Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Поздравляю вас, братья и сестры, с воскресным днём – неделей Антипасхи, с днём памяти святого апостола Фомы.

Вчера перед началом вечернего богослужения закрылись царские врата, которые были отверсты всю Светлую седмицу, свидетельствуя нам о том, что Царство Небесное близко и, действительно, для всех открыто. И когда они были закрыты – в этом тоже было промыслительное, назидательное действие. Церковь напоминала нам о том, что, да, конечно, Царство Небесное близко, но войти в него сможет только тот, кто приложит для этого все свои силы в земной жизни, кто будет стараться, кто будет к этому стремиться.

Какие могут быть итоги этой Светлой седмицы, о чём сегодня Церковь предлагает подумать, что вспоминает?

Сегодня Фомина неделя, воспоминается апостол Фома, как его в народе называют – «Фома неверующий» (даже имя такое нарицательное потом появилось). Но давайте с вами посмотрим, в чём же его неверие заключалось, и первый вопрос возникает, почему он не поверил воскресению Христову: когда Воскресший Христос явился другим апостолам и ученикам, Фомы в тот момент не было, не присутствовал он, не видел своими глазами. И вот он говорит, что пока сам не увидит, пока сам не потрогает язв от гвоздей на руках и ногах Спасителя, пока не вложит руку в ребра Его, не поверит. Вложить руку в ребра: у Христа была огромная зияющая рана от копья, которую нанес Ему воин, чтобы удостоверится, что Христос действительно умер, пронзив Его этим копьем от правого бока к левому сквозь всё тело, пробив Ему сразу все жизненно важные органы одним ударом. Но Христос уже к тому времени умер человечеством Своим на кресте.

Вот апостол Фома так удивительно поступил. Ему друзья говорят: мы видели Господа (мы слышали с вами сегодня в Евангелии эту историю), радостные, светлые, сияющие лица у них, а он им говорит – не верю. Но ведь свидетельство даже двух человек, по закону иудейскому, считалось доказанной истиной, а здесь не два человека ему свидетельствуют, а множество. Кроме апостолов, были и другие люди: и жены-мироносицы видели воскресшего Христа, но нет – не поверю. Удивительно, на первый взгляд, но давайте мы с вами вспомним апостола Фому чуть раньше: упоминания о нем мы слышим, когда Христос собирался идти в Вифанию для того, чтобы воскресить Своего умершего друга Лазаря. Когда другие апостолы попытались воспрепятствовать Ему это сделать, говоря: да не будет этого с Тобою, Господи, Тебя там только что чуть не убили иудеи, а ты вновь собираешься туда идти. То есть жалели Господа по-человечески, пытались Ему воспрепятствовать совершить это. Единственный из апостолов - Фома сказал, останавливая как бы неуместные споры: пойдём и умрём вместе с Ним.

О чём это говорит? Это говорит о его характере - у человека цельная натура. Он не имел двойственных мыслей, никакого страха не было в его сердце, и если другие апостолы боялись предстоящих событий, то апостол Фома так просто говорит «пойдём и умрём вместе с Ним». То есть он был готов уже тогда разделить с Христом Его участь, когда ещё не знал окончательно, Кто же перед ним, не был уверен в том, что это Мессия, не был убеждён в Его грядущем тридневном воскресении (не могли ещё тогда апостолы поверить в это чудо, не укладывалось это в их сознании). Но вот там он такую решимость проявил пострадать со Христом, а тут говорит «не верю».

Давайте посмотрим, отличались ли другие апостолы от него? Можно ли их верующими в тот момент назвать? Посмотрите, жены-мироносицы прибегают от гроба и говорят: мы видели воскресшего Христа. И апостолы, как пишут согласно все евангелисты, не поверили им. Петр с Иоанном бегут ко гробу, заходят в гроб, и, как мы с вами помним, об апостоле Иоанне написано: вошел в гроб и увидел только пелены, лежащие во гробе, и плат – сударь, как называют полотенце, которым обвивали голову покойника, который лежал так, как будто до сих пор продолжал покрывать голову человека, но Христа-то уже не было, и плат лежал особым образом повитый. Тогда сказано было об апостоле Иоанне - «и виде, и верова». То есть, увидел всё своими глазами и поверил. Но когда они пришли к другим апостолам и рассказали об увиденном ими, те тоже не поверили им.

Лука с Клеопой, два апостола, шли в Еммаус – селение, которое расположено недалеко от Иерусалима, к ним уже воскресший Христос Сам приблизился, шёл вместе с ними, беседовал, они Его не узнали сначала. Почему не узнали – это отдельная тема для разговора, порассуждаем об этом как-нибудь в другой раз: много раз так бывало, что Христос является, а Его не узнают. Он что, изменился как-то внешне, стал другим, почему Его не узнавали? Это интересный вопрос. Но вот здесь Иисус идет вместе с ними, беседует, рассказывает им о всех пророчествах, которые подтверждают эти события, заходят они в дом, чтобы переночевать, Спаситель делает вид, что собирается дальше идти, Лука с Клеопой уговаривают Его остаться и говорят, что вот уже ночь приближается, куда ты сейчас один пойдешь! Заходи с нами поужинаешь, переночуешь и утром пойдешь дальше. Садятся за трапезу, Он берёт в руки хлеб и своим привычным движением разламывает этот хлеб на части, преломляет, произнося молитву, и вот только в одном этом движении Его апостолы узнали своего Учителя. И как только они Его узнали, Он мгновенно становится невидимым, Он исчезает. Они тут же, ни секунды не медля, возвращаются в Иерусалим, хотя ночь уже на дворе, бегом бегут в город, чтобы возвестить эту неслыханно радостную весть о том, что они лично видели воскресшего Христа, беседовали с Ним, трапезничали с Ним. И что же? И им не поверили.

Так что, как видим, не только Фома был таким сомневающимся. Это действительно очень сложно, трудно поверить в воскресение, потому что здесь идет борьба веры и разума человека. Вот, две природы у человека: физическая природа – наше тело, наш разум, и духовная - душа наша. Душа готова поверить, а разум препятствует и говорит – невозможно, этого не может быть. И «этого не может быть» чаще всего берёт верх. Мы привыкли подчиняться своему разуму, мы привыкли, потому что разум в этом мире, в котором мы с вами живём, как правило, безошибочно определяет, что может быть, а что нет. Существуют особые законы природы, законы физики, законы биологии, по которым всё в нашем мире существует. Как только что-то выходит за рамки существующих законов, так называемое чудо, разум находится в состоянии шока: ему нечем обосновать случившееся, и поэтому единственное, что он может сказать – «не может быть». «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» - есть такая философская формула.

Так вот «может быть», оказывается, если Господь вмешивается, потому что Он Творец этих законов, и Он может легко эти законы или отменить, или преодолеть, или преступить их ради спасения человеческого рода. Не ради того, чтоб устрашить кого-то или восхитить – не ради каких-то фокусов, славы или тщеславного самодовольства, как это делают фокусники, и маги, и колдуны, стремясь привлечь к себе и обольстить людей. Совсем другая цель у Христа – спасение человека.

Так вот и здесь Фома, отвечая апостолам, подтверждает только эту истину. Трудно преодолеть сопротивление разума, трудно отдаться сердечному чувству и уверениям сердца. Поэтому он так и сказал: пока не увижу, то есть пока не примет мой разум, пока не потрогаю, не удостоверюсь, не поверю. Поэтому Христос, как мы видим, нисколько не осудил Фому за это. Проходит ещё неделя, и Христос вновь приходит сквозь затворенные двери. Опять же мы для себя должны этот момент учесть – сквозь закрытые двери. Значит, это уже Христос с обожествленным Телом. Тело Его теперь не такое, как у нас с вами: способное проникать сквозь стены, преодолевать мгновенно громадные расстояния. И вот Он проходит сквозь закрытые двери, и, обращаясь уже непосредственно к Фоме говорит ему: ты говорил, что поверишь, если потрогаешь Мои язвы на руках и ногах, если вложишь руку в ребра Мои, так поверь – возьми и сделай это. Вот Мои руки и ноги – посмотри, осяжи, вложи свою руку в Мои ребра, и не будь неверным, но будь верным.

Но вот перед этим очень важная фраза: как в первый раз, когда Христос пришел к ученикам, так и сейчас, когда Он второй раз явился к ним, вместе собранным, первое, что Он говорит – «Мир вам». Он вселяет в их сердце мир и покой. Это очень важная мысль. Страх или недоверие уничтожают веру. Если человек чего-то испугался так, что парализован этим страхом, в этот момент благодать от него отходит, потому что в этот момент он перестал верить Богу, он перестал Богу доверять в полной мере, и боится, что Бог будет не в состоянии его защитить. И поэтому Христос первое что делает – изгоняет страх из сердец своих учеников. Он говорит – «Мир вам», то есть вселяет в их сердца мир, и только после этого продолжает беседовать с ними дальше.

Нам надо это очень хорошо запомнить и усвоить в своей жизни. Как только что-то происходит в нашей жизни, непонятное, страшное, тяжелое, то, что трудно принять, с чем смириться, мы должны вспомнить эти слова Христа – «Мир вам». Господь говорит: успокойся, приди в себя, мир в твое сердце посылаю Я. Когда мир в твоем сердце будет, тишина в твоих мыслях, ты услышишь Мой голос, и ты тогда будешь знать, что делать дальше. Я тебя поведу через все испытания, ты пройдешь через них, и если будешь со мной, то всё возможно для верующего.

И что Фома ответил Христу, когда Господь предложил это сделать, приложить свои руки, убедиться? Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» Как вы понимаете, эти слова много значат. Это вывод для человека, который преодолел борьбу разума, который духом своим полностью принял эту весть – что Христос действительно воскрес, был мертв и ожил силой Божества Своего. Мы читаем, что, действительно, Христос воскрес из мертвых, что Он Спаситель мира, но часто ли мы говорим фразу, что Христос Спаситель именно мой, Господь мой и Бог мой? Он меня спас, лично. А Фома это сказал. Он не сказал: Господь наш, но Господь мой и Бог мой. Это тоже очень важные слова, нам надо почаще над этим размышлять: что для нас значат слова, когда мы говорим, что мы любим Бога? Ведь сказать так, как сказал Фома, – это очень много сказать. Потому что для человека, сказавшего эти слова, значит, что Бог является главным и определяющим в его жизни.

Сказать так – это, значит, сказать, что Господь всегда рядом. А Господь сказал, что «Я с вами до скончания века». Значит, Он всегда рядом, и рядом не только тогда, когда мы с вами хорошие и благочестивые, но рядом и тогда, когда мы совершаем грехи и преступления. Сказать «Господь мой и Бог мой», как когда-то говорил святой праведный Иоанн Кронштадский, безумие говорить, что ты любишь Бога и тут же решаться на грех. Это уже будет не любовь, потому что Господь прямо говорил: кто Меня любит, тот заповеди мои соблюдает. Значит, если грешим, так или иначе, совершаем тяжкие или не очень тяжкие наши грехи, в этот момент мы не с Богом. В этот момент мы Бога не любим, мы только говорим об этом или нам только кажется это, а поступки сами говорят за себя. «По делам их узнаете их», - слова Спасителя. «Не все, говорящие Мне «Господи, Господи» войдут в Царство Небесное», - говорит Он. Можно много молитв прочитать, можно много поклонов положить, но если ты в сердце своем любви к Богу не имеешь, решаешься на грех, а когда преткнулся где-то, упал и не спешишь покаяться, не борешься с этим грехом, значит, ты не с Богом, ты не любишь Его.  

Апостол Фома сказал – «Господь мой, и Бог мой». Эти слова он сказал от сердца своего искренне, и мы видим, что всей своей последующей жизнью он эти слова подтвердил. Он прошел всю Палестину, всю Малую Азию, совершая многочисленные поразительные чудеса, воскрешая мертвых, изгоняя бесов, исцеляя болезни, утверждая веру в воскресшего Христа – и чудесами, и словом своим. А путь свой земной он окончил в Индии. По преданию, он обратил к вере не только множество людей, живущих в той стране, но также жену и сына правителя одного из маленьких княжеств Индии того времени, за это его пронзили и подняли на копья.

Сегодняшний день особенный, недаром ведь в первое воскресение Церковь нам апостола Фому предлагает к размышлению. Вопрос о вере: какая вера у нас с вами, что для нас Воскресение Христа? Для Фомы этот был поворотный момент всей его жизни, когда он убедился, удостоверился, что Христос, действительно воскрес. Это изменило всю его дальнейшую жизнь. И на нас с вами это событие должно повлиять, должно определить и наше христианское делание, потому что этим определяется всё, весь строй и образ нашей жизни, мыслей, поступков наших, слов. От этого мы должны отталкиваться. Как апостол Павел говорил когда-то, что если бы Христос не воскрес, значит, мы всё ещё в грехах наших и наша вера тщетна, но Христос воскрес.

Вот и будем этой мыслью утешаться, особенно когда тяжело, когда опускаются руки, когда к нам приходят испытания, тяжелые, может быть, испытания посылает нам Господь в нашей жизни. Всё это делается ради нашего спасения. Когда-то мы сами уходим от Бога «на страну далече» грехами своими, уходим, забывая путь назад, часто делая неверный выбор и уходя всё дальше и дальше. Но каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение, среди множества вариантов существует всегда один, который ведёт нас назад к Богу. Будем помнить об этом, и будем искать этот путь, когда выбираем, что сделать, как поступить, сказать или промолчать, сделать или нет, удержаться от греха или совершить поступок, от которого потом стыдно будет, горько и тяжело на душе. И каждый раз этот выбор Господь нам любвеобильно предлагает, потому что пока мы живы, ещё ничего не потеряно, пока мы живы, каждый день нашей жизни – это шанс ко спасению. Даже если мы не успеем ко Христу придти, нам хотя бы постараться двигаться в этом направлении: не от Него, а к Нему. Воистину Воскресе Христос!

Аминь!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla