Наверх На главную

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Сегодня, братья и сестры, неделя Всех святых: день, который касается каждого из нас, поскольку мы получили с вами когда-то свои имена в крещении именно в честь кого-то из этих дивных угодников Божиих. Угодниками Божиими святые именуются потому, что они угодили Богу своей жизнью, а часто и своей смертью праведной, мученической, засвидетельствовав как раз своей кончиной веру в живого Бога.

Неспроста день этот – первое воскресение после Святой Троицы, - посвящен памяти всех святых. Когда мы праздновали с вами день Пятидесятницы, схождения Святого Духа на учеников Христовых, мы говорили с вами о том всесильном спасительном действии благодати Духа Святаго, сошедшего на апостолов, создавшего Церковь Христову, наполнившего Церковь Божию силою, непобедимою в борьбе со злом, так что в течение очень короткого времени вся вселенная тогдашняя просвещена была Евангелием, светом Истины и приняла христианскую веру.

Действие благодати Духа Святаго. И сегодня как бы продолжение этой темы - видимое свидетельство невидимой силы благодати Божией, Духа Святого, и как результат - бесчисленный сонм святых угодников. Мы с вами знаем, как трудно бороться с грехом. Часто мы падаем от изнеможения в борьбе с ним в своей собственной жизни, и надо немало мужества человеку, чтобы вновь подняться и продолжить эту борьбу. Это тяжелая борьба и без помощи Божией человек сам в себе ничего изменить не может. Как нам говорит Спаситель в Евангелии: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф.6:27), и «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф.10:30), и многие другие подобные выражения, которые свидетельствуют о бессилии человека в изменении не только физических, но, прежде всего, духовных своих сил и свойств.

Многое мы хотели бы изменить в своей жизни, от многого избавиться, стать другими, но с горечью вынуждены признать, что нам это не под силу. Грех борет человека, дьявол с полчищем демонских сил намного опытней в плане совращения и гибели человеческого рода. Они же бессмертные существа, имеют огромный опыт уничтожения человека, гибели его. И Господь определенно нам говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И если мы, действительно, без Бога не можем ничего, и мы это признаём в своей жизни, тем важнее для нас присутствие в Церкви, в церковных таинствах, в нашей с вами жизни Духа Святаго, Духа Божия, с помощью Которого всё меняется в нас.

Принимая благодать Божию, действие Святого Духа в нас производит поистине чудо, изменяя свойства нашей души, делая нас способными к борьбе с грехом, к преодолению тех препятствий, которые раньше для нас были непреодолимыми и мы бессильно опускали прежде руки, видя перед собой эти препятствия. Как и писал в своих посланиях апостол Павел: «Бедный я человек!» (Рим.7:24), «потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). И говорит он здесь о борьбе с грехом. Нет сил у человека бороться с грехом самостоятельно. Вот наши святые угодники, все святые, которых мы с вами сегодня вспоминаем, это нам с вами видимый пример действия благодати Божией в человеке, как человек может с помощью Божией стать поистине другим – не таким, каким он был раньше.

Примеров тому из житий святых мы можем прочитать множество. Отъявленные злодеи, разбойники, убийцы, грабители и прочие грешники становились святыми беспримерно высокой  жизни духовной, святыми людьми. Так, что на них глядя, другие – многие и многие тысячи людей старались подражать им и старались сами достигать святости. Действительно, как сказано святыми отцами: «Спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому что пример этот, пример одного человека, который стремится ко спасению, всю жизнь на это кладет, и видят все окружающие перемену в нём, что он, действительно, становится другим, этот пример не может не увлекать за собой многих людей. Потому что каждый человек в глубине своего сердца хочет изменения в самом себе.

Мы можем слышать с вами от других людей, конечно, и насмешки, и критические высказывания по поводу духовной жизни, мол, это только для монахов, это только для святых, а мы грешники, мы будем жить так, как весь мир живёт, что тут поделаешь, невозможно бороться с этим. Возможно! Вот пример наших святых это как раз доказывает, что это возможно: святость достижима. Самое главное, что мы должны усвоить для себя в этот день. И Церковь учит нас с вами тому, что святость – это не итог нашей жизни, мы не только к концу жизни должны прийти к святости, и потом наши лики будут изображены на иконах с нимбом вокруг головы. Нет. Это лишь только мы таким образом благодарность и любовь свою к святым выражаем, изображая их так. Святость - это путь, по которому человек призван идти. Апостол Петр говорит и называет всех христиан святыми, «царственным священством», «уделом избранных» (1 Пет.2:9) - посмотрите, как это высоко! Каждый из нас призван к святости. Потому что святость – это образ жизни, это борьба с грехом, непрерывная бескомпромиссная борьба со злом. Это и есть путь святости.

Ведь и святые - они же тоже были не безгрешными людьми: ни одного человека на земле нет безгрешного – мы с вами прекрасно об этом знаем. И в песнопениях, и в молитвословиях мы слышим, постоянно повторяем, усваиваем для себя урок: не было и нет на земле безгрешного человека – ни одного, за исключением Господа нашего Иисуса Христа. «Ты токмо един без греха», - священник, когда молится за упокой души православных христиан, обращает ко Господу эти слова. Значит, и у святых были какие-то свои собственные грехи, но, тем не менее, они святые.

В чем же разница тогда между святым человеком и не святым? Как раз разница принципиальная: святой человек, или человек, который живёт, или пытается жить святой жизнью, он борется со злом. Да, оно в нём живёт: в нас с вами зло живет против нашей воли, мы с вами получаем его, можно сказать, на генном уровне в момент зачатия, мы получаем его в наследство. И оно прорастает в человеке с самых первых лет его земной жизни. Мы это видим на наших детях: и капризы, и неправда, и обиды, и прочее и прочее. Как бы росточки такие уже греха в ребёнке начинают с полутора – двух, ну, максимум, трёх лет прорастать. И если вовремя их не вырывать, не пропалывать эти сорняки в душе ребёнка, в душе человека маленького, из него потом вырастет чудовище.

Святые наши, которых сегодня Церковь воспевает, шли за Господом по примеру апостола Петра, который сказал сегодня в Евангелии: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мф.19:27). Они оставили всё: и жен, и детей, и родителей, и имения, всё оставили ради одной цели – быть всё время со Христом. И мы сегодня, когда слушали слова евангельского чтения, наверняка многие соблазнились этими словами, потому что они, действительно, трудно воспринимаемые для человека нецерковного. А Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Это действительно трудно воспринять сердцем: как же так? Ведь о любви всегда Господь говорит, а здесь призывает любить Его больше, чем всё остальное на земле. Но вот если вдуматься, то человек, если не научится любить Бога всем своим существом, он никогда не узнает, что такое настоящая любовь. И он не сумеет, не научится никогда любить по-настоящему своих родителей, ни отца, ни мать, ни детей, никого… Он будет любить только себя или своё представление о людях, пытаясь переделать окружающих его людей, родных и близких своих под себя, заставить их стать такими, какими хотелось бы их видеть. А это уже поклонение самому себе, идолопоклонство, только в обратную сторону. Настоящая любовь, к которой нас Господь зовет, это любовь именно через Бога и с Богом. Стараясь научиться любить Бога, мы с вами поймем, что мы не умеем пока ещё любить. Когда научимся Бога любить, увидим, что такое любовь, и любовь наша будет настоящей, совершенной.

Что такое настоящая любовь? Настоящая любовь – это жертва, это служение другому, это любовь, которая не насилует воли чужого человека. Человек должен любить другого человека не за какие-то его качества и достоинства, а просто потому, что любит. Со всеми его недостатками, со всеми его несовершенствами любить, покрывать своей любовью. Любовь исцеляет. Не попытка заставить человека исправится, не какие-то угрозы, не капризы, а любовь. За недостатки нужно молиться о любимом нами человеке. Если видим недостатки, мы можем молиться за него, чтобы Господь его исправил, но сами мы его исправить не в состоянии. Спасти другого человека, в рай ввести за руку мы не можем – только Господь это сделает.

И мы с вами часто ошибаемся, пытаясь за Господа Его работу выполнить. Начинаем «спасать» других, начинаем исправлять других. Если Господь терпит наши с вами грехи, почему мы с вами вдруг решили, что грехи наших близких более тяжкие, более несовершенные, и надо скорее избавить их от их собственных грехов? А когда мы будем о своих грехах думать и себя исправлять? Может быть, с себя всё-таки стоит начать каждому и начать исправлять самому лично себя, а не других, потому что – опять повторю слова святых отцов: «Спасайся сам», - они говорят. Слышите, как? «Спасайся сам, а вокруг тебя тысячи спасутся». А если ты будешь других спасать, на себя время не тратя, то о каком спасении может идти речь? Ни ты не спасешься, ни другие не спасутся, потому что ты не спасён. А Спаситель у нас один: Он каждого из нас ведёт по жизни своим собственным путём, у каждого дорога в рай своя. У кого-то прямая, у кого-то длинная, такая извилистая дорога, кругами люди иногда ходят годами, десятилетиями вокруг единственного правильного пути, никак не могут на него выйти. И наша задача только молиться за таких людей, чтоб Господь их вывел.

Вот когда мы слышим слова этого Евангелия сегодняшнего о любви, и нас, может быть, коробит и царапает наше сердце это выражение: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», мы должны с вами вспоминать святых угодников Божиих. Здесь, конечно, речь не о том, и Господь не призывает нас буквально, в прямом смысле сейчас всё бросить и пойти за Христом. А куда мы с вами пойдём? А где Христос? В какое-то определенное место, что ли, нужно идти? Нет. Христос же не здесь, и не там. Он везде. И Господь здесь говорит не о буквальном таком действии. Конечно, были в жизни и в истории святой Церкви такие случаи, когда действительно люди оставляли родителей своих, бывало, что и детей своих оставляли на попечение других людей, и уходили в монастырь. Были такие случаи, но они единичные, и это не является общим обязательным правилом для всех. Значит, не об этом речь, а о чём? Оставит человек отца и мать, сына или дочь в помыслах своих, в сердце своём, чтобы на первое место поставить Бога. Чтобы не затмевали другие мысли, другие желания, другие планы, другие люди самого главного в жизни каждого из нас – это наше с вами спасение и Господа нашего Спасителя.

Оставьте эти мысли, поставьте во главу угла Господа, и Он сделает то, чего мы не можем. Он и нас поведет по пути спасения, потому что мы будем видеть Его, мы будем к Нему идти в своей жизни, в поступках своих, в мыслях, словах – вот, что значит «быть с Богом». Не куда-то в определенное место, не в монастырь бежать: в монастырь ведь не уходят, как принято в миру говорить, а в монастырь приходят – большая разница. И приходят, как правило, со своими грехами, со своими стереотипами, со своими ошибками, и всё с собой из мира несут туда. И это тоже может свидетельствовать нам о том, что не монастырь человека спасает, а Господь. И можно спастись и в миру, и можно погибнуть и в монастыре. Всё зависит от того, как у человека сердце настроено, что у него во главе угла в его собственной голове, в его сердце. Вот об этом речь сегодня в Евангелии. «Оставьте отца и мать, сына или дочь, вспомните обо Мне, - Господь говорит, - увидьте Меня, услышьте Меня, что Я говорю, вместе будем идти по земному пути, вместе по пути спасения». И тогда всё будет правильно, и тогда все спасутся. Аминь».

Далее отец Игорь сказал ещё несколько слов о сути праздника, отмечаемого Церковью в это воскресение - неделю Всех святых.

«Всех вас поздравляю с тезоименитством, именинами, потому что сегодня прославляются все святые, чьи имена мы с вами носим. И для нас это должно быть не только радостью, но и большой ответственностью – тот день, когда вспоминается наш с вами святой. Когда мы называем своих детей в честь кого-то из родственников, в честь бабушки, дедушки, дяди или папы, мамы, почему мы это делаем? По любви. И мы хотим, как бы подспудно хотим, называя  тем или иным именем, чтобы он унаследовал вместе с этим именем какие-то особые черты характера, свойства души того человека, чьим именем мы его нарекаем. Так, тем более, когда мы с вами получили имя того или иного святого, ко многому это нас с вами обязывает.

Мы должны с вами, во-первых, знать житие этого святого, его жизнь, его подвиги, и, как в начале проповеди я сегодня сказал, стараться подражать его добродетелям. Конечно, не в той, может быть, мере совершенства, которой они достигли. Но, я ещё раз повторюсь, святость - это достижимо, это возможно. Это путь через всю жизнь, это образ жизни. Поэтому будем по мере своих собственных скудных сил, но всё-таки стремиться подражать нашим святым: шаг за шагом идти по пути своего спасения, а они будут нам в этом помогать.

Мы должны с вами научиться общаться с нашими святыми, вспоминать их не только на молитве, а говорить с ними, делиться с ними своими проблемами, заботами, просить их о чем-то, благодарить за помощь. Как мы можем это с вами делать? У каждого святого есть молитва: называется эта молитва тропарь, тропарь святому. И как азбука такого нашего общения со святым, вот хотя бы знать этот тропарь и утром и вечером читать, или петь тропарь своему святому – прославлять его. Ведь мы его имя носим, это наш друг, это наш заступник, наш помощник. Кто из нас знает тропарь своему святому? Пользуемся ли мы этим в своей жизни?

Если не знаете тропарь, сейчас не проблема его найти – есть масса источников информации. Но ведь можно даже просто своими словами говорить. Простыми человеческими словами, не церковно-славянским языком, а русским. Делитесь с ним, общайтесь, учитесь этому – это поможет нам. Мы иной раз не знаем, к кому обратиться  за помощью, мечемся, подходим к священнику, говорим: «Батюшка, какому святому или святой помолиться, вот у меня проблема?» Да к какому святому помолиться? Вспомните о своём-то святом! Вот ваш лучший и ближайший помощник, к кому надо обращаться в первую очередь.

А ведь нет такой градации святых, что кто-то более могущественный, кто-то менее, один больше чудес совершает, другой меньше – нет такого. У нас с вами в голове такое. Но они все у престола Божия стоят плечом к плечу. Любой из них может какую-то просьбу, какую-то нашу проблему решить, просьбу нашу исполнить. Их молитва становится для нас той силой, которая нашу собственную молитву удесятеряет или стократ делает сильнее, доносит нашу молитву, нашу просьбу до Престола Божия – они берут эту молитву или просьбу и к Богу приносят. Вот их задача, а обратно от них благодать к нам идёт. Они к нам эту благодать, как вторые наши  ангелы-хранители, приносят.

Помните о своих святых, молитесь им, и во многом ваша жизнь станет лучше – и в духовном, и в физическом плане. Всех вас с праздником ещё раз поздравляю! Всех кто причастился – со святыми тайнами! Да хранит вас всех милость Божия». 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla