Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва».

Крестопоклонная неделя, братья и сестры, сегодня. Прославляем Крест Господень, поклоняемся ему, лобызаем его. Середина Поста. Три недели позади, и Церковь именно в середине постового пути предлагает к нашему назиданию, нашему размышлению Крест Господень.

Орудие казни, самой страшной позорной смерти, крест всегда устрашал людей. Старались подальше пройти мимо того места, где виднелся крест, представляя себе прекрасно, что испытывает человек, умирающий на нём. Но тот Крест, о котором сегодня речь, не внушает теперь ни страха, ни ужаса верным последователям Господа нашего и Спасителя. Он внушает страх и ужас только противникам Его. Как сказано в стихире праздничной: «Крест…демонов язва». Всем же остальным он приносит свободу, радость и счастье, приносит мысль и утверждение о нашем с вами бессмертии, украшает наши храмы - на главах наших церквей красуется именно крест. Он венчает могилы наших родных и близких, ведь, глядя на крест, приходя на могилу, человек должен забыть уныние, отчаяние, потому что крест – это символ не смерти, а символ бессмертия! Крест, освященный Господом нашим, пригвоздившем к нему грехи всего рода человеческого и освободившем человечество от рабства дьяволу, взявшему на Себя все грехи мира и разорвавшему власть адскую, довлеющую над человеческим родом со времен грехопадения первых людей.

Глядя на крест, на это оружие победы над смертью, который венчает могилу, человек должен приходить в состояние умиротворения, понимая, что смерть это лишь дверь, переходя через которую, вступая на порог которой, мы вступаем в вечность. Крест – тот ключ, которым открываются врата рая для христианина. «Невозможно спастись иначе, чем через крест», - писал в своих посланиях святой Иоанн Златоуст. И это абсолютная истина, потому что только крест, который Господь вручает человеку в его земной жизни, становится потом ключом к Царству Небесному, или мостом, как святые отцы тоже говорили о кресте, мостом между нашим миром и миром горним, делающим человека способным к вечности.

«Аще кто хочет за Мной идти, - слышали мы сегодня в Евангелии воскресного дня, - да отвержется себя, возьмет крест свой и следует за Мной». Отвергнуться себя не так-то просто. Нам не даёт это сделать гордыня наша. Нам всегда кажется, что мы-то ведь лучше знаем, как поступить, мы лучше видим пути нашей жизни, нам кажется, что должно быть именно так, как мы хотим именно сейчас. И приходит человек часто в уныние, раздражение от того, что не получается так, как он хотел.

Но «пути Господи не пути человеческие», - как когда-то сказал Господь через пророка Исайю (Ис 55,8).

Крест Господень, о котором сегодня идет речь в Евангелии, нас с вами многому учит, братья и сестры. Отвергнуться себя – это значит забыть о своем «я». Перестать думать о том, что «я лучше всех всё понимаю, всё знаю, и все пути свои прекрасно вижу в жизни моей». «Безумец, - сказал в одной из притч Своих Господь богатому человеку, обличая его вот это самомнение и самонадеяние, - этой ночью душу твою заберу, и кому-то всё это земное ты оставишь, все свои мысли, все свои планы, все свои надежды»?

Отвергнуться себя - это полностью довериться Богу. Приучить себя к мысли о том, что всё, что с тобою бы ни происходило, происходит по Его святой воле. И как бы нам ни больно было, как бы нам было бы непонятно, как бы было ни тяжело, - всё это будет содействовать нашему спасению, но, конечно, при условии, если мы это примем. Если мы не будем сопротивляться воле Божьей, если мы будем принимать всё, как есть – спокойно, с твердой уверенностью в то, что Господь нас ведёт Своими путями, не нашими путями. И ведёт нас всех ко спасению.

Всё, что происходит в жизни человека, даже (как некоторые святые отцы-богословы говорят) и грехи человеческие, иной раз, Господь попускает нам совершить ради нашего спасения, преобразуя последущие обстоятельства ко спасению.  Попускает. Не бьёт по рукам каждый раз. Ведь человек всегда сам выбирает, что ему сделать и как ему поступить. Но вспомним с вами благоразумного разбойника: оказался бы он первым в раю, если бы он не оказался на кресте перед этим, справа от Христа? А за что он оказался на кресте? Потому что он жил как разбойник. Все его грехи эти в результате привели его на крест. Но Господь и здесь даже с этой точки уже, казалось бы, невозврата человека этого спас: прямо с креста, сразу в рай – первым! Что это, как не промысел Божий?

Человеку-то казалось бы всё, на этом конец: вот он, прибит ко кресту, умирает. Ждать уже больше нечего. Но перед ним первым открываются райские врата. А почему? Потому что сердце его было к этому готово. «Помяни меня, Господи, когда придешь в Свое Царство», о котором Ты так много рассказывал. Сказал, признав Его и Господом, и поверив в это Царство Небесное, о котором Христос говорил, и покаявшись, получается, в своих грехах. Он прекрасно понимал, что с грехами туда не пустят. Он только лишь просит вспомнить о нём там, в том Царстве Небесном, и получает в ответ: «Аминь, говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Ни Авраам, ни Лот, ни Адам даже, а этот разбойник с креста первым за Христом вошел в рай!

Вот это крест, крест, который человек принял на себя безропотно, с сознанием того, что он этот крест заслужил. Он останавливал другого разбойника, который богохульствовал с креста. Умирая сам, повторял слова тех, которые глумились над Христом, стоя возле креста, и говоря Ему: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста и нас заодно спаси». Но разбойник справа, закрывал ему рот, останавливал его и говорил: «Что ты говоришь, безумец? Разве мы не по делам нашим заслужили это? А Он ни единого греха не сотворил». То есть он признал свою греховность, признал, что этот крест, действительно, его. Так вот и нам с вами, братья и сестры, надо научиться тот крест, который нам Господь вручил в жизни, отвергнувшись себя, взять этот крест. Господь говорит: «Возьми крест свой». Он не говорит: «Возьми крест чужой», или «Возьми многие кресты». Он говорит: «Возьми крест свой».

У каждого крест свой, и именно этот крест нам ко спасению, никакой другой. Есть такая притча об одном человеке, который в сонном видении вдруг оказывается в горнем мире и Господь ведёт его в комнату, где стоят множество разных крестов. И вот казалось этому человеку, что тот крест, который Господь ему дал в жизни, слишком тяжелый для него. И он попросил у Бога, чтобы он поменял ему крест, то есть дал ему другой, полегче. И Господь ему говорит: «Пожалуйста, вот множество крестов самых разных: вбирай любой, какой тебе нравится». Он, конечно, от радости подошел и сразу взял самый маленький, самый легкий крест, но в следующую же минуту ощутил укоры совести: ему показалось, что этот крест, действительно, слишком уж лёгкий. Он поставил этот крест на место и попытался взять самый большой и самый тяжелый, но не смог его даже поднять. Взглядом окинул комнату и увидел некий крест, который показался ему подходящим: удобным, достаточно легким и в меру тяжелым. Он взял его, примерил на себя и говорит: «Вот, Господи, пожалуй, я этот крест возьму». А Господь с улыбкой ему говорит: «Это твой крест и есть».

Нам с вами нужно это помнить всегда. Крест всегда даётся нам по нашим силам. Господь прекрасно знает, на что мы с вами способны, к чему мы пригодны, и изначально каждому свой крест вручает. Не надо нам с вами пытаться сбросить его. Не надо нам с вами роптать и думать, что крест этот не по силам, слишком тяжек. Нам надо видеть во всем, что происходит в жизни, любовь к нам, заботу Господа нашего. Человек часто уходит от Господа, ему кажется, что Он рядом, но Он далеко.

Далеко потому, что его вот самость закрывает ему глаза, закрывает ему уши, и он не слышит и не видит очевидных вещей, которые Господь ему уже давным-давно показывает и говорит, и пытается с пути неправедного вернуть на путь спасения. И приходится иной раз Господу применять меры «интенсивной терапии», когда не понимает человек по-хорошему, не понимает в обычной своей жизни знаков ежедневных, которые Господь ему посылает. И начинаются звоночки оттуда, сверху: сначала легкие, потом всё тяжелее и тяжелее – до тех пор, пока человек, наконец, не встрепенется, не опомнится, не оглянется вокруг себя и не начнет искать того пути, с которого он когда-то свернул. А каждый наш шаг – это выбор, который ежедневно, многократно в течение каждого дня мы совершаем. И каждый раз, как мы этот выбор совершаем, у нас есть всегда из всех путей, которые перед нами, один путь, который ведёт к Богу. До самого последнего момента, как вот и для разбойника на кресте.

До самого последнего момента Господь даёт шанс на спасение. Даже прибитый ко кресту и умирающий, разбойник ещё не был потерян для Царства Небесного. Стоило ему открыть свое сердце и произнести те слова, которые он произнес, и этот крест стал для него ключом в Царство Небесное, и он спасся.

Вот так и мы будем, братья и сестры, слышать, что нам Господь говорит, стараться слышать: открыть свои уши, открыть свои глаза, увидеть этот путь. Путь креста, действительно, необходим для нас в нашей жизни для нашего спасения. Если человек живет без испытаний, без искушений, он вряд ли спасется. Потому что наступает период самоуспокоения, период расслабления и человек забывает о том, что всё, что он имеет в этой жизни, он имеет от Бога. Сама жизнь, каждый день нашей жизни, когда мы открыли глаза и солнце светит, - всё это подарок нам с вами. Человек забывает об этом, и, кажется, что так и должно быть. И вот как только его настигают какие-то испытания, искушения, скорби, только тогда он вспоминает, что не должно так быть. Что если у тебя в твоей жизни всё хорошо – это милость Божия. И каждый день надо Бога за это благодарить, а не принимать это как должное.

Поэтому без креста нет спасения – будем помнить об этом. И, взявши крест свой, пойдём за Господом по земной жизни, чтобы наследовать Царство Небесное. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla