помилуй меня». Вот почему Христос остановился, подозвал к Себе этого человека.

Настойчивость – это ещё один момент, на который стоит нам обратить сегодня внимание. Сколько лет этот слепец сидел у дороги? Надеялся ли он когда-нибудь на то, что станет видеть? Вряд ли. И вот наступил этот миг, когда решалась, собственно, его судьба. И он понимал, может быть, подсознательно, что это, наверное, единственный момент в его жизни, единственный шанс получить нежданное, то чудо, на которое и не надеялся. Поэтому, осознавая важность происходящего, Вартимей не обращает внимания ни на кого и ни на что и кричит, что есть мочи, о помиловании, о спасении!

«Иисусе Сыне Давидов, помилуй меня», - сказал этот слепец. И вот его подводят ко Христу, и он слышит вопрос, который задает ему Сын Божий: «Чего ты хочешь от Меня?», то есть, что ты хочешь, чтобы Я сделал? Представим, братья и сестры, себя на месте этого слепца. Вот если в нашей жизни такое бы случилось, и  Господь нас так спросил, глядя прямо на нас: «Что ты хочешь от Меня?», «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» И сразу такой ворох мыслей, и такой перечень различных просьб и желаний может возникнуть в голове и в сердце!

Как можно много попросить у Бога!

Но вот этот слепец ещё отличался таким качеством как смиренномудрие. Он не просил ничего, кроме того, чего жаждала его душа – самого главного для себя: «Господи, - говорит, - чтобы мне прозреть». То есть, я хочу видеть, сотвори надо мной это чудо.  Он просил чуда, понимал ведь, что чуда просит. «Господи, чтобы мне прозреть». Эту просьбу, братья и сестры, можно ведь и духовно понимать. Конечно, этот человек просил себе физического зрения – это ясно из контекста Евангелия. Но ведь мы-то с вами, читая эти строки, можем попросить другого. Чего бы мы попросили у Христа прежде всего, и чего нужно попросить у Христа прежде всего: «Господи, чтобы мне прозреть»! Прозреть духовно, как прозрел вот этот слепец. Увидел Христа, проходившего мимо, почувствовал, что это именно Он, и возопил к Нему из глубины своего сердца. А в нашей жизни часто бывает, когда мы не видим Христа. В явных складывающихся обстоятельствах нашей жизни мы готовы видеть всё, что угодно и кого угодно, только не Христа Спасителя. Каких-то людей, которые, может быть, виноваты в той или иной ситуации в нашей жизни, «обстоятельства так сложились», ещё что-то: «неудача постигла», «не повезло» и дальше и дальше. Но не видим за всем этим и за людьми, которые у нас на пути вдруг оказались, и нам нужно было принимать какое-то решение, или потерпеть какие-то несправедливости в отношении себя, или проявить свои добродетели в отношении того или иного человека, ни за обстоятельствами нашей жизни, которые вдруг сложились так, а не иначе, - мы за всем этим не видим Господа нашего. И как вот Он смотрел на этого Вартимея слепого, так же стоит и смотрит на нас с вами из конкретной какой-то жизненной ситуации: как мы себя поведем? Что мы сделаем, или, что мы скажем? Или, наоборот, не скажем, промолчим, перетерпим, помолимся, осознаем, что это происходит ради нашей пользы. Смотрит на нас и спрашивает: что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал? И вот нам бы в этой ситуации, в любой трудной жизненной ситуации, или, может быть, даже радостной ситуации, увидеть за всем этим Автора этих обстоятельств нашей жизни!

Тот Вартимей сумел правильный ответ Ему дать: «Господи, чтобы мне прозреть». И Спаситель ему говорит тут же: «прозри».  Потому что для Господа исцелить любую физическую немощь ничего не стоит – Господь Всемогущ. Действительно, одно слово только Божественное и не только прозреет человек, но и воскреснет из мертвых. Мы знаем с вами из Евангелия, как Лазарь, четвертый день уже лежащий во гробе, разлагающийся уже, смердящий, выходит из пещеры только по одному повелению Божию – «Лазарь, выйди вон» (Ин.11:43). И душа возвращается мгновенно в тело и выходит человек живым.

Но исцелить духовную слепоту Господь не может без нашей с вами воли. Вернее, не хочет. То есть, не посягает на нашу свободную, Им же дарованную волю. Здесь нужно усилие, прежде всего, самого человека. Усилие духовное и горячая просьба от сердца. «Господи, помоги мне! Хочу стать другим, хочу измениться, но сам без Твоей помощи, без Твоей силы не в состоянии это сделать». И вот только тогда наступает совершенное исцеление: и духовное прозрение человека, и исцеление его каких-то немощей, как случилось это с  Вартимеем. Он духовно уже был прозревший, и Спаситель только лишь запечатлел его духовное прозрение физическим исцелением Своими словами: «прозри». И объясняет, почему «прозри»: «вера твоя спасла тебя» (Лк.18:42).

Спасающая сила веры, братья и сестры, - сегодня мысль заключительная в нынешнем Евангелии, которая многому может нас научить. Сила веры. Сила, которая человека делает другим, которая меняет его внутреннюю сущность, меняет его взгляд на эту жизнь, и обретает человек смысл своего существования, начинает видеть во всех обстоятельствах своей жизни Создателя, который стоит и внимательно наблюдает за нами: за каждым нашим шагом, за каждым нашим словом. «Что ты хочешь, чтобы Я тебе сделал?», - Господь спрашивает и ждет.

И Кого первого увидел этот счастливый теперь Вартимей, когда открылись его физические очи? Перед ним стоял Спаситель мира, который смотрел на него с любовью. Какое это, должно быть, счастье, братья и сестры, так вот лицом к лицу со своим Создателем встретиться именно в такой момент прозрения! Так и в нашей с вами жизни пусть Господь милостиво поступит с нами, когда мы, сумев сконцентрировать своё духовное внимание и, всё второстепенное, всё неважное отбросив от себя, обратиться к Нему с единственно правильной и спасительной просьбой: «Господи, чтобы мне прозреть»! Чтобы, наконец, научиться видеть Бога во всех обстоятельствах своей жизни. И тогда и мы, открыв свои духовные очи, наконец, увидим Христа Спасителя, глядящего на нас с любовью, как Он и всегда на нас с вами глядит, и услышим эти ободряющие слова, которые услышал слепец Вартимей: «прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк.18:42)!

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla