Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником в честь Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Событие это повествует нам о том, как престарелые родители Матери Божьей Иоаким и Анна исполнили свое обещание Богу, которое они дали, ожидая от Господа милости, будучи бездетными, состарившись и терпя поношение от своих единоплеменников за свое бесчадие, за свое неплодство – это считалось у евреев проклятием Божьим: если нет детей в семье, значит, есть какой-то серьезный тайный грех на их совести и Господь лишает людей потомства за это.

Но Иоаким и Анна были праведными людьми, как свидетельствует о них Евангелие, однако промыслом Божиим Господь сохранял их для такого великого чуда, чтобы на старости лет родилась у них такая прекрасная дочь, такой благоуханный цветок. И вот они ждали исполнения этого великого чуда. Надо отметить здесь великое терпение и смирение: никакого ропота, никакого неудовольствия. Только скорбели они и плакали о том, что незаслуженно несут поношение от своих сородичей, от своих единоплеменников.

Вот они молили Господа о даровании им дитяти, хотя понимали, что они уже в преклонных годах и, по сути, просят чуда. И тем не менее они пытались это чудо каким-то образом отработать или отслужить Господу, и сказали: Господи, если Ты нам это чудо сотворишь и подаришь нам ребенка, мы посвятим его, ребенка своего, Тебе на служение. И вот после этих молитв, после этих обещаний совершилось это чудо. Мы знаем из праздника Рождества Божией Матери, как это было. Но на третий год, когда маленькой Марии исполнилось три года, родители привели Её в Храм для того, чтобы оставить Её уже там навсегда.

Что такое три года, братья и сестры? Это маленький неразумный ещё ребенок, ещё младенец. Три годика, ещё на ногах неустойчиво стоит. Предание повествует нам о том, что они даже и раньше пытались это сделать: не по прошествии трех, но даже двух лет. Но вот когда Анна отпустила со своих рук маленькую Марию на землю, она сделала несколько шагов по земле ещё неуверенными ножками Своими, развернулась и обратно на ручки попросилась. Из этого родители сделали вывод, что рано ещё отдавать Её, Она полностью ещё зависит от ласки родительской, ещё не готова к этому подвигу. И они целый год ждали.

Само Введение во Храм происходило, как мы тоже с вами знаем из истории церковной, самым торжественным образом. Это было праздничное шествие в окружении дев, которые были одеты в белые праздничные одежды с возженными светильниками, они шли процессией в Иерусалимский Храм, воспевая псалмы Давида. И вся эта торжественная процессия подошла к Храму. У Иерусалимского Храма было пятнадцать высоких ступеней для того, чтобы подняться в Храм, и даже взрослому человеку не просто было по ним подниматься. Предание церковное нам говорит о том, что священник, когда он шел по этим ступеням для того, чтобы совершить богослужение, на каждой ступеньке останавливался и читал определенный псалом царя Давида. Это, видимо, связано ещё и с тем, что нужно было передохнуть какое-то время, так как ступени были высокие.

И вот церковное предание говорит нам о том, что даже уже с этого момента начиная совершилось чудо, поразившее всех – маленькая девочка, трехлетний младенец сама легко по этим пятнадцати ступеням вбежала без остановки, как по воздуху, как будто поддерживаемая ангелами, вспорхнула будто бы на эти пятнадцать ступеней и очутилась у входа в храм. Из этого тоже родители сделали вывод, что это, действительно, жертва Богу, Им принятая.

А встречал Марию на крыльце у входа в Храм первосвященник Захария. Это тоже известный нам с вами евангельский персонаж – это отец будущего Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он тогда совершал богослужения, в Храме череду нёс как первосвященник. Он маленькую Марию взял за ручку, ввёл Её в храм, и по внушению Святого Духа, как повествует нам Евангельская история, ввел Её не просто в Храм, не просто в то место, куда только мужчины могли заходить, женщинам был вход воспрещен, но ввёл Её в самое Святая Святых – туда, куда даже и священники не могли заходить, а только первосвященник, и только раз в год. Это особое сокровенное место было в Храме, где хранился когда-то ковчег Завета, а в нем хранились скрижали, на которых Господь начертал заповеди, хранилась манна небесная, жезл Аарона процветший – святыни, которые свидетельствовали, по сути, о всей истории еврейского народа. Впоследствии ковчег завета был евреями утрачен, и первосвященник заходил, чтобы окропить кровью жертвенных животных лишь завесу церковную, и то единожды в год. А здесь он вводит маленькую девочку с собой вместе во Святая Святых!
Это удивительно было людям того времени, а нам с вами не удивительно, а радостно, потому что мы знаем, что этот маленький ребенок, трехлетний младенец сама вскорости станет Святая Святых, ковчегом живым, вместившим невместимого Бога, Творца всех миров, станет Матерью Сына Божия.

Церковное предание нам говорит также и о том, что Мария с самых ранних лет Своих проводила большую часть Своей жизни во Святая Святых. Ей не воспрещалось туда заходить, поскольку, уже единожды зайдя туда, она как-бы получила на это благословение. И Она часто там бывала и молилась. И архангел Гавриил тоже был Ей знаком: с самого раннего детства он приходил к Ней и кормил Её ежедневно ангельской пищей. А ту пищу, которую давали Ей в Храме, Она выносила на улицу и раздавала нищим.

Именно поэтому, мы видим, когда наступил миг Благовещения, когда архангел Гавриил приступил к Деве Марии, чтобы объявить Ей волю Творца, что Она избрана стать Матерью Божией, Она нисколько не удивилась его появлению. Это может быть удивительно для нас с вами, когда мы читаем Евангелие и думаем: как же так? Архангел к Ней явился, а Она спокойно совершенно это воспринимает? Она удивилась другому, Она Сама в Себе думала: как это может быть, что Я буду Матерью Бога, если Я мужа не знаю? И как только архангел объяснил Ей, как это произойдет, что Она от Духа зачнёт, без мужского семени, тогда Она смиренно сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). То есть Она поняла и приняла это спокойно, явление архангела Её не удивило.

Вот с этого момента, братья и сестры, со входа Матери Божьей во Храм начинается история спасения человеческого рода. То есть уже и человеческий род подключился к этому процессу. Будущая Матерь Божия, вот Она уже входит в Храм, и готовится, Сама ещё пока не зная, к этому величайшему подвигу – носить в Себе Спасителя мира, стать Его Матерью, дать Ему человеческое вспитание, кормить Его Своей грудью, воспитывать Его.

Для нас с вами тоже здесь назидание есть. Смотрите, маленькая девочка с трех лет жила в храме, для неё храм был родным домом. Мы знаем из истории, что не только Дева Мария при храме жила. Там было своего рода училище для девочек: для сирот, для маленьких девочек. Туда приводили их и оставляли для жительства, чтобы их там обучали рукоделию, молитве. Они участвовали в богослужениях, молились, но, достигая определенного возраста – 14-15 лет (на востоке девочки взрослеют рано), их отдавали замуж, и они уходили из Храма.

Вот наступил когда момент уходить Деве Марии, Она была обручена престарелому Иосифу для того только, чтобы он охранял Её девство, чтобы Она просто жила при нём в его доме, под его защитой, под его покровительством, на его содержании, но оставаясь при этом Девой.

Вот и нашим с вами детям, да и нам самим нужно чаще вспоминать, что человек освящается Духом Святым, когда преимущественно находится  в храме Божием. Дева Мария жила в храме. Для Неё храм был не просто дом Божий, это был для Неё родной дом. Нам бы с вами и себя и особенно своих детей так воспитать, так приучить их к храму, чтобы они с радостью шли в храм. Не сопротивляясь, не говоря, что у меня другие дела, а так, чтобы в храм им было идти в радость.

Как я уже говорил вам, до революции в благочестивых христианских верующих семьях для ребенка было наказание, когда его в церковь не брали: за плохое поведение, за непослушание, за какой-либо проступок. Его наказывали этим и говорили: ты плохо себя вёл на этой неделе, ты в церковь не пойдешь. И для ребенка это было тяжелым наказанием, со слезами воспринимали это. Совсем не так, как сейчас, в наше время. Сейчас родители пытаются уговорить детей в церковь пойти. А всё потому, что сами для себя храм мы не воспринимаем как дом. Мы сами сюда приходим только на время, и тоже часто себя заставляем идти. И когда стоим в храме даже поглядываем на часы, когда уже служба закончится, чтобы побежать уже обратно в этот мир, заниматься опять своими привычными земными делами.

Мы можем отрешиться от этой мирской жизни всего лишь на какое-то короткое время час-полтора или на два максимум – на большее нас не хватает. Нам нужно опять окунуться в этот мир, в эту жизнь, потому что внутрицерковная жизнь для нас, пока что, не является родной. Да, на какое-то время хорошо в храме побыть, а потом начинаем унывать: болят колени, болит спина, на часы смотрим, уже хочется, чтобы служба кончилась. Почему так? Потому, что мы до сих пор не родные в храме, в Церкви. Потому это происходит, в первую очередь, что большинство не понимают происходящего во время богослужения. Богослужение как бы запредельно, закрыто для них по смыслу своему.

Немногие по-настоящему усердны на службе: не понимают, ни что читается, ни что поется. Язык церковно-славянский не доступен для многих, хотя ведь многие знают английский, французский, испанский, кто-то и китайский – и ничего, как-то выучили! А церковно-славянский, в котором 80% слов наших современных, из нашего лексикона нынешнего, кажется почему-то трудным. И почему это, опять же? Лень какая-то, духовная расслабленность? Когда хочется познать что-то, ну, возьми ты Псалтирь или молитвослов. Непонятно какое-то слово – что оно означает? Возьми рядом положи с собой церковно-славянский словарь и найди перевод этого слова, и возьми карандашом в молитвослове напиши поверх этого незнакомого тебе слова русский перевод.

Есть молитвословы, и Псалтирь, и Евангелие на русском языке, переведены давно. Но вот, почему-то, не хочется всё это изучать. Сам порядок службы неизвестен для многих и не знаком. И стоят люди и ждут только одного: когда же священник, наконец, вынесет чашу. А всё, что до этого происходит, для них это просто какие-то непонятные действия, которые побыстрее бы лучше закончились..

А вот когда мы всё это понимаем от начала до конца, для нас весь ход богослужения, вся служба наполнена глубоким смыслом. Каждое действие, которое мы видим, каждый возглас священника мы знаем: какую молитву священник при этом прочитал, что хор сейчас поет, какие молитвы чтец сейчас читает, для чего всё это, к чему нас всё это готовит, и когда, наконец, выносят чашу, в кульминации, – мы бы этого ждали и сопереживали всё это время, всю литургию мы стояли и жили этой службой, вот когда мы с вами начнём так воспринимать службу, тогда и дети наши и внуки будут также воспринимать. Тогда мы сможем им это передать, сможем это объяснить. А пока мы сами ничего не понимаем, и объяснить ничего не можем, сами стоим только ждем, чашу когда вынесут, им вообще это ничего не интересно: им поскорее бы только вот причаститься, конфетку получить на запивке и бегом на улицу потом бежать. Не будет никакого развития духовного, которого мы ждем от своих детей, если так будет продолжаться дальше.

Поэтому нам надо начинать, как всегда, с себя. Брать книги в руки, заставлять себя, садиться за стол, вникать, размышлять, читать, приходить на занятия воскресной школы. Мы там преподаем литургику: то есть сам строй службы, из чего она вообще состоит, чем отличается одна служба от другой. Вникать, познавать, родниться с этим. Так, чтобы нам, понимая уже многое, захотелось на службу прийти - совсем другие ощущения, другие эмоции от службы, другие переживания тогда будут. Всем вам искренне этого желаю.

Начать с себя, чтобы, как для Девы Марии, для нас с вами тоже храм стал родным. Так, чтобы, как однажды я услышал эту фразу, когда ещё в Челябинске в соборе служил – долгая была служба постовая, все устали, службы, как вы знаете, дольше длятся постовые. Когда закончилась служба, все вышли из храма, и остался один молодой парень. Вот он сидит на лавочке у выхода, и я когда проходил мимо, он говорит мне: «Как хорошо в храме, не хочется уходить, так бы и сидел». Все уже ушли, он один, а ему так хорошо, что не хочется уходить.

Вот это чувство надо в себе воспитывать, так, чтобы и нам не хотелось покидать храм. Не торопились бы обратно. Этот мир никуда не денется: пройдёт час, два, три – мир не рухнет за стенами храма, как стоит, так и будет стоять. Но мы-то, отрываясь от этого мира, погружаясь в другой мир, мир духовный, мы как бы возвращаемся на родину, мы вспоминаем, когда в храме с вами находимся, что существует другой мир, ради которого стоит жить в этом мире. Когда помнишь о том, что есть мир духовный, где совсем другие отношения между людьми, где есть справедливость, есть правда, есть любовь, искренность, желание друг другу помочь. Вот ради такого мира и стоит в этом мире, за стенами храма, жить. Чем чаще мы будем сюда приходить, и погружаться в тот мир, тем легче нам будет в этом.

Поздравляю вас с праздником, благодарю за молитвы! Милость Божию на всех вас призываю и молитвы Царицы Небесной!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla