Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос воскресе!

Вот уже четвертая неделя, братья и сестры, когда мы с вами восклицаем этот победный клич в Церкви Божией, прославляя самый главный праздник, главное событие в истории рода человеческого – Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Нынешняя неделя именуется Неделей о расслабленном, и мы с вами слышали сегодня за литургией евангельское чтение о том, как Спаситель наш совершил великое чудо исцеления человека, который был болен перед этим, был расслаблен, то есть был парализован тридцать восемь лет своей жизни. Он лежал, этот несчастный, у «овчей купели», которая находилась при храме Соломоновом в Иерусалиме. «Овчей» она называлась потому что в ней омывали жертвенных животных, как правило, овец, которых приводили на заклание. Имела она пять притворов, то есть пять отдельных входов, так, чтобы большое количество людей могло беспрепятственно приходить к ней. Раз в году ангел Божий сходил в эту купель и возмущал воду, так что вода начинала как бы кипеть, бурлить.

Вокруг этой купели всегда лежало множество больных. Они ждали этого момента, потому что тот, кто первый входил в воду, возмущенную ангелом Божиим, исцелялся от любой болезни. И можно нам с вами только лишь посочувствовать тому, как этот человек тридцать восемь лет лежал около купели. Вот оно спасение, рядом –  только руку протяни! Закипела вода, сойди в эту воду - и ты здоров. Но каждый раз кто-то вперёд него успевал это сделать. «Человека не имам», - говорит он, то есть «нет у меня того, кто мог бы мне помочь, и потому пока я доберусь до воды, кто-то вперёд уже сходит».

Удивляешься его терпению, мы не слышим ни тени упрёка, раздражения или злости в словах этого человека. Спаситель прочитал в сердце человека это. Множество больных тут лежало, но Он подошел именно к нему, и разговор состоялся только с ним. Может быть, отчасти, это и потому, что сердце этого человека было наполнено чувством смиренномудрия. Он не раздражался и не злился, не осуждал никого за то, что кто-то вперед него получил желанное исцеление. Может быть, даже и радовался тому, что кто-то, наконец, исцелился. Он не думал в этот момент, почему не он, а другой получил исцеление. Смиренномудрие – та черта характера, которая так редко встречается и в наши дни. Обычно человеку кажется, что всё должно вокруг него строиться в жизни, что именно ему, именно сейчас Господь должен ответить, исцелить, чудо какое-то сотворить.

Тридцать восемь лет ожидал!.. Часто приходится видеть, как человек не может даже тридцать восемь минут подождать. Когда помолился, попросил о чем-то Господа, и кажется такому человеку, что немедленно должно всё произойти, стоило только рот открыть. А тут не тридцать восемь часов, не тридцать восемь дней – тридцать восемь лет! Неспроста апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит об этом, подчеркивает эту мысль, что человек, можно сказать, полжизни своей ждал этого момента исцеления.

Смиренномудрие – вот чему нас учит, прежде всего, сегодняшний евангельский рассказ. Спаситель подошел к этому человеку неспроста. Читая сердце человека, Он и наши с вами сердца читает, и видит, когда мы в своих молитвах, в своих просьбах часто проявляем такие чувства как раздражение, несдержанность, ропот, желание, чтобы немедленно именно по-нашему было и прямо сейчас, то есть не хватает нам этого смиренномудрия, терпения. Когда человек сам себя смиряет, понимая, кто он и перед Кем сейчас стоит на молитве, понимая, что просьба его значит, и насколько он сам готов и достоин получить желанный ответ или исполнение своей просьбы в тот момент, когда Сам Спаситель благоизволит, только тогда Господь и отвечает ему.

Мы слышим дальше с вами в Евангелии, что события развиваются следующим образом. Уже не нужна никакая «овчая купель», не нужен ангел Господень, потому что перед этим человеком стоит Сам Творец. И стоило Ему только сказать человеку тому: «Встань, возьми постель твою и иди» - и этих тридцати восьми лет как будто бы не было. Что с человеческим организмом происходит, когда он находится в состоянии паралича? Там уже и мышц никаких, наверняка, не осталось за тридцать восемь лет неподвижного лежания на носилках. Но происходит чудо, укрепляются мгновенно все составы, мышцы, и он встает, как будто бы только сейчас лёг на эти носилки в полном здравии и полной силе, берёт эти носилки и идёт с ними.

Спрашивают его фарисеи о Том, Кто позволил тебе сегодня в субботу, день покоя, когда никаких действий нельзя совершать, что-то предпринимать? - «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели». «Тот, Кто меня исцелил», - отвечает человек. Он не знал ещё тогда, с Кем он имеет дело. И только впоследствии, когда Господь Сам нашел его в Храме, потому что смотрел за ним, что тот будет делать дальше, как откликнется сердце этого человека на совершенное чудо, подошел к нему в Храме Сам Спаситель и сказал: «Се здрав еси, смотри, к тому не согрешай, да не горше ти что будет», то есть не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже, ещё чего-то более страшного. О чем здесь речь? Прежде всего, нам с вами здесь назидание в том, что Господь всегда рядом. И когда мы просим что-то у Него, и когда уже получили просимое. Смотрит, как мы реагируем на чудо. Появляется ли в нашем сердце благодарность и желание сделать что-то хорошее в ответ. Даже больше можно сказать: Господь рядом  и тогда, когда мы грешим…

Конечно, Он опять нам указывает на взаимосвязь образа жизни человека, греховности, поврежденности человеческой природы и влиянием этих причин на телесное и душевное здоровье, на то, как могут по-разному складываться обстоятельства жизни у грешника и праведника. Недаром у Пророка и Псалмопевца Давида есть такие строки: «Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его просящим хлеба» (Пс. 36:25).

Часто ведь бывает так, что совершенные грехи приводят впоследствии к тяжким заболеваниям. Тело и душа, пока мы живы, неразрывно связаны друг с другом. И если душа болит, а болит она, когда человек совершает какое-либо зло и не стремится от него избавиться покаянием, слезами, и это зло начинает свою разрушительную работу: сначала в душе человека, парализуя, разрушая все чувства, все силы души, волю, разум человека, а потом начинает разрушать и тело. Так и вся жизнь в результате разрушается. Вот Господь здесь и говорит: «Смотри, больше не греши». Значит, было что-то в жизни этого человека, что привело его на носилки, и тридцать восемь лет он лежал прикованный к ним, пока не возрастил в себе чувство смиренномудрия, смирился с состоянием своим. Без ропота, без раздражения принял от Господа, как лекарство, свою болезнь, терпеливо ждал.

(3)

«Смотри, к тому не согрешай, да не горше ти что будет», - Господь ему сказал.

И вот теперь посмотрим на себя, как откликается Слово Божие в нашем сердце.

Часто и в наши дни можно встретить множество людей, похожих на того расслабленного человека. Не физически, прежде всего, а духовно, которые, вроде, живут, как и тот человек жил, но что это за жизнь? Неподвижно в духовном плане, абсолютно зависимо от окружающей среды. Ничего он не мог сам сделать, но жил. Так и сейчас: смотришь на некоторых людей, вроде, сами по себе живут, вроде, благополучно внешне. Но как Господь говорил про таких людей, снаружи они как гробы накрашенные, а внутри полны всякой нечистоты. Мертвечина, внутри всё пусто и мертво, потому что духовное расслабление, нежелание, лень, саможаление, самооправдание препятствуют человеку жить нормальной, насыщенной христианской духовной жизнью. Согрешил, и вместо того, чтобы исповедоваться, изменить что-то в своей жизни, бороться со своими грехами, человек начинает сразу себя успокаивать, утешать, и говорит себе: «Ну, что такого я сделал? Все так делают. Потом как-нибудь покаюсь» и так далее и так далее. По поводу поста себя успокаивают: «это не для меня, у меня так вся жизнь – сплошной пост», «мне по здоровью это не положено». У кого-то ещё и другие причины найдутся. Помолиться утром и вечером встать – опять тысячи причин, чтобы этого не делать. Вот оно - расслабление! Понимаешь, вроде, что нельзя этого делать и всё равно позволяешь себе.

Состояние грешника нераскаянного как раз состояние расслабленного, духовно парализованного человека, когда душа у него парализована, и он не владеет ею, не владеет своими чувствами, разумом, мыслями. Но пусть у нас в памяти всегда в противовес этим мыслям самооправдания и саможаления всплывает история с исцелением гадаринского бесноватого. Мы тут сами себя не можем сломать, свою собственную самость, тщеславие, самолюбие, саможаление, а этот бесноватый гадаринский целый легион бесов преодолел, скрутил их силой своего духа, своей веры и привёл вместе с собой ко Христу. «Как тебе имя?» - Господь говорит, бесноватого спрашивает. Бесы, которые в нём, через этого человека отвечают: «Имя мне легион». Что такое легион? Это боевая единица римской армии, около трех тысяч человек в себе заключавшая.

Так что нет никакого оправдания грешнику, который грешит и не собирается исправляться, ссылаясь на какие-либо уважительные причины. Их нет просто этих причин, кроме как самолюбия, кроме как гордыни! Потому что каждый раз как человек грешит, он сам себе позволяет это сделать, его же никто за руку не тянет. И сказать, и сделать, и подумать, и пожелать – всегда сам. Вот она - наша воля парализованная, потому что понимаем, вроде, что не нужно это делать, но всё равно делаем.

Ещё одной важной мысли нынешнее Евангелие нас сегодня учит: перестать себя жалеть, избавиться от расслабления, с одной стороны, а с другой - смириться, в конце концов, если что-то в твоей жизни случается, когда Господь тебя вразумляет и призывает тебя к Себе таким способом. Знаете, иногда кажется, что наказание бывает чересчур жестоким. Вот мне недавно привелось услышать такую историю. Два друга, которые увлекались винопитием многие годы, сидели по обычаю своему, выпивали где-то, а потом один из них пошел домой, переходил железнодорожные пути, попал по пьяному делу под поезд, и ему отрезало обе ноги. А второй не знал об этом ничего, потерял его из виду, думает, куда он делся? Нашел его потом через какое-то время: он в больнице лежит, слава Богу, жив остался. Открывает больной одеяло, показывает, что у него ног обеих нет и говорит: «Тебе-то хорошо, ты с ногами, а я вот такой». Но ведь в результате произошло настоящее чудо: именно этот человек, который потерял обе ноги, опомнился, он понял, что это случилось с ним неспроста. Господь его вразумил и оставил ему жизнь. Он бросил пить, он женился, у него потом было четверо детей, это была прекрасная трезвая христианская семья. Казалось бы, парадокс, такое наказание жестокое, другой бы возроптал, сказал бы: «Что Ты со мной сделал? Ты меня лишил ног, я теперь ходить не могу». А этот человек проявил смиренномудрие, и принял эту ситуацию, и начал жить как бы сначала, вот таким, какой он есть и благодарил Бога за свое спасение.

Вот и будем, братья и сестры, вспоминая этого исцеленного расслабленного у «овчей купели» смотреть на свою душу и отрывать её от расслабления, тормошить её, заставлять работать, трудиться - и в молитве, и в посте, и в совершении добрых дел, а силы для этой борьбы черпать в Святых Христовых Тайнах, насыщаясь благодатью Божией в Святом Причастии.  Вот это средство для того, чтобы избежать такого страшного, губительного для нашей души состояния. Потому что и к нам могут быть эти слова Господа обращены, предупредительные слова, которые Господь сказал расслабленному: ты сейчас здоров, смотри, больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего-нибудь более страшного. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla