Наверх На главную

Христос Воскресе!

Сегодня, братья и сестры, мы празднуем память святых жен-мироносиц, которые прославились своей любовью, верой и преданностью ко Господу нашему и Спасителю. И вполне понятны, наверное, были бы для нас с вами чувства этих женщин, которых Церковь сегодня вспоминает, если бы речь шла об обычных жизненных ситуациях, об обычных событиях повседневных. А вот сохранить в себе любовь, преданность и верность в минуту испытаний, когда под угрозой не только твое сиюминутное благополучие, но и сама жизнь, под силу далеко не каждому. Но ведь они не просто собрались вместе и договорились быть рядом со Христом в последние дни и часы Его земной жизни: они служили Ему гораздо раньше, вместе с Ним путешествовали, «служа Ему от имений своих», как пишут евангелисты, в частности, апостол и евангелист Лука. У каждой из этих женщин своя необычная судьба и история прихода к вере, осознания того, что перед ней – Сын Божий, Мессия, Спаситель мира.

Вообще мы, читая Святое Евангелие, убеждаемся, что ни один человек, повстречавший в своей жизни Христа, во время Его земного служения, не оставался таким, каким он был до этой встречи. Эта встреча, как правило, меняла всю последующую жизнь человека или в ту, или в другую сторону, в зависимости от того, что в сердце человека было. И он или следовал за Христом, или становился по другую сторону – на сторону тех, которые потом кричали во дворе Пилата «распни, распни Его!».

Но жены-мироносицы – это как раз те женщины, у которых встреча со Христом перевернула всю их дальнейшую судьбу, и они пошли за Ним, поверили Ему и полюбили Его со всей силой благодарного сердца. И в судьбе каждой из них эта любовь проявилась с особенной силой. Они служили Ему «от имений своих», читаем мы в Евангелии. Что это значит? Это значит, что они заботились об обычных бытовых, повседневных нуждах и условиях жизни Христа и Его учеников. Приходит Он в какой-то город или селение, надо чем-то Его и Его апостолов накормить, надо, чтобы они где-то отдохнули, переночевали, надо им запастись водой и пищей в дорогу. Всё это брали на себя эти женщины.

У каждой из них встреча со Христом произвела внутренний духовный переворот. Но больше всего поражает проявление их любви, преданности и веры Христу, когда настало для Господа время искупительного подвига. Они видели, как их Учитель страдал, как Его схватили ночью, привели на беззаконный суд к первосвященнику, как издевались над Ним, как избивали Его, оплевали, как оскорбляли Его, унижали и, в конце концов, пригвоздили ко Кресту.

И мы видим с вами, что если все апостолы в страхе разошлись, кроме любимого ученика Христа Иоанна, то эти женщины остались у Креста и были с Господом до самого конца, пока не стемнело, и надо было уже уходить. Но они не в силах были бросить бездыханное Тело любимого Учителя и Господа своего, и остались до тех пор, пока не увидели своими глазами, как благообразный Иосиф Аримафейский и Никодим, тайные ученики Христа, сняли Тело Спасителя с Креста и положили Его в ближайшей пещере, которую Иосиф приготовил когда-то для себя.

Поскольку приближалась иудейская Пасха, все очень торопились и погребальные обряды не были соблюдены в полной мере по обычаю иудейскому: не было помазано Тело благовониями, не было совершено всего необходимого. И вот, женщины, убедившись в том, где был похоронен их любимый Учитель, предварительно приготовив всё необходимое для правильного погребения – миро, то самое, по которому мироносицами их и называют, ароматы, благовония, масти, и ещё в темноте наступающего дня, задолго до восхода солнца, проведя субботу дома, по обычаю, в покое, на третий день торопятся, практически бегут ко гробу. Единственная мысль только их тревожит: как в этот гроб им попасть? Потому что, как мы с вами знаем, иудеи не хоронили в землю, как у нас: там земля – это редкость, и она используется для земледельческих нужд, а усопших хоронят в пещерах, в скалах, и, положив туда тело покойника, закрывают вход в пещеру большим тяжелым камнем. Несколько взрослых мужчин с трудом этот камень подкатывают и прикрывают вход, так чтобы не могли хищные звери и птицы туда проникнуть.

Вот женщины идут и думают, как мы туда попадём, кто нам этот камень отвалит, чтобы туда можно было войти? Но эти их тревоги оказались напрасными. Незадолго до их прихода отвалил этот камень Ангел, стража римская разбежалась в страхе от явления небесного вестника, а Ангел Божий, сидя на камне, поджидал спешащих ко гробу жен-мироносиц. Увидев их испуг и страх, он сказал им: «Не бойтесь, Тот, Кого вы ищете, Иисус Назарянин распятый – воскрес, нет Его здесь. Вот место, где Он лежал. Идите и скажите ученикам Его и Петру, что Он будет прежде вас в Галилее, Там вы Его увидите, как Он и сказал вам» (Евангелие от Марка, глава 16).

И вот жены-мироносицы превратились в апостолов для самих апостолов. Они оставили свои ароматы – всё это теперь уже было не нужно, потому что Учитель их был мертв и воскрес! Радости этой они ещё не могли в полной мере осознать и прочувствовать. Мы читаем в Евангелии, что сначала они не радость испытали от слов ангела, а трепет и ужас. И бегут они к апостолам, чтобы возвестить им все увиденное и услышанное от ангела.

Так вот что поражает больше всего в этих женщинах, женах–мироносицах. Не физической силой они были сильны, а духом своим, горячей верой и преданной любовью ко Господу. Тем, что их чувства проявились в полной мере именно в минуту испытаний. И нам они урок и пример. Конечно, так, как они или апостолы, мы не можем Господу послужить, но мы можем послужить Господу по-своему, в своих жизненных условиях, когда мы говорим, что мы любим Господа. Я вам как-то уже говорил слова праведного Иоанна Кронштадского: «Безумие, - говорит он, - говорить о том, что ты любишь Господа, и тут же при этом решаться на грех». Значит, наша любовь, если мы, действительно, Бога любим, если Ему верим, если мы стремимся за ним следовать, прежде всего, должна выражаться в неукоснительном исполнении заповедей. То есть мы должны всеми силами своей души стремиться жить по вере, учиться этому, не на словах, не говорить о своей вере, а жить по вере. Тогда окружающие нас люди, увидев, как мы изменились, увидев, что мы стали другими, что мы стали поступать не так, как поступают все, а стали поступать так в своей жизни, или, во всяком случае, стараться так поступать, как нам заповедовал наш Господь, тоже последуют за Ним. Не клевещи, не завидуй, не сквернословь, не воруй, не обманывай и так далее и так далее. То есть исполнять это на деле в повседневности, каждый день. Это, конечно, подвиг, но это подвиг любви. Во всём должен быть глубокий смысл.

Если мы с вами говорим, что мы должны это делать, мы не должны преступать заповеди Божии, тогда у кого-то может возникнуть следующий вопрос: а почему мы не должны этого делать? Это и наши дети могут у нас с вами спросить: а почему я не могу это сделать, а почему мне это нельзя? И у нас должен быть всегда готов на это ответ: потому что это и есть настоящая любовь. Потому что если я этого не делаю, я этим самым показываю свою любовь, так проявляем любовь в этом мире к Господу нашему. Господь ведь прямо сказал: «Кто Меня любит, заповеди Мои соблюдает». Вот это и есть для нас главный критерий. «По тому узнают, что вы Мои ученики, - говорит Господь, - если будете иметь любовь между собой». А что значит - любовь между собой? Это значит, что мы должны любить ближнего как самого себя. А как это сделать? Святые отцы учат нас, как это сделать. Мы должны научиться ставить себя на место того человека, которого мы призваны любить – в радости ли его, в горе ли его. Представить себя на его месте: что бы мы испытывали, что бы мы ощущали, что бы нам пришлось делать, если бы, действительно, это случилось именно с нами? Вот как мы должны к ближним нашим относиться.

Тогда нам будет и прощать грехи легко, потому что мы представим себя на месте этого человека и подумаем: вот я бы сейчас просил прощения, а меня бы, возможно, и не простили, или простили, но как бы через силу, нехотя. И тогда мы будем прощать гораздо быстрее и легче, и не вспоминать потом этого греха, потому что нам ведь не вспоминают наши грехи. Любить всегда, а не только тогда, когда всё хорошо и благополучно в жизни. Вот святые жены - мироносицы ходили со Христом, и это было для них временем счастья, они знали, с Кем они идут, они знали, что вся их жизнь посвящена служению Господу, и Он о них заботится больше, чем они о Нём.

Вспомните Марфу и Марию. Они были сестрами праведного Лазаря Четверодневного. Они же тоже жены-мироносицы. Вспомните этот случай, когда Господь остановился у них на ночлег. Марфа готовит ужин, а Мария, младшая сестра, села у ног Христа слушать Его слова. Ей как бы и дела нет до того, что надо ужин готовить, ведь это её обязанность как женщины: принять Гостя дорогого, накрыть стол, поухаживать за Ним. Марфа одна исполняет эту обязанность, а Мария как будто бы забыла об этом и сидит у ног Христа. И вот Марфа не выдержала, подошла ко Господу и говорит: Господи, я вот тут кружусь, верчусь одна, стараюсь, не успеваю, а сестра моя сидит около Тебя и ничего не делает, скажи ей – пусть встанет и мне поможет. И что Господь ей ответил? Он с любовью, но укоризненно ей говорит: Марфа, Марфа! Ты печешься и заботишься о многом, но это всё не важно, а важно только одно, и Мария эту благую часть выбрала, она села рядом и слушает Моё слово. Потому что слово Мое – это жизнь, это спасение.

Так что Христос не так нуждался в заботе, как нуждались сами жены-мироносицы: Он о них заботился, Он их спасал, Он их вёл в Царствие Небесное. Так и мы с вами часто бывает, думаем, что много чего делаем для своего спасения и для спасения других людей, а спасает нас всех Христос, не мы. И когда мы пытаемся к вере кого-то привести, часто мы делаем это назойливо, часто навязчиво, пытаемся заставить человека пойти в Церковь, принудить к вере, Евангелие читать, в конце концов, на исповедь сходить, пытаемся всё время на одно и то же обращать внимание. А разве именно так необходимо поступать с людьми? Апостол Петр пишет в своих посланиях: «Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета о вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет 3,15), то есть, рассказать о своей вере. Слышите, как он сказал? Вопрошающему у тебя дай ответ, то есть тем говори о вере, кто тебя спрашивает. А если тебя не спрашивают, а ты начинаешь всем и каждому о своей вере говорить, так с тобой потом мало кто разговаривать захочет. Потому что скажут, что с ним вообще невозможно общаться, он опять будет говорить только о своём. А апостол Павел говорит: я буду с плачущими плакать, я буду со смеющимися смеяться, я буду всем для всех, лишь бы спасти хотя бы некоторых (1Кор.9:22). Посмотрите, как мудро сказано. Он будет входить в жизнь, в условия, в ситуацию конкретного человека и разделять с ним и радость, и горе. Понимаете? Помогать человеку в чем-то, пытаясь вникнуть в его жизнь, а не о своей жизни рассказывать, пытаться вникнуть в его проблемы. Надо услышать человека, научиться слышать другого, а не так, чтобы тебя только все слышали.

Любовь она многогранна, братья и сестры. И проявляется эта любовь всегда в каких-то конкретных вещах. Самое главное, нам надо помнить о том, что спасает нас Христос, а мы любовь свою проявляем, потому что Он милостивно позволяет нам это сделать, и за то, что мы делаем от сердца, Он нас ещё и награждает. Мы что-то хорошее сделали, Он тут же нас наградил. А не сделали, а только постарались это сделать, не получилось, а всё равно наградил. Как святой Иоанн Златоуст пишет: «Господь и намерения человека приветствует». Только намерения! Но если оно было от сердца. Просто, может быть, обстоятельства так сложились, что не получилось это сделать, но человек хотел. Если он хотел – Господь уже и за это наградит. Потому что воля наша – вот самое главное, что движет нами. Если мы хотим что-то доброе, оно случится, если это действительно полезно для нас и ближних наших. Не сейчас, значит, потом, Господь обстоятельства сложит для этого, только терпения нужно набраться.

 

Будем, братья и сестры, учиться такой любви, такой преданности и вере, какой обладали святые жены-мироносицы. Вот их лики здесь на иконе в центре храма. Не все их имена известны, к сожалению, только некоторые. Их было, конечно, гораздо больше. Пусть они, жизнь и подвиг которых мы знаем и чтим, будут для нас примером и назиданием в воспитании себя, в этой повседневной, кропотливой работе над собой, в воспитании в себе веры, преданности и любви. Пусть жены-мироносицы всегда будут в нашей памяти, когда мы говорим о любви, когда нам не хватает этого чувства в нашей жизни, когда нас уныние захлёстывает или обида. Вспомним, как они поступили, когда в их жизни были самые страшные минуты, когда они стали свидетелями Крестных мук и смерти их Учителя и Господа. Что могло быть страшнее тогда для них? И, тем не менее, они не уступили, они не испугались. Они стояли у Креста, а вокруг ревела беснующаяся толпа, но это их не испугало, они были рядом со Спасителем до конца, за что и удостоились великой чести и радости первыми увидеть Воскресшего Христа!  В Священном Писании написано: «Крепка как смерть любовь». Но мы можем сказать, глядя на их подвиг, что любовь настоящая крепче и самой смерти.

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla