Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником светлого Преображения Господа нашего и Спасителя! Днём, который в народе именуется ещё «яблочным Спасом», поскольку в этот день принято приносить в церковь плоды нового урожая, фрукты и овощи, всё это освящать, и таким образом благословение Божие нисходит на весь новый урожай.

Преображение Господне – это очень важный день в жизни нашей Церкви. Как мы с вами знаем, Господь возвел на гору Фавор ближайших Своих учеников – Петра и братьев Зеведеевых Иоанна с Иаковом, оставив остальных апостолов у подножия горы. И совершил Он это восхождение для того, чтобы показать ученикам Своим божественную славу Свою, то есть открыться им как Бог. До того момента можно было ещё сомневаться, Кто перед ними, но после этого события уже больше сомнений не оставалось, поскольку апостолы своими глазами увидели сияние божественной славы, которая исходила от Спасителя, как бы пробиваясь сквозь Его человеческую природу, как сквозь некую завесу. Лучи славы божественной ослепили апостолов и привели их в ужас, и мы видим на иконе, как они падают на землю, закрывая лица руками, не в силах смотреть на своего божественного Учителя. Как апостол Матфей сегодня нам говорил в Евангелии, лицо Его просияло как солнце и одежды стали белее снега (Мф.17:2).

«Преобразился». Само слово «Преображение» - то есть, образ, который стал иным, изменился, и стал Господь перед ними не просто как человек, но как, действительно, сияние Отчей, божественной славы. Это было важно для апостолов, потому что буквально через считанные дни совершится предательство Иуды, начнутся крестные искупительные страдания Сына Божия, спасающие человеческий род. И вот как в тропаре праздника поется, как раз для этого Господь дал апостолам Свою славу божественную увидеть, чтобы укрепить их веру в предстоящих испытаниях, когда им придется столкнуться с трагическими пугающими мыслями о том, что всё кончено, о том, что их любимый Учитель умер, распятый на кресте, все надежды рухнули. Перед их взорами будет окровавленное бездыханное Тело Спасителя на кресте. И как было сохранить в своем сердце веру, как было не отчаяться в этот момент, страшный миг для апостолов? Вот для того и было это чудо Преображения, чтобы в эти страшные для себя минуты, искусительные минуты, минуты испытания веры они бы не поколебались. «Да егда Тя узpят pаспинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же пpоповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Почему Господь не взял с Собой на вершину всех апостолов, почему только троих (как мы знаем, это ближайшие ученики Его)? Апостол Иоанн Богослов называется  любимым Его учеником. Он был племянником Его по плоти, ему было тогда всего девятнадцать лет. Он был ещё безбородый юноша, самый юный из всех апостолов, который возлежал на груди у Спасителя на Тайной Вечери, который задавал Ему вопрос по просьбе Петра: «Кто же Тебя предаст, Господи, сегодня?». И Господь ему ответил: «Омочивый со Мною в солило руку, той Мя предаст» (Мф.26:23). И в этот момент опускает руку в солило вместе с Ним Иуда Искариотский.

Почему только трое? По-разному богословы отвечают на этот вопрос. Но, прежде всего, мы знаем, что Господь не всегда брал с Собою всех апостолов. Есть множество случаев, когда только эти трое рядом с Ним. Здесь можно о многом порассуждать, но самое главное здесь, конечно, в том, что остальные апостолы остались у подножия горы, остальные апостолы были с народом так, чтобы и народ не остался бы обделенным в каком-то смысле. Здесь ещё можно говорить о том, что эти трое недаром были ближайшими учениками: один из них впоследствии стал первоверховным апостолом – апостол Петр, «камень», основание Церкви нашей, образец веры. Двое других – Иаков и Иоанн, их называют «сынами грома», потому что это были настолько ревностные по вере братья, что действительно, как будто громы и молнии метали они - такая из них исходила ревность по Богу. Проходя мимо одного селения, которое не приняло Христа, они сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их» (Лк.9:54). Такой властью уже тогда апостолы обладали. И Господь им тогда, конечно же, запретил и сказал, что он пришел спасать, а не губить.

Вот эти трое были рядом с Ним. Конечно, позже от них узнали о чуде Преображения и все прочие. Но ведь среди прочих был ещё тогда и Иуда. Если взять всех остальных на гору, надо было и его тоже брать, и это было бы для него ещё большее осуждение и искушение всем остальным. Вот эти трое поднялись на гору. Казалось бы, можно и внизу помолиться, зачем на эту гору, на эту вершину идти? Но Господь, мы знаем, часто поднимался именно на вершину горы, чтобы помолиться. Тут, конечно, может быть, были и практические соображения: так, чтобы никто не мешал Ему совершать молитву, никто чтобы не видел до поры до времени, как Он общается с Отцом Своим Небесным – не готовы тогда ещё были люди к этому. Ну, а для нас это урок: для того, чтобы наши мысли были сосредоточены на Боге, чтобы наша молитва шла от сердца и была абсолютно сосредоточенной, мы должны мысленно в эту гору с вами подняться, то есть оторваться от земли.

Время восхождения – тяжкий труд. Апостолы уснули, как мы слышим с вами в Евангелии, утомившись от этого пути. Пока Спаситель молился, они спали. Оторваться от земли и нам с вами во время молитвы нужно. Представить себе эту гору в духовном смысле, подняться на неё как бы над землёй, над этим миром, над этой жизнью, тогда наша молитва станет Богу угодной, тогда она полетит, тогда она будет иметь силу. А когда мы с вами стоим на молитве и все погрязли в своих мыслях суетных, земных, повседневных: слово молитвы - и десять слов или мыслей промелькнули в этот момент в голове о земном, опять слово молитвы и опять десять слов посторонних, которые отвлекают, и мы уже забываем, с чего начали молиться. Останавливаемся, каемся, начинаем сначала: и вот такая молитва – шаг вперед, два назад. Время, вроде, идёт, листочки переворачиваем, а на сердце пустота. Всё это потому, что мы не можем от земли оторваться, мы с вами вот на этой земле и телом, и мыслями.

Вот это восхождение в гору – для нас это ещё образ храма Божия. В нашем храме, слава Богу, крылечко высокое, и мы в какой-то степени подражаем апостолам, восходящим на Фавор, мы поднимаемся по этим ступеням, как на гору идём с Господом встретиться. Есть храмы, где небольшие ступени: две-три ступеньки всего лишь, но это же символ. И амвон, на котором я стою, тоже имеет ступени, и горнее место за престолом в алтаре тоже имеет ступени – это все ступени символические. Каждый раз, поднимаясь на ступень, мы отрываемся от земли, мы поднимаемся горе, мы вверх смотрим, мы к Небу идём по этим ступенькам, вверх и вверх. Так вот и наша жизнь духовная должна развиваться: от ступеньки к ступеньки.

В древнем ветхозаветном храме было пятнадцать ступеней. Все они были очень высокие. И священник, когда шел совершать службу, останавливался на каждой ступени. Он делал шаг - и пауза, и в этот момент читались псалмы Давида. Пропел очередной псалом – следующую ступеньку преодолел. Встал на неё – следующий псалом поёт. Медленное восхождение было, осознанное. Священник шел и настраивал себя, молился и готовился к тому, чтобы совершить богослужение. Так вот и мы с вами должны идти в храм: не между делом, не походя, забежать свечку поставить и идти дальше по своим мирским делам. Мы должны зайти в это пространство как в иной мир, вырваться из повседневности и хотя бы на несколько минут оказаться в другом мире, в другом измерении. Здесь всё другое, и время по-другому бежит. И мысли должны быть другими. Научиться этому нужно.

Вот что значит восхождение на гору. И апостолы шли с Господом своим, и они увидели чудо Преображения. Вот там Господь им открылся, на горе, на вершине. И нам с вами Господь открывается здесь, когда мы поднимаемся, отрываемся от мира, от земли, становимся здесь, молимся, и нам Господь открывается. Не всегда это может быть, не всегда наше сердце к этому бывает готово. Бывает трудно, бывает тяжело. И, вроде бы, стоишь на службе, литургия, такие священные святые слова слышишь, песнопения, а сердце не хочет откликаться, а в сердце пустота или черствость, или посторонние мысли, или уныние начинает давить. Всё это борьба, братья и сестры. Духовная жизнь – это и есть борьба, прежде всего, с тем, что внутри нас. Мы должны это в себе преодолеть, мы должны сбросить с себя ветхого человека так, что бы наш внутренний духовный человек ожил, и произошло это чудо преображения нашего сердца, нашей с вами души.

Апостолы изменились, увидев это чудо. Вы слышали сегодня апостол Петр как сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). Два величайших пророка явились ко Христу во время Его славного Преображения и беседовали с Ним о скором Его исходе, о предстоящих Ему крестных страданиях. Апостолы видели это, и Петр так умилился сердцем, ему так стало хорошо там с Богом, что ему никуда больше не хотелось возвращаться, он не хотел уже обратно на землю! «Я хочу, Господи, быть здесь сейчас с Тобой всегда! Давай здесь останемся», - говорит Петр. И апостол Матфей пишет, что он говорил так, потому что не понимал, что говорит, то есть он был в состоянии восторга духовного.

Так бывает и в нашей с вами жизни, когда мы придем в церковь и Господь коснется нашего сердца благодатью Своей, не хочется из храма уходить. Мы действительно как будто бы на Фаворе, мы с Господом здесь, и вот эта светлая радость, тихая, спокойная радость, касается нашего сердца, и хочется, чтобы это состояние продлилось как можно дольше. «Господи, давай останемся здесь», - говорим и мы так. Но Господь тогда Петру сказал: «Встаньте, и идём отсюда». Не пришло ещё то время. Не наступило ещё то время, когда мы могли бы с Господом быть всегда, неразлучно. К этому мы должны ещё прийти. И апостолы тогда ещё к этому были не готовы: впереди у них были ещё страшные минуты испытания, когда они увидят своего Учителя на кресте.

И у нас с вами впереди ещё наша земная жизнь, и тоже множество испытаний в нашей жизни нас ждёт. Не бывает ни одного человека, чтобы не было в жизни каких-либо испытаний или искушений – через это мы спасаемся. Вот эти минуты счастья единения с Богом, вкушения благодати Божией должны для нас быть, как тогда для апостолов, утешением и укреплением веры в тяжкие минуты испытаний. Вспоминать надо об этом, когда нам тяжело, когда нам страшно, когда нам не хочется нести ту ношу, которую Господь нам возлагает на наши плечи. Бывает, что не хочется человеку свой крест нести, хочется бросить его, сказать: не буду, не хочу! И тогда бы вспомнить эти вот минуты счастья и понять, что всё, что нам Господь дает, - только ради нашего спасения, для вразумления, для укрепления нашей веры, для нашего совершенства.

Пусть это чудо Преображения, как святой Василий Великий сказал, совершится в душе каждого христианина. Это является для нас главной задачей в духовном делании, чего вам всем искренне от сердца и желаю. С праздником всех вас ещё поздравляю, благодарю за молитвы, поздравляю со святым причастием! На всех вас призываю благословение Божие.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla