Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши: но токмо рцы слово, и исцелеетъ отрок мой» (Мф.5:8).

Сегодняшняя евангельская история, братья и сестры, повествует нам о чудесном исцелении слуги сотника в городе Капернаум. Господь наш и Спаситель по обычаю Своему, проповедуя по городам и весям Иудейской земли, придя в Галилейский город Капернаум, совершил там множество чудес. Пожалуй, самое большое количество чудес было совершено Им в этом городе. И как это ни парадоксально, в конце евангельского повествования мы узнаем, что Капернаум так и не обратился ко Христу, и в свое время Господь вынесет этому городу приговор и скажет о нём: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». И объяснил этот жестокий приговор, говоря: «ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф.11:23).

Множество поразительных чудес, и вот одно из них – исцеление отрока, слуги, как другой евангелист об этом пишет, некоего сотника. Сотник – это офицер, под началом которого была сотня воинов римской армии, то есть это по определению не иудей, не иудейской веры человек, язычник. Тем поразительнее та вера, которую он показал, и которой он научил всех, так, что даже Сам Христос, как евангелист Матфей говорит, удивился.

Как это произошло? Сотник просит исцелить его отрока: «Господи! отрок мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф.8:6-7). Казалось бы, естественной реакцией должна быть радость у человека на такие слова Спасителя. «Я приду и исцелю его». Вспомним, как мытарь по имени Закхей радовался, когда Спаситель ему сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5). И Закхей, не помня себя от радости, спрыгнул с этого дерева, не которое залез из-за своего маленького роста, поскольку не мог через толпу увидеть Того, Кого желал увидеть всем сердцем, спрыгнул с этого дерева и побежал домой готовиться к вечери. А здесь, мы видим, другая реакция, другая разительно, тем не менее, Господь сотника за эту реакцию похвалил. Сотник Ему говорит: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Мф.8:8). Но дальше мы понимаем, что это не из-за проявления какой-то гордости или не гостеприимства. Здесь глубочайшее смирение и вера человека в Иисуса как Чудотворца.

Сотник говорит: «Ибо и я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф.8:9). И заканчивает свою мысль: «Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф.8:8). Здесь мы видим веру человека во всемогущее действие благодати Божией. Конечно, этот сотник много раз слышал о Христе, он, может быть, и видел Его, и слышал Его проповеди, и видел чудеса, которые Он совершал силою Божией. Ведь практически никогда мы не видим, чтобы Господь что-то определенное или особенное делал при исцелении какого-либо больного или даже воскрешении мертвых – только слово Его, всесильное, всемогущее, действующее.

Так это было и при воскрешении четверодневного Лазаря. Что Спаситель сделал, кроме того, что сказал: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:43)? Всё остальное сделали люди: открыли вход в пещеру, подготовили выход, дальше действовал Дух Святой. И во всех остальных случаях так. «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9:25). И много подобных случаев. Слово Божие – действенное и всесильное. И это понимал римский воин, язычник, находящийся в стране, оккупированной его государством, его армией и, тем не менее, он проникся такой любовью и такой верой к некоему Иисусу из Назарета, как о Нем многие говорили. Увидел и почувствовал своим сердцем, что здесь действует Сам Бог.

И Спаситель, глядя на него, удивился, говорит апостол и евангелист Матфей и, оборачиваясь уже к Своим ученикам-апостолам, говорит: «Истинно говорю вам, и во Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:10).

Как это удивительно: богоизбранный народ, который тысячелетия ждал пришествия Месии, Спасителя мира, и в этом богоизбранном народе пришедший, наконец, на землю Спаситель мира не находит веры. Другого «спасителя» ждали и ждут они до сих пор, который покорит им весь мир, под ноги положит, чтобы они царствовали и владычествовали над всем миром.

Но о другом говорил Спаситель, придя на землю. Он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2), «ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк6:29) и так далее и так далее. О любви, о милосердии, о сострадании, об очищении своего сердца. «Царство Мое не мира сего, - Господь сказал, - если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не мира сего» (Ин.18:36). В разговоре с Понтием Пилатом прозвучали эти слова.

Он и нам с вами говорит так. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20). «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33), - заканчивает Свою мысль Спаситель. Значит, и для нас, братья и сестры, в этих словах Христа есть назидание. Это не должно нас удивлять, это не должно нас пугать или огорчать, что мы не от мира сего. Потому что мы с вами призваны жить не так, как живет этот грешный мир. Мы с вами «свет мира» (Мф.5:14), христиане, носители слова Божия, носители истины, носящие в себе плоть и кровь Господа нашего. На нас должен мир смотреть как на некую закваску этого мира, закваску, которая взбродивши, родит, наконец, веру, родит, наконец, признание истины божественной.  

Но князь этого мира дьявол, о котором апостол говорит, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет.5:8), всё делает для того, чтобы не случилось этого. И, конечно, мы «малое стадо» (Лк.12:32), христиане, как Спаситель о нас говорил, для нас с вами должны быть ощущение радости и счастья от того, что мы в этом малом стаде себя ощущаем его полноценными членами. Мы с вами внутри этого «малого стада», на том корабле, кормчий которого – Спаситель мира. И ведет этот корабль в пристань Царства Небесного по бушующему морю погибающего во грехах своих мира.

«Скажи только слово»…

Как нам с вами такую веру приобрести? Как нам с вами научиться Богу так верить и так доверять, чтобы мы могли так же сказать? Ничего не нужно делать – только слово Твоё. Взрослый человек, живущий в этом грешном мире, привык к лицемерию, ко лжи, к несправедливости, и часто свой жизненный опыт он переносит на отношения с Богом, до конца так и не сумев поверить, до конца так и не сумев понять, что в Боге никогда никакой лжи, никакой двусмысленности, никакого обмана или недоговоренности быть не может: как Господь сказал, так и есть. Как дети верят Богу, и Господь о детях говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Не сможете, потому что так и не сумеете Богу до конца поверить, до конца довериться. Всегда будет какая-то опаска, всегда будет какое-то недоверие: а вдруг не получится, а вдруг это обман, и много таких «а вдруг».

Но апостол сказал, что «слово Божие живо и действенно» (Евр.4:12), и «не изможет у Бога никакой глагол» (Лк.1:37), то есть не останется бессильным: как только Господь сказал, Его слово уже действует в мире. Как в творении: сказал Господь – и сделалось, повелел - и явилось. Слово Бога не расходится с делом никак во времени. Одновременно происходит Божье слово и дело. Поэтому когда мы с вами пытаемся у Бога о чем-то попросить – за себя ли, или за кого из наших родных и близких, когда мы о чем-то молимся, о спасении своей души или ещё о чем-то, не должно быть и тени сомнений о том, что как Господь определит нам, так и будет это для нас самым полезным и спасительным. Готовы мы это принять или нет - это уже другой вопрос.

Часто человек просит в своих молитвах не того, что ему полезно, а того, чего ему хочется и именно сейчас: Господи, дай мне то или это, или пусть сбудется то или другое, именно немедленно, именно сейчас, пока я прошу, чтобы это случилось. И как нам понять, что для того, чтобы это, действительно, немедленно случилось по нашей просьбе, во-первых, мы должны с вами жить той святой жизнью, которой жили величайшие подвижники мира, по слову которых даже и горы сдвигались с места.

Учит нас святая Церковь через апостола Матфея сегодня, вспоминая случай исцеления отрока капернаумского сотника, какой должна быть настоящая вера христианская.

Как эту вера нам обрести? Она не появляется просто так. Вера она не врожденное состояние наше. Такую глубокую искреннюю веру нам нужно в себе воспитывать, нам её нужно постоянно подпитывать молитвами, беседами, размышлениями, чтением святых книг, святых отцов – их научениями, жития святых читать, восхищаться жизнью этих подвижников, брать для себя примеры, назидания в их подвигах, в их образе жизни и стремиться, по своим, конечно, силам, по мере своих сил подражать им. Вот и будет наш труд Господом вознагражден. Потому что ни один подвижник, который обладал тем или иным даром, то ли исцелений, то ли прозрения, чудотворений, никто не стремился и мечтал этот дар получить когда-либо от Господа.

Совсем другая задача у святых – спасение своей души. Всё, что они делали, все подвиги, которые они совершали, они совершали с одной целью – избавиться от своих грехов, достичь Царства Небесного, чтобы Господь помиловал и спас их души. Все эти подвиги были для обуздания своих страстей, своей плоти, своих помыслов. А Господь уже, глядя на усилия, на старания того или иного человека, награждает его за эти усилия, касается его благодатью Своей, и дарит ему то ли прозорливость, то ли дар исцелений, то ли просто чистую непорочную душу и образ мыслей выстраивает в человеке подобающим образом. Вот о чем мы должны с вами думать и к чему стремиться в своей собственной жизни.

Пусть сегодняшний евангельский рассказ будет нам напоминанием о том, какая у нас с вами несовершенная вера, какой верой обладают иные люди, на которых мы, может быть, смотрим когда-то и с высока, думая, что раз они в церковь не пришли, значит, они далеки от Бога и веры никакой у них нет. Вот сегодняшний капернаумский сотник посрамил такие мысли. Иной раз человек, который далеко пока от Церкви, в сердце своем уже близко к Богу, осталось сделать только один шаг, который сделал этот сотник сегодня. Господи, скажи только слово, и всё изменится в моей жизни. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla