Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Невозможная у человек возможна суть у Бога» (Лк.18:27).

Сегодня, братья и сестры, евангельское чтение повествует нам о беседе Христа Спасителя с неким богатым юношей. Этими словами заканчивается та беседа: «невозможное человекам возможно Богу».

Тот вопрос, который богатый юноша задал Христу, и в Церкви красной нитью проходит через всё богослужение, и в духовной жизни каждого человека этот вопрос звучит постоянно, иногда затихая, а иногда грозным набатом, как колокол, напоминает о себе, заставляет человека задуматься о смысле жизни. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18) - спрашивал сегодня юноша Христа Спасителя.

Казалось бы, всё просто. Господь ему так и говорит: исполняй заповеди и спасешься. И перечисляет ему основные заповеди: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк.18:20). И отвечает ему этот юноша: «все это сохранил я от юности моей» (Лк.18:21). То есть с детства был человек воспитан в благочестии, сохранял эти заповеди, старался их соблюдать. Но вот он видит Христа: что мне нужно сделать, скорее, вопрос такой – что мне нужно ещё сделать, чтобы спастись? Какое-то всё-таки внутреннее неудовлетворение испытывает человек в сердце своем, чувствует какую-то недоделанность даже в исполнении заповедей, которые предписаны были ещё Моисеем и начертаны на скрижалях. «Что мне нужно ещё сделать?», - говорит юноша. И вот Господь, уже глядя в его сердце, а в другом Евангелии в параллельном месте читаем – с любовью на него посмотрев, понимая, что то, что сейчас скажет Он, Господь наш, этому юноше, будет для него неподъемной, непосильной ношей. Но Он его уже заранее не осуждает, а с любовью на него смотрит, потому что понимает, как это будет для него тяжело.

И Господь ему говорит: «еще одного недостает тебе». То есть, другими словами, для того, чтобы ты действительно успокоился и ощущал бы не просто выполненный долг, живя на земле, а ощущал бы именно спокойствие на сердце своем, и как бы внутреннюю уверенность от близости к Богу, и чувствовал бы своим сердцем, как для тебя открываются врата Царствия Небесного. «Одного тебе недостает», - говорит Господь. «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18:22). И юноша этот отошел от Христа в большой печали, как пишет апостол и евангелист Лука, потому что был весьма богат.

И тогда апостолы, глядя на этого юношу, слыша слова Христовы, говорят: «кто же может спастись?» (Лк.18:26). Господь им говорит: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:24-25). Ученики говорят: «кто же может спастись?» Но Христос завершает сегодняшний евангельский отрывок словами: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27).

Верблюд и игольные уши. Многие буквально воспринимают это сравнение. И, конечно, если буквально воспринимать сравнение с игольным ушком и верблюдом, ясно, что невозможно. Но Господь никогда не выражался так уж категорично. И никогда мы не найдем ни одного слова в Евангелии, где бы богатство как таковое осуждалось и богатый человек бы осуждался именно за то, что он богатый. Нет, здесь о другом совсем речь. «Игольные уши» – это одни из многочисленных ворот в крепостной стене города Иерусалима. В то время назывались так эти ворота – «игольные уши». Это даже и не ворота были в прямом смысле слова, а калитка небольшая, узкая, низкая, через которую человек с трудом проходил, а верблюд, тем более с поклажей, навьюченный тюками, ему вообще невозможно было это сделать. Но, чтобы можно было ему пройти сквозь эту калитку, всю поклажу с верблюда снимали, он кое-как протискивался сквозь эти узкие врата, обдирая себе бока. За ним протаскивали поклажу сквозь эти врата и заново его навьючивали.

Вот этот образ верблюда с тюками Господь приводит в пример, сравнивая его с человеком богатым, который подошел к вратам Небесного Царства. Для того, чтобы туда войти, в эти врата, нужно всё с себя сбросить, как вот с этого верблюда всё сбрасывали, всё оставить по эту сторону, в этой жизни – в ту жизнь это богатство не взять, оно там не нужно. Наша душа прекрасно это знает. Мы это можем каждый по своей жизни увидеть и подтвердить эту мысль: ничто материальное не может удовлетворить поиски нашей души, не может насытить её, она не может этому радоваться. Ну, несколько минут, может, даже какой-то вожделенной вещи, о которой человек мечтал, может быть, даже годами. О какой-то вещи, одежде или пище, о каком-то недвижимом имуществе, о богатстве. Проходит это всё очень быстро, и человек уже смотрит вдаль, вперед, и это как бы уже в прошлом - все его мечты, чаяния. Вот он достиг этого, порадовался несколько минут, и он уже смотрит опять в будущее: а что же ещё мне в этом мире и в этой жизни можно было бы приобрести. И вот так вот в этой погоне, в этой гонке бесконечной человек, который не думает о своей вечности, о своей душе, так и продолжает – от одного к другому бежит, от одного препятствия к другому, такой бег с препятствиями постоянный. И душа изнемогает у такого человека от пустоты его жизни, от бесцельности этого бытия, поскольку понимает душа – скоро всё это кончится. Кончится всё это, человек проснётся, очнувшись от этой земной спешки, от этой беготни, откроет глаза уже в вечности, и всё, за чем он гонялся в этой земной жизни, всё это останется там, в том сне, а перед ним открыта вечность, но он к этой вечности оказывается неготовым.

Как же быть, братья и сестры, что же делать? И тому юноше нужно было подумать и нам с вами. Ведь Господь никогда не дает невыполнимые задачи или такие цели перед человеком не ставит. Так же, как мы можем вспомнить слова Христа о любви к врагам своим: тоже, казалось бы, невозможная совершенно заповедь – как можно врага своего любить? У древних было проще и понятнее: люби ближнего и ненавидь врага. Тут всё просто. Тот, кто тебя ненавидит, и ты его ненавидь – тут всё правильно, всё справедливо, глаз за глаз, око за око, зуб за зуб. Но это закон примитивный, это закон джунглей. А Христос принес другой закон – закон любви.

Любовь, только одна любовь может обезоружить злое сердце, только одна любовь может зло нейтрализовать, уничтожить его. И одно слово, простое такое слово «прости» охлаждает сердце, распаленное гневом или осуждением, или злословием, и обезоруживает такое сердце, и в ответ нечего сказать. Если человек хотел что-то сказать обидное, злое, горькое для своего обидчика, а сказали в ответ «прости», и как оружие из рук вырвали, ему нечего в ответ сказать, он не готов. Хорошо, если сможет в ответ сказать: «и ты меня прости», но как тяжело это бывает сделать.

Вот этому юноше богатому Христос тоже ведь не невозможное сказал. Он посмотрел в его сердце. И если бы в ответе что-то было невозможное, Господь бы промолчал. Но всё было возможно. Юноша не смог перенести. Не смог перенести, и апостол объясняет почему: «потому что был очень богат» (Лк.18:23). Вот это всё, что земное мы имеем, не обязательно вопрос о деньгах, не обязательно вопрос о чем-то материальном, все привычки наши, к чему мы привыкли, образ жизни наш, то, что для нас составляет смысл или комфортные условия нашего пребывания на земле, то, к чему человек привык. И вот Господь говорит: брось это всё и иди за Мной. Оставь это всё – это всё не нужно тебе. А человек не может, потому что изменить себя так мгновенно, именно – разом послушавшись Господа, всё оставить, поверить Ему, что, действительно, всё это не нужно…

Многие скажут: да это же авантюра. Как так? Я жизнь прожил таким вот образом, в таких вот привычках своих, и как это всё сейчас можно разом изменить, забыть, отбросить и идти вперед, не оглядываясь. Но раз Господь говорит, это не просто возможно, а необходимо сделать. Чего не хватило юноше? Ему не хватило доверия. Он до конца в Бога не верил. Он не воспринимал тогда Христа как Бога. Он же подошел к Нему как к Учителю, говорит: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18:18). А вот Господь его сразу и обличает, говорит: «что ты называешь Меня благим?» (Лк.18:19). Вот здесь бы задуматься бы ему. Христос объясняет: «никто не благ, как только один Бог». Значит, если ты Меня называешь благим, так можно расшифровать Его слова, значит, ты ко Мне обращаешься как к Богу. А если ты ко Мне обращаешься как к Богу, доверься Мне, поверь Мне, Я тебе зла никогда не пожелаю, будешь сокровища, Господь говорит, иметь на небесах, оставь это всё на земле, тогда у тебя появятся сокровища там – в том мире, куда ты всё равно придешь рано или поздно, но то сокровище никогда не исчезнет, по сравнению с этим земным. Не растает, как дым, как сон, оно будет вечно с тобой, всегда.

Какое же это сокровище? Это, прежде всего, любовь. Любовь, которая наполняет собою и этот мир, мы чувствуем её, хоть и оскудеет она к концу веков. А в том мире никогда не оскудеет, потому что Бог есть любовь, и все будут питаться этим чувством, будут жить любовью, дышать ею, напитываться ею и быть от этого счастливыми. Мы ведь чувствуем счастье, когда нас кто-то любит, и мы когда кого-то любим. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, если мы посмотрим на любовь Божию и на состояние праведников в Царстве Небесном: там эта любовь безгранична, там эта любовь, действительно, наполняет всё существо человека и он, как переполненный сосуд, преизливается этой любовью, и поэтому счастлив.  И здесь, на земле мы с вами слышим такую пословицу: остановись мгновенье. А там этого мгновенья не будет, там будет вечность, и человек, пребывающий в любви в вечности – вот оно счастье для человека, к которому он стремится здесь на земле.

Так что если б этот юноша богатый послушался Христа, он бы тут же, сразу бы это счастье, любовь эту, прикоснувшуюся его сердцу, воспринял бы, но не смог. Испугался, испугался бросить это всё. Всегда в таких случаях вспоминается мне апостол Петр, когда он выходил из лодки в бурю, в шторм, ночью, когда Господь сказал: иди ко Мне по воде, и он пошел. И вот самый первый миг поражает, когда он перешагнул через борт лодки, встал на воду и отпустил лодку руками. Самый вот этот первый миг! Потом уже всё понятно, потом он уже лодку отпустил, уже идёт, и вот, испугался, начал тонуть – значит, Богу перестал доверять, забыл, куда он идет и к кому. Но вот этот самый первый миг: встать и отпустить руки, бросить это всё! Казалось бы, спасение вот оно – лодка. Буря бушует, ветер свистит, волны захлестывают через борт, а тебе надо выйти и отпустить этот спасительный край лодки, в которой ты реально можешь доплыть до берега, но надо на воду встать. Вот он это сделал.

С этим юношей параллель можно провести. Ему здесь Господь аналогичное предлагал: брось всё, пойди за Мной и ты увидишь, что произойдет. Но не случилось. Так как же быть? А вот Господь в конце сегодняшнего Евангелия и говорит: «невозможное человекам возможно Богу». Значит, если мы с вами чувствуем свое бессилие в борьбе с грехом, ведь часто бывает так: казалось бы, поисповедовался, вернулся домой и вот всё заново…

В чём дело? Почему одни и те же грехи повторяем? Казалось бы, поисповедовался, ушел этот грех, покаялся в нём – нет, он опять предстаёт. И изо дня в день. Или нерешаемая какая-то проблема в жизни. Или не хватает мужества признаться самому себе, может быть, в том, что ты в чем-то не прав. Для этого нужно иметь такую добродетель как смирение. Осознать свою неправоту может только смиренный человек, который с гордостью своей пытается бороться. Единственный способ гордость победить – сказать самому себе, кто ты есть на самом деле. Честно, не оправдывая себя, не ища себе каких-то там уловок: «ну, ещё раз согрешу, пойду, Господь простит, ну, может быть, ещё согрешу – Господь милостив». Так никогда не получится победить грех. А вот когда человек говорит себе: «умру, но лучше никогда этого не сделаю», и не продолжает через запятую – «ну, если сделаю, пойду опять покаюсь». Нет. Нет таких уже компромиссов с совестью у человека. Он не говорит себе, что если вновь согрешу, опять покаюсь, он говорит: не буду больше этого делать никогда в жизни.

А вот когда сил не хватает исполнить такое обещание, данное самому себе, а Господь для чего? Вот Он стоит рядом с этим юношей и говорит: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18:22). Но Он же рядом стоит, Христос, иди за Ним, ты же видишь Его, можешь даже прикоснуться рукой. Не смог. И в нашей жизни часто так бывает. Вроде, всё понимает человек, как надо жить, что нужно бросить в своей жизни, что нужно исправить, а не может. Не хватает веры, не хватает доверия Богу. Не верит он тому, что Господь говорит, что брось только это всё и увидишь, что будет: изменишься. А если ты изменишься, изменится жизнь вокруг тебя. Но не может человек поверить. Значит, вот эти слова Божии, сказанные сегодня в Евангелии для нас должны звучать всегда напоминанием. Особенно в минуты борьбы духовной, когда мы колеблемся сделать выбор и принять какое-то решение. Всё, что нам невозможно, Богу возможно.

Богу всё возможно. Поэтому если мы обращаемся к Богу с просьбой, Господи, помоги мне, дай мне сил, укрепи мою веру, изгони из меня страх, сделай меня, действительно, чадом Твоим, орудием промысла Твоего в жизни, руководи мною, я отсекаю свою волю, не хочу, Господи, по своей воле жить, потому что моя воля грешная, порочная, исковерканная, и только ведет меня ко греху постоянно. Я буду слушать Тебя, я буду идти за Тобой, руководи моей жизнью. Вот если б такие слова мы говорили, хотя бы утром или вечером на молитвенном правиле, насколько легче было бы преодолевать вот эти борения духовные.

Недоверие – вот главная проблема, отсутствие настоящей веры. Несколько дней назад вечером за богослужением читалось Евангелие, где описывается верующий человек и какие знамения последуют верующему, Господь говорит. И перечисляет такие чудеса, о которых мы только в книжках читаем: могут мертвых воскрешать, бесов изгонять, могут что-то смертное выпить и не повредит им, многими языками могут говорить. То есть действие благодати в человеке что может произвести. Господь говорит: «знамения верующим сия последуют» (Мк.16:17) и перечисляет настоящие чудеса. Для нас это чудеса, а Христос говорит об этом, как об обычной вещи. То есть если ты верующий, Дух Божий в тебе живет, то это всё ты можешь. А почему мы не можем? А потому что мы не верим, что можем. Господь говорит: «если у вас будет вера с горчичное зерно», то есть самое маленькое семечко из всех растений, «скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет» (Мф.17:19). Почему мы не можем сдвинуть гору с места? Потому что мы не верим в это.

Мы понимаем, что Господь, вроде бы, говорит правду, но, наверное, не про нас. Наверное, это вот тогда такие люди жили, которые могли это делать, но нет, это не про нас. Вот это отсутствие доверия. «Поверил Авраам Богу и Бог вменил ему это в праведность» (Рим.4:3). Что тогда произошло? Бог Аврааму что сказал? Из тебя произойдут все народы земли, твое потомство будет больше, чем звезд на небе (Быт.13:14-17) . Он говорит, выйди из шатра, Аврааму праотцу, выйди из шатра, посмотри на небо. Авраам выходит из шатра, смотрит на небо, видит мириады звезд от горизонта до горизонта – всё усеяно звездами. Господь ему говорит: если сможешь сосчитать эти звезды, так вот твое потомство будет больше. Или пойди, посчитай песок на берегу моря, Господь ему говорит. Вот если сосчитаешь песчинки, то в твоем наследии, твое потомство будет больше. И Авраам Ему поверил. Будучи бездетным, родив первого сына своего почти в сто лет, - он поверил. «Поверил Авраам Богу и Бог вменил ему это в праведность». Праведным мы Авраама почитаем за то, что Богу он безоговорочно верил, и всё, что Господь ему говорил исполнять, он исполнял.

Будем помнить об этом, братья и сестры, будем помнить слова Христа о том, что Богу всё возможно, и когда встает перед нами то или иное препятствие, будем молитвой своей к Богу, помня о Его могуществе, призывая Его на помощь, преодолевать все препятствия в нашей земной жизни. И тогда для нас тоже будут открыты врата Царства Небесного. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla