Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос воскресе!

«Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14). Слова эти, братья и сестры, слышали мы с вами сегодня в воскресном евангельском чтении, когда Спаситель наш беседовал с женщиной-самарянкой возле колодца. Пожалуй, это можно было бы назвать главной темой беседы, смысл которой – тема о той воде живой, которую Господь даёт людям, и люди уже потом не испытывают жажды никогда. И вода эта, которую Господь даёт людям, становится для них источником воды, текущим в жизнь вечную.

О какой воде Спаситель говорит здесь? Конечно, не об обычной воде. Женщина-самарянка сначала так и восприняла Его слова как некое чудо над обычной водой: «Дай, Господи, - говорит, - мне этой воды, чтобы я больше не приходила к этому колодцу и не имела бы нужды вновь эту воду брать».

А Господь говорит о другом. Он говорит о Божественной благодати, которая, действительно, подобна источнику живой воды, поскольку напояет не только физические, но, прежде всего, духовные силы человека, оживотворяет его, делает его иным, способным к вечности, способным к общению со своим Создателем.

Как эта история произошла? Мы видим, Господь идёт из Иудеи к себе на родину в Галилею, и по дороге уставшие от долгого утомительного пути по каменистой дороге под палящими лучами солнца делает Он вместе с учениками остановку возле колодца, который когда-то ископал ещё праотец Иаков. Это самарийские земли: земли, где живут племена самарян, людей смешавшихся когда-то с язычниками и поэтому презиравшимися иудеями. Они не общались с самарянами, считали их хуже язычников, предателями. Тем не менее, сидя у колодца, Спаситель отдыхает, а апостолы ученики Его идут в ближайший город (евангелисты называют его или Сихарь или Сихем), чтобы купить каких-либо продуктов. В это время подходит к колодцу женщина с водоносом, то есть с сосудом набрать воды. И апостол-евангелист Иоанн намеренно указывает время суток, когда происходит эта встреча: «был же шестой час дня». По нашему исчислению это полдень, двенадцать часов дня, то есть в самую жару эта женщина приходит за водой.

Из дальнейшего повествования мы понимаем, почему апостол указывает это время, самое неблагоприятное, казалось бы, идти за водой.  Но именно потому она и пришла сейчас, чтобы ни с кем не встретиться, поскольку была грешницей – нарушала закон, жила в блудном сожительстве, что считалось у иудеев тяжким преступлением. Начинается разговор: Спаситель первым обращается к этой женщине-самарянке и просит у неё воды. И женщина в удивлении отвечает: как ты, иудей, обращаешься ко мне женщине, к тому же самарянке, то есть из враждебном иудеям племени. Но Спаситель, не обращая внимания на её удивление говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.14:10). Самарянка удивляется и говорит: «Как же ты можешь меня напоить, у тебя и водоноса нет, или Ты большего нашего праотца Иакова, который этот колодец ископал?» Вот тогда Спаситель ей и говорит об этой животворной воде благодати Божьей. И самарянка говорит: «Господи, дай мне этой воды, чтобы никогда больше не приходить сюда к колодцу», имея в виду уже, конечно, и свои личные интересы, так, чтобы не появляться на глаза другим людям, чтобы это реже происходило, по своей греховности.

Но Спаситель, зная её мысли, говорит ей: «Иди, приведи сюда мужа своего», искушая её, проверяя её душу. Он ведь недаром стал с ней разговаривать, мог бы и не открыться ей, ничего ей не объяснять, попросил бы воды и мог бы просто молча сидеть и ждать, пока апостолы вернутся. Здесь Он выводит на разговор эту женщину, зная её состояние сердца, понимая, что она готова к тому, чтобы изменить всю свою дальнейшую жизнь, чтобы стать другим человеком. Он видит сердце человека, и как бы понуждает человека к исправлению. Он и спрашивает её – «иди и приведи мужа своего». Когда эта женщина говорит «у меня нет мужа», Спаситель её отвечает: «Хорошо ты сейчас сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с котором ты сейчас, он не муж тебе, хорошо сказала, истину рекла». Похвалил её Спаситель, тем самым открыв ей Свое Всеведение. Она поняла, что Он знает всю её жизнь. Тогда женщина эта в удивлении говорит: «Господи, вижу, что ты пророк». Она убедилась и этими словами сказала, что перед ней не простой человек.  Она ещё не знает до конца, Кто Он, но уже понимает, что это

не простой человек.

И вот здесь она задаёт удивительный, на первый взгляд, вопрос. Если перед тобой пророк, человек, который знает всю твою жизнь, знает и твою будущую жизнь, можно ведь о многом спросить в этот момент – из чистого праздного любопытства, как это делали другие иудеи, и фарисеи, но Господь никогда не давал им ожидаемого ответа, и не отвечал даже на прямо поставленные вопросы («Кто Ты, и какой силой творишь чудеса?»). Потому что Он понимал, что вопрос был задан просто из любопытства, либо с целью обличить Христа в богохульстве и наказать. Поэтому видя ожесточение этих людей, Христос уклонялся от прямого ответа.

Здесь мы видим совершенно другую картину. Женщина эта, поняв, что перед ней не простой человек, спрашивает Его и задаёт Ему, пожалуй, самый главный вопрос для человека в его земной жизни: как правильно нужно поклоняться Богу. Вот, оказывается, какой вопрос больше всего её волнует, её сердце: как правильно поклоняться Богу. И Господь отвечает ей и нам с вами: «Бог есть Дух, - говорит Христос, - и поклоняться Богу нужно в духе и истине. И только таких людей, которые поклоняются Богу в духе и истине, Господь слышит и принимает их молитву». А что это значит, братья и сестры, в «духе и истине» Богу поклоняться? Святые отцы объясняют нам с вами мысль Спасителя: в духе молиться, значит, молиться сердцем, значит, молиться не просто произнося какие-то слова из книжки, из молитвослова, а так, чтобы эти слова исходили из сердца человека, чтобы молилась его душа. А в истине молиться, значит, чистым сердцем. В истине молиться, это значит поступить так, как поступила вот эта самарянка: она открыла Господу свое сердце и честно призналась Ему, что она живёт в незаконном блудном сожительстве, то есть открыла свои грехи. «У меня нет мужа», - она сказала. Значит, молитва, которую Господь примет от нас с вами – это молитва, которая идёт из чистого сердца. И когда мы молимся сосредоточенно, так, чтобы и ум наш, и сердце наше работали согласно, вместе.

И вот, женщина эта бежит в город. Посмотрите, как она изменилась. Она уже не прячется от своих сограждан: она ходит по улицам и громко кричит так, чтобы все слышали её: «Выходите все, - говорит она, - пойдите и посмотрите на человека, который рассказал мне всё, что я сделала», то есть открыл  все её грехи.

Сейчас частенько можно видеть, как человек стесняется на исповеди грехи свои открыть даже священнику. Иной раз записочку сунет в руки батюшке так стыдливо, чтобы тот сам прочитал, даже язык не поворачивается свой грех назвать на исповеди даже. Настолько совесть обличает, настолько это больно, неприятно и страшно бывает сделать.

Здесь мы видим, что благодатью Божией женщина эта самарянка превратилась в апостола, благовестницу для своих сограждан, для жителей этого города Сихема. Она ходит и всем говорит о Христе и всех призывает к Нему, и она привела ко Христу вместе с собой целый город!

Самаряне, увидев Спасителя, услышав Его слова, пригласили Его в свой город: Он прожил у них, как апостол говорит, два дня, и много ещё с ними беседовал, и много чудес сотворил, и они умоляли остаться Его и дальше, но Ему нужно было идти. Смотрите, иудеи гонят Спасителя, богоизбранный народ прогоняет Его. Мы с вами помним, как в стране гадаринской, куда Спаситель приплыл, чтобы излечить бесноватого, эти жители города Гадары, или Гергесы, просили Его удалиться от их пределов: «Господи, уйди от нас», - говорят, то есть прогнали Его. А здесь самаряне, племя, презираемое иудеями, умоляют Христа, наоборот, остаться, быть с ними. О чем это говорит нам с вами? Изначально уже это евангельское повествование об этом нам говорит: Спаситель не смотрит ни на происхождение человека, ни на его общественный или государственный статус, Он смотрит человеку прямо в сердце. С кем Он там разговор заводит в саду у колодца Иакова? С женщиной-самарянкой. Двойное удивление: «Как Ты, иудей, со мною с женщиной, да ещё самарянкой разговариваешь?» – удивляется она. А Господь не обращает на её слова никакого внимания, для Него важно человеческое сердце, ни мужчина, ни женщина, ни иудей, ни язычник, а сердце человека. «Даждь мне, сыне, твое сердце» (Пр.23:26) – говорит Господь. Открой, то есть, мне твое сердце, и Я сделаю тебя совсем другим человеком. И вот жители города потом говорят ей: «Уже теперь не с твоих слов, а сами видим, что перед нами Мессия, Сын Божий».

Но самое удивительное в этой беседе Христа с самарянкой, это то, что Он ей, женщине из враждебного иудеям племени, открылся впервые и Сам ей сказал, что Он и есть ожидаемый всеми Мессия. И почему это произошло? Ведь иудеи сколько раз пытались, спрашивали Христа: «Кто Ты? Какой властью Ты это делаешь, эти чудеса? Какой властью Ты говоришь это, как никто из людей не говорит?» И Он ведь не давал им прямого ответа. А когда в конце уже Своей земной жизни дал прямой ответ на вопрос первосвященника Каиафы, когда он говорит: «Заклинаю тебя Богом живым, отвечай нам – Ты ли Христос?» И когда Спаситель сказал: «Да, это Я, и больше вам скажу: вы увидите вскоре Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою ангельской», - что сделал первосвященник в ответ на эти слова? Он закричал: «Он богохульник», разорвал на себе первосвященнические одежды и приговорил Спасителя к смерти. А здесь мы видим совершенно противоположную картину. Женщина говорит Ему: «Знаю, что скоро придет Мессия, скоро придёт Спаситель, избавит нас всех», и Христос ей просто так, как бы даже буднично говорит: «Это Я, Который говорит сейчас с тобой». Это одно из самых потрясающих мест сегодняшнего Евангелия, когда Спаситель мира говорит об этом так просто и прямо человеку в лицо – это Я, вот стою перед тобой.

Эти слова потрясли душу самарянки и изменили её и всю дальнейшую её жизнь. Впоследствии, мы знаем, она прожила жизнь, действительно, равноапостольную. У неё два сына было – Иосия и Виктор, впоследствии принявший крещение под именем Фотин. А она получила крещение от апостолов с именем Фотиния («светозарная», или Светлана). У неё было пять сестер, много проповедовали они, прошли много европейских стран и проповедовали в конце своей земной жизни в Карфагене, в Африке. Были схвачены за проповедь о Христе, были отвезены в Рим к императору Нерону. Много претерпели от него ужасных, неимоверных пыток и истязаний, предали свои души Господу. Мучения эти продолжались более трёх лет!

И когда читаешь страдания Фотинии с её сестрами и с её сыновьями, иной раз даже самому с трудом в это можно поверить и как это вообще возможно? Но всё время вспоминаешь и читаешь как бы между строк, что с ними всегда рядом был Господь. И не просто был рядом мысленно, а в буквальном смысле: после каждых пыток, после каждых истязаний либо ангел Божий сходил на землю и исцелял, полностью восстанавливая их физическое здоровье, либо Сам Спаситель многократно и приходил и делал то же. И они на следующий день представали перед своим мучителем абсолютно невредимыми. Им и руки дробили железными шарами на наковальне, суставы рук, им выкалывали глаза, и сдирали с них кожу, и заливали им в горло кипящий свинец, и распинали, и сдирали крючьями железными до самых костей плоть с них и много чего ещё. Запирали их в пещере на несколько лет: только через три года Нерон, вспомнив о них, повелел слуге пойти и проверить, что там с ними в этой пещере творится. Они были заперты в пещере, в подземелье сыром, мрачном, холодном, который был наполнен ядовитыми змеями. А когда слуги пришли туда, они увидели, что ядовитых змей нет, они все сдохли за эти три года, вместо темной мрачной темницы там сиял ослепительный свет, вместо удушливого зловония там был благоуханный чистый воздух. И все заключенные вышли абсолютно здоровыми с восстановленным зрением, с абсолютно целыми телами. Несколько лет мучений! Это нам с вами говорит о том, что если Господь рядом, то человеку ничего не страшно в этой земной жизни. Они, как напишут повествователи и описатели их земного жития, и боли никакой не испытывали в то время, когда мучители их пытали. В конце концов, они были все усечены мечем. Святая же Фотиния перед этим была брошена в колодец, содрали с неё всю кожу и бросили в колодец. Господь исцелил её, и она ещё несколько дней воспевала гимны хвалебные, и на третий день предала Богу свою душу.

Удивительная судьба этой Фотинии-самарянки. Память её дважды в году празднуется нашей Церковью. Много она потрудилась, много пострадала за Христа и прославила Господа чудесами, которые случились при её исповедническом, мученическом подвиге. Для нас память Фотинии очень много значит, братья и сестры. Посмотрите, во-первых, Господь, ещё раз вам скажу, не смотрит на лица, а смотрит в сердце человека. Для нас с вами это тоже очень важно помнить, Он сердце каждого из нас читает. Господь дает человеку всегда возможность открыть свое сердце и честно признаться, во-первых, самому себе, кто мы есть на самом деле, и открыто признаться Господу в своих грехах, не стесняясь, не закрываясь, не оправдываясь в своей греховной жизни, а честно, прямо поведать Господу всё, что мы сделали. Это и будет - молиться Богу в духе и истине. 

Всякий раз, когда мы с вами проявляем дела милосердия, любви и сострадания к ближнему, мы молимся с вами в духе и истине. Всякий раз, когда мы исполняем заповедь Божию, мы молимся в духе и истине. Всякий раз, когда мы становимся похожи на человека, на христианина, мы молимся в духе и истине. И примером для нас должно послужить то следование за Христом, которым прославилась святая Фотиния, пройдя полмира с проповедью о воскресшем Христе, не устрашившись предстать даже перед императором Нероном, и когда он спросил её, «зачем ты пришла ко мне?», она безбоязненно сказала: «Я пришла к тебе, царь, чтобы научить тебя поклоняться истинному Богу». Бесстрашное, бестрепетное сердце у верующего человека. Христос многократно являвшись к ним и исцеляя их после пыток, после мучений, говорил: «Не бойтесь, Я с вами». Нам с вами тоже нужно это помнить. Всегда, когда нам в жизни страшно, когда нам неприятно, когда нам трепетно от предстоящих каких-то испытаний, или они уже начались, эти испытания, нам нельзя забывать эти слова, которые Христос сказал: «Не бойтесь, Я с вами». Страх, братья и сестры, это отсутствие веры в сердце человека. Когда человек боится, от него отходит благодать, потому что в этот момент он не верит Богу. Он не верит, что Господь рядом, что Он может спасти его – стоит только руку протянуть. Поэтому бояться – это значит не верить.

Будем гнать от себя этот страх, трепет о предстоящих испытаниях завтрашнего дня, ведь мы с вами даже не знаем, что случится, когда мы сейчас вот из дверей храма выйдем на улицу. Мы не знаем, но мы знаем одно: мы идём с Господом в сердце. Господь всегда с нами и ангел-хранитель всегда с нами. Господь говорит: «И птица ни одна на землю не падает без воли Творца, а у вас и волосы на голове все сочтены». И много подобных слов говорит, укрепляя нашу веру, утверждая, что мы не одни, что мы не брошены на произвол судьбы, над нами всегда десница Божия. Мы сами только об этом забываем часто в нашей жизни.

Будем помнить об этом, и будем просить мученицу Фотину, ту самую самарянку, с которой сегодня Господь у колодца беседовал, о том, чтобы веру такую приобрести, которую она приобрела. А начать надо с того, чтобы стать честными перед самим собой, как она была честной и искренной. И вопрос этот себе почаще задавать, который, видимо, в её сердце много лет был: как можно Богу правильно поклоняться? И если мы с вами будем стремиться к этому, стараться изменить себя, и нам Господь так же откроется - Он открывается каждому человеку, так, чтоб и в нашем сердце такая встреча со Христом произошла, когда Господь прямо и просто скажет нам с вами сложившимися обстоятельствами нашей жизни: «Это Я, Который говорю сейчас с тобою». Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla