Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, братья и сестры, очень хорошо нам всем знакомо, для многих, пожалуй, даже и наизусть, поскольку читается это Евангелие за каждым благодарственным молебном. Каждый воскресный день перед литургией служится благодарственный молебен, и на этом молебне читается этот отрывок о том, как Господь наш исцелил десять прокаженных мужей, десять прокаженных человек.

Проходил Спаситель мира, как пишет апостол и евангелист Лука, между Галилеей и Самарией, направляясь в Иерусалим. И, подходя к одному селению, Он увидел группу людей из десяти человек, которые стояли вдалеке, поскольку были эти люди больны проказой и, по закону, не могли приблизиться к здоровому человеку. Таких людей обычно изгоняли из общества, они жили в пустынных местах, в оврагах, в каких-то отдаленных безлюдных местностях, куда приносили им время от времени пищу, так, чтобы они с голоду не умерли, но ничем помочь другим им уже было невозможно, поскольку болезнь эта считалась неизлечимой.

И вот эти люди, услышав о Христе, знали, видимо, что будет Он проходить где-то неподалеку, поскольку весть распространялась с быстротой молнии, и Спаситель не успевал еще приходить к селению, а Его там все уже ждали. Так было и здесь. И вот эти люди, заранее зная, что по этой дороге будет проходить Иисус, стояли вдалеке, не смея подойти ближе из-за своей болезни, и только издали кричали Ему: «Иисусе наставниче, помилуй ны» (Лк.17:13). Спаситель, остановившись, говорит им: «пойдите, покажитесь священникам». И те пошли в храм показаться священникам, по дороге увидели, что исцелились, проказы уже на теле нет, но вот из этих десяти только один вернулся назад, упал к ногам Христа и стал Его благодарить за полученное исцеление. Господь с удивлением как бы спрашивает: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк.17:17). И уже обращаясь к этому исцеленному: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19).

Говорит апостол Лука, что этот исцеленный был даже не из иудейского племени, а был самарянином, то есть из племени, которое иудеями презиралось. Многократно мы с вами слышали, Господь исцеляет именно людей не из своего племени. И это лишний раз дает нам назидательный урок в том, что Господь не смотрит ни на лица, ни на происхождение, ни на положение в обществе: Господь смотрит в сердце человека.

Вот такой коротенький рассказ, и, конечно, здесь речь идет о благодарности, об умении человека быть благодарным. Чтобы понять, что это такое, давайте мы с вами разберем этот отрывок подробно.

Спаситель идет мимо некоего селения, десять человек стоят на обочине дороги, и с чего они начинают свою просьбу? Они не говорят: «Господи, сделай так, чтобы мы выздоровели, избавь нас от этой болезни» или что-то ещё. Они говорят: «Господи, помилуй нас». Они просят о помиловании. Что это значит, братья и сестры? Что значит просьба «Господи, помилуй нас»? Очень часто в домашней молитве, или в храме священник или дьякон произносит «Господу помолимся», а мы отвечаем хором «Господи, помилуй». «Помилуй», значит, будь милостив к нам. «Помилуй», значит, защити нас от различного рода несчастий, неприятностей. «Помилуй» - как бы, одели нас Своей любовью.

Но мы не говорим о любви, мы говорим о милости. Любовь Божия, которая распростирается на грешников, она называется как раз милостью.

Есть любовь как нисхождение: то есть, и недостоин, вроде бы, человек по грехам своим любви, но Господь всё равно любит. И вот эта любовь к грешнику, любовь, которая обладает великой творческой силой и способна этого грешника превратить в праведника, вот эта самая творческая любовь Божия, эта творческая сила называется милостью. И мы этой милости у Бога просим, говорим: «Господи, помилуй нас», то есть помажь нас дыханием Своим, прикоснись к нам, позволь нам встать под Твою защиту, под Твой покров.

Итак, эти люди просят: «Господи, помилуй нас». Это прообраз современной исповеди, покаяния. Потому что когда человек просит, говорит такие слова осознанно, просит милости у Бога, значит, как вы понимаете, он осознает себя грешником. Поскольку не осознавал бы себя грешником, не просил бы милости, а просил бы любви. А раз просит милости, значит, осознает, что он любви недостоин, но всё-таки просит помощи, просит защиты и заступничества: «Помилуй, Боже, меня».

Покаяние. Вот с чего, братья и сестры, и нам надо начинать любую свою просьбу, когда мы обращаемся ко Господу с какой-либо нуждой в своей жизни: за себя ли, за кого-то другого. Но начинать надо всегда с этого – с покаяния, с очищения своего сердца, потому что Господь, как я уже сказал, смотрит в сердце человека. Не на слова смотрит, не на то, что человек говорит, а на то, что он переживает, «Господи, помилуй меня» говоря. Они каются в своих грехах, значит, осознают, что болезнь эту неизлечимую они получили по заслугам. Так и считали древние иудеи, что проказа – это наказание Божие за страшные какие-то грехи, как проклятие.

А что Господь им говорит в ответ? Он ведь не сказал им: «хорошо, исцелитесь» или «даю вам исцеление, можете идти спокойно дальше жить». Не было сказано этих слов. Господь им говорит: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк.17:14). Собственно, эти слова и означают исцеление, потому что если прокаженный по какой-либо причине исцелялся, он был обязан прийти к священнику в храм, чтобы священник засвидетельствовал это исцеление, очищение человека от проказы, и позволил ему (у священника было такое право) вернуться в человеческое общество, вновь вернуться в дом к своим родным и близким людям из пустыни, куда он был изгнан.

«Шедше покажитеся священником», - говорит Христос (Лк.17:14). Здесь и для нас с вами, братья и сестры, урок и назидание: просят о помощи люди у Бога, а Господь их отсылает к священникам. И почему это происходит? Потому что грех, какой бы он ни был, кому-то кажется грех страшным, а кому-то не очень, а кто-то вообще за грех не считает, но грех он и есть грех – это зло. И зло отделяет человека и от Бога, прежде всего (там, где свет, там нет никакой тьмы), но также грех отделяет человека от общества, потому что грех – это та же самая проказа, только  духовная, которая может перекинуться от одного человека к другому. Как мы с вами знаем, если живет в какой-то местности праведник, то вокруг него собираются люди, ищущие такой же праведности, желающие брать с него пример и старающиеся жить такой же жизнью. Но если поселяется грешник, вокруг него собираются аналогичные личности, которых устраивает или пленяет этот образ жизни. Они тоже всячески подражают ему.

Грех – это зараза, и грешника отсекает Господь от человеческого общества, от людей ищущих своего спасения. Как отсекает? Посылает ему разного рода скорби и болезни, вразумляет через испытания и приводит к смирению и покаянию. Ведь, пока в твоей жизни скорби и лишения, твоя жизнь меняется, она уже не такая, как была, как у всех, и тебе самому в такие минуты не до других людей, ты действительно, чувствуешь себя неким изгоем, замыкаешься в себе. А когда смирится и покается грешник, все вокруг него меняется, обстоятельства его жизни меняются, тучи над головой рассеиваются, и жизнь постепенно приходит в обычный режим, как и у всех, и человек становится способным вновь видеть и слышать других, жить в обществе.

Если в жизни есть такое, когда человек заражен грехом, как проказой некой, и в этот момент просит чего-то у Бога в своей жизни, он должен услышать в себе призыв Божий, вот этот отсыл ко священнику. «Иди, говорит Господь, - сначала к священнику сходи». То есть очисти сначала себя, освободись от собственных грехов, перестань эту заразу вокруг себя распространять, себя отравлять и других, и потом уже из чистого сердца будешь просить чего-то.

Но мы с вами здесь видим, священник ветхозаветный имел право вернуть человека в обычное человеческое общество. А священник новозаветный, то есть нынешний священник, у него даже больше прав, поскольку священник обладает властью, Богом данной ему, освобождать человека от греха. Сам Христос дал такую власть Своим служителям, говоря: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18).

Через руки священника проходит благодать Божия, нейтрализующая то зло, которое живет в человеке в тот момент, когда человек в этом грехе кается. И зло перестает определять дальнейшую жизнь человека, раскаявшегося уже грешника. Перестает определять, перестает влиять на его последующую жизнь, и человек, действительно освобождается от этого зла, становится свободным, способным быть подобным своему Создателю, способным и стремящимся ко спасению.

Но вот что еще мы здесь видим? Господь говорит этим прокаженным: идите, покажитесь священникам. И они, не спрашивая Его «а зачем нам туда идти?», они же ведь не услышали слов об исцелении, они пока не увидели на себе это чудо совершившимся, но они безоговорочно слушаются Христа, разворачиваются и, ни слова не говоря, идут по дороге в храм – они выполнили повеление Божие, поступили по воле Божией. И это их послушание, это их смирение, наложенное на предварительное покаяние («Господи, помилуй» они говорили, а потом послушались) дает чудесный результат. Пока шли, по дороге они увидели, что проказа спадает с их кожи, с их тела, и они видят, что становятся здоровыми людьми.

Вот и в нашу бы жизнь, братья и сестры, послушание!

Ведь иной раз человек не понимает, почему с ним то или иное происходит, как и те люди не понимали, зачем им это делать. Но Господь говорит «идите», не объясняя – зачем. Послушались и получили желанное исцеление. А если бы не послушались? Они за свое послушание получили просимое.

Так и нам надо с вами научиться слышать голос Божий в своей жизни, научиться читать Его знаки, которые Он нам посылает через те или иные обстоятельства нашей жизни, понимая, что нам Господь хочет что-то сказать, Он нас направляет куда-то, что-то мы должны исправить или изменить в своей жизни. А уж если что-то случилось, и мы не можем это понять, или принять не можем, согласиться с тем, что случилось, тогда надо вспоминать вот этот эпизод.

Потом станет всё понятно. Как и им только потом стало понятно, зачем Господь послал их к священникам. И пошли, и увидели, но только тогда, когда пошли. А если бы не пошли, то и не увидели бы ничего.

Так вот и нам: послушаемся, примем, не будем роптать, не будем думать «а почему? зачем?»,  просто примем спокойно, со смирением, понимая, что всё, что происходит в нашей жизни, не происходит без воли Творца. Значит, должно было это случиться для чего-то. Примем это, потом станет всё ясно.

Когда эти люди увидели, что исцелились, то конечно, наверняка возрадовались великой радостью. Но здесь нужно сделать остановку.

До этого момента всё это Евангелие было таким жизнерадостным и оптимистическим, всё прекрасно складывалось. Дождались они Спасителя, а многие другие ведь и не видели Его, не сумели с ним встретиться, а эти сумели, попросили и получили просимое – как всё прекрасно. Но только до этого момента, потому что дальше опять урок нам с вами: девять продолжили дорогу вперед, ликуя и радуясь, может быть, предвкушая уже, как они сейчас придут в храм, получат благословение священника, пойдут домой, как изумятся все их родственники и родные, увидев их исцеленными. Они шли и уже думали о будущем.

И только один из них не о будущем подумал в этот момент, а о прошлом. Он вдруг остановился, осознал, что с ним сейчас произошло, не списал это на случай, не сказал «повезло». Он остановился, осознал, Кто подарил ему это исцеление, Кто это чудо над ним совершил, и… пошел назад. Он пошел назад, как бы в прошлое свое возвращаясь, к самому началу своего спасения, в тот момент, когда он ещё стоял и только, может быть, надеялся слабо, что, возможно, его услышит Господь.

Туда, в прошлое – зачем? Мы видим «зачем». Он подошел ко Христу, упал Ему в ноги и стал Его благодарить. Это, братья и сестры, прообраз настоящего покаяния.

Всегда, когда мы хотим что-то изменить в своем будущем, нам надо сначала разобраться со всем, что у нас было в прошлом. А это нам позволяет сделать как раз исповедь. Мы на исповеди в прошлое как раз и возвращаемся. В тот самый момент, когда мы ушли с пути спасения своего, когда мы согрешили. Пусть это было вчера или десять лет назад, или ещё дальше – не важно.

Исповедь дает нам такую уникальную возможность вернуться в любой момент нашей жизни, потому что в нашей памяти всё это хранится навсегда.

Вот мы с вами вернулись назад в ту отправную точку, когда мы свернули с правильного пути, покаялись, как вот этот вот прокаженный покаялся искренне.  «Господи, помилуй, - мы говорим, - прости мне мои прегрешения, постараюсь больше в своей жизни никогда этого не совершать, начну новую жизнь». И вот с этого момента начинается спасение человека. Проказа духовная спадает с души грешника, и он начинает жить заново. Не заново проживать все те годы, может быть, десятилетия, которые прожиты – этого не изменить. Но вот с этого самого момента, когда человек это сделал – вернулся в прошлое и покаялся, получил исцеление от этой язвы смертельной, которую нанес сам себе, с этого момента в настоящем начинается его другая жизнь. Все обстоятельства в его жизни, которые сложились перед этим, до исповеди, меняются. Вся дорога его выравнивается, и всё, что должно было произойти неблагоприятного, оно уже, скорее всего, не произойдет, а произойдет что-то другое.

Возвращение назад: как это важно, оказывается, в нашей жизни. Не пытаться забыть – как раз этого не нужно делать, о своих грехах нужно помнить, но только помнить о них так, как вспомнил о них этот прокаженный. Он вернулся туда, он вернулся ко Христу, он вернулся к Тому, Кто спас его, Кто позволил ему начать новую жизнь – уже без этого отравляющего действия греха в его сердце и в его жизни.

Но вот он вернулся, и Господь, глядя на него, совершенно без укора говорит об остальных: «где же, - говорит, - они?». Он только лишь спрашивает, Он их не обвиняет, Он их не осуждает. Он заранее знал, что так будет, что из этих десяти только один способен к настоящему спасению, не только тело исцелить, но и душу свою. Ведь тело-то болит в последнюю очередь у человека, сначала душа болит от грехов. А если не кается, потом и тело начинает болеть. Так вот этот один получил полное исцеление. Не только тело свое увидел исцеленным, но и душу свою. А это значит, что больше и болезнь тела к нему не вернется, та, которая была. Чего нельзя сказать о тех девяти. Мы знаем, в жизни нашей такие были примеры, и я как священник могу вам это сказать, что видел, как проходили даже неизлечимые болезни у того или иного человека после того, как совершено было над ним таинство крещения, например, или таинство причастия. Получал исцеление полное. Но прекращал после этого вспоминать о Боге, совершенно не исправлял свою жизнь, проходил год-другой-третий, и всё возвращалось на круги своя. И возвращалась та самая болезнь, причем в ту самую отправную точку. И нам, братья и сестры, нужно об этом также помнить.

Благодарность – это чувство, которое способно исцелить наше сердце. Но невозможно в себе его воспитать, если не будет оно положено на основание осознания своей греховности, то есть на смирение. Вот сначала «Господи, помилуй» мы говорим, а потом уже «благодарю Тебя, Господи» - в такой последовательности, а не наоборот.

Короткий евангельский отрывок, несколько  предложений всего, но сколько мыслей полезных, назидательных можно для себя здесь извлечь и поразмышлять над этим!

Будем брать пример с этого прокаженного, братья и сестры. Мы тоже ведь с вами все больны грехом, этой проказой заражены с рождения своего. И наша задача увидеть в себе эти ростки, увидеть симптомы болезни греховной, и не давать греху распространяться, не давать ему укореняться в нашем сердце, сжигать его, вырывать его с корнем на исповеди, помнить эти слова – с чего началось сегодняшнее Евангелие: «помилуй нас, Господи». Вот это наше с вами ежедневное должно быть вопрошание к Творцу нашему. Открыли только свои глаза, день начался, и мы уже можем эти слова сказать совершенно осознанно и прямо. День впереди, и что с нами в этот день случится, не знаем. Когда мы говорим «Господи, помилуй», о чем просим? «Господи, и прости меня, и помоги мне, и защити меня, помилуй», то есть «коснись меня Своей благодатью, милостью». С этого начинать. А когда проходит какой-то период времени в нашей жизни, позади какие-то испытания, лишения, болезни, благоприятное время наступает, не забыть обязательно сказать слова благодарности, пасть Христу в ноги, прижаться к Нему и благодарить Его со слезами. И тогда мы тоже с вами станем достойными не милости уже, а любви Божией, как этот прокаженный. И как Господь ему сказал, так и нам скажет: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк.17:19). Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla