Наверх На главную

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Окончилась, братья и сестры, вторая неделя Великого поста. И всегда в этот день вспоминается исцеление Господом нашим и Спасителем в Капернауме некоего расслабленного человека, которого принесли к Нему четверо друзей. И такое количество людей собралось для того, чтобы послушать Христа, что не помещались люди ни в доме, ни во дворе дома – на улице многие стояли. И когда четверо друзей принесли на носилках расслабленного человека, друга своего, за множеством народа они не сумели войти во двор. Что они делают? Они забираются на крышу дома, разбирают её, как апостол Марк сегодня нам повествует («прокопаше ея»), сверху через крышу спускают на верёвках носилки со своим другом прямо к ногам Спасителя. Господь, видя веру их, обращается к расслабленному и говорит: «Чадо, прощаются тебе твои грехи».

Находились тут же и фарисеи, законоучители еврейские, которые ходили всегда за Христом. Но ходили они, в отличие от народа, желавшего слышать Его, видеть Его чудеса, следуя за Ним по велению сердца своего, с другой целью: уловить Его в каком-нибудь богохульстве или нарушении закона, обвинить Его в этом и наказать. Вот они слышат, как Господь произнес слова в адрес больного человека об отпущении ему грехов, и начали рассуждать в себе: «Он богохульствует. Кто может отпускать грехи, как только один Бог?»

Христос, конечно, Духом Своим сразу услышав их мысли, обращается к ним и говорит: «Для чего вы так помышляете в сердцах ваших? Как вам кажется, что удобнее сказать: прощаются тебе грехи, или встань, возьми постель твою и иди? Но чтобы вы знали, - говорит Он, - что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, - тут Он оборачивается после этих слов к больному и продолжает, - тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди». И тут же происходит чудо: больной этот, расслабленный перед тем, который не мог даже рукой пошевелить, встаёт спокойно, берет носилки, на которых его принесли друзья, и на глазах у всех уходит совершенно исцеленным. И все восклицают, славя Бога и говоря: «Никогда ничего подобного мы не видели, слава Богу!»

Вот эта история всегда на вторую неделю Великого поста попадает, всегда мы вспоминаем это исцеление. Пост наш с вами ещё впереди, мы только ещё два поприща прошли, два отрезка пути и очень важно нам услышать об этом чуде. Какие здесь мысли? Прежде всего, удивляет, конечно, то, что эти четверо друзей, которые принесли больного, не сумели пройти во двор. Скорее всего, они просили, чтобы их пропустили, но все стояли стеной: каждый считал, что он на своем месте стоит, что ему это нужнее, чем им, и никто их не пропустил. Так бы они и остались ни с чем. Вот это равнодушие толпы, равнодушие других людей – первое, что бросается в глаза. Целеустремленность этих друзей, с другой стороны, она, конечно, победила равнодушие.

В нашей с вами жизни это можно так увидеть: когда мы бы ни хотели ко Христу прийти, когда мы бы ни стремились что-то в своей жизни изменить, чуда какого-то попросить за себя или за кого ещё, но видим впереди себя разнообразные препятствия, которые могут нам помешать в этом, мы часто сдаемся. Прежде всего, ведь придется сделать какое-то усилие: встать на молитву или поехать в храм, потратить свое время, свои силы, молиться. Затем возникают такие мысли: «Почему это я должен молиться? Много у этого человека друзей есть, кроме меня, пусть кто-нибудь другой помолится». То есть начинаются сомнения или лень, различного рода препятствия – как бы стена непроходимая, как у этих четверых друзей. Так они тоже встали бы, потолкались у дверей, сказали бы своему больному товарищу: «Ну, сам видишь, невозможно пройти, ничего не можем сделать, всё, что могли, сделали, извини». И унесли бы его обратно.

Но вот именно устремленность человеческого сердца, желание получить от Бога просимое, невзирая ни на какие препятствия, - это и есть та вера, которая действенна. Потому что верить ведь по-разному можно. Человек может себя верующим считать, но при этом ничего не делает для того, чтобы вера его стала, действительно, живой. Вера живой становится не тогда, когда мы просто говорим о ней, а когда мы предпринимаем определенные действия, согласные с нашей верой. Поступки определяют веру человека. Так вот и здесь вера этих четырёх товарищей оказалась не на словах. Они не просто любили своего друга, они сделали даже больше, сделали невозможное, казалось бы. Ну, представьте себе: забраться на крышу чужого дома, разобрать эту крышу и на верёвках (где-то ещё верёвки нашли!) спустить своего больного товарища прямо к ногам Спасителя. То есть они сделали больше, чем мог бы себе представить кто-либо. И, конечно, все были в изумлении, и Спаситель, конечно, был удивлен, почему мы и слышим в дальнейшем повествовании, что, глядя на их веру, Он обращается к больному. Господь ведь с ними ни о чём не говорит: мы из Евангелия видим, что Он им даже слова не сказал, не спросил ни о чём – всё и так ясно, всё без слов понятно, что они хотят и что ими движет -  любовь, желание искренне помочь человеку, от всего сердца! Тут не надо никаких слов. Так вот и наша с вами молитва может быть такой живой и действенной. Кто-то думает, что в многословии своем будет услышан, как Господь говорит. Но язычники только так думают. Можно тысячи поклонов положить, множество молитв прочитать и при этом остаться холодным, безучастным. Потому что кроме этого ты не на что больше не способен. Да и часто когда молишься, поклоны кладешь, думаешь о чем-то постороннем, выполняешь как будто какую-то повинность. Надо, вроде, помолиться: вот, помолился, а никакой пользы ни себе, ни другому человеку не принес. Потому что неживая такая молитва, это просто исполнение какой-то требы, обряда какого-то. Жизнь нужна в поступках и словах, и в молитве, такая вот действенная, как у этих четырех друзей.

Но что говорит Спаситель этому больному человеку? «Чадо, прощаются тебе твои грехи». Разве друзья об этом просили? Они же просили о том, чтобы он встал, чтобы Господь исцелил его, чтобы болезнь прошла. Но Господь с другого начинает, Он говорит о грехах. И здесь опять для нас с вами такая глубокая мысль и назидание: откуда болезни берутся в жизни нашей. Святые Отцы нас учат и говорят: многие болезни, конечно, не все, но многие являются следствием нашей нераскаянной греховной жизни. Человек состоит из души и тела, неразрывно связанных, пока мы живы. Две природы в нас живут. И если мы с вами грешим, конечно, в первую очередь страдает духовная природа от грехов наших.

От души всё идёт, от сердца: все наши поступки, чувства, мысли греховные – всё от сердца. Тело только орудие, значит, и болеть начинает, прежде всего, душа, раз она производит это зло. Заболела душа грехами, человек не кается в своих грехах, носит их в себе, и эти грехи разъедают душу, потом переходят на тело и начинает болеть и страдать тело. Часто бывает так, что и неизлечимые болезни приходят, так, что уже кажется и поздно что-либо делать. Как вот с этим человеком: он расслабленный был, разве возможно было его исцелить? И вот Господь, обращаясь к нему, исцеляет причину этой болезни, уничтожает её и говорит: «Чадо, прощаются тебе твои грехи». Он освобождает этого человека от смертельного груза, который довлеет над ним и определяет всю его дальнейшую жизнь. Понятно, почему он в таком состоянии находится. Из слов Спасителя понятно. И когда Господь первопричину убирает, освобождает человека от греховного гнёта, должно наступить освобождение и телесное, исцеление уже и тела. Но вот эти действия Христа опережают или как бы прерывают греховными мыслями осуждающие Его фарисеи: «Он богохульствует, - они в себе говорят, - кто может прощать грехи, как только один Бог?»

Мы читаем строки этого Евангелия и мысли осуждения сразу в их адрес. Думаешь сначала: «Какие же вы слепцы! Разве вам не понятно, Кто перед вами стоит? Сколько уже таких чудес Он совершил на ваших глазах: уже и мёртвых воскрешал, и бесов изгонял, и всякие неизлечимые болезни исцелял, а всё сомневаетесь, вы всё Его богохульником называете. «Кто может прощать грехи?».. Да вот Он и есть Бог, Который пришел прощать грехи и людей спасать». Это думаем мы так. А когда сами на себя посмотрим, то увидим, что не намного дальше ушли от этих фарисеев.

Сколько бывает в нашей жизни случаев, когда очевидное происходит чудо перед нашими глазами, а мы отказываемся верить в это чудо, говорим, что случайность, мол, так обстоятельства сложились, или приписываем это заслугам каких-то других людей или себя самих, может быть, даже. А если даже и понимаем, что чудо произошло, ничего в ответ не откликается в нашем сердце.

Казалось бы, что должно произойти, когда человек осознаёт, что с ним произошло чудо? «Что такое чудо?» - сразу нужно себя спросить. Это именно вмешательство Бога в твою жизнь, когда Он пресекает законы, которые Сам создал, преодолевая их или отменяя как бы на время, совершает то, чего не может произойти в обычной жизни. Это и есть прорыв, откровение Бога перед твоим взором – и сердечным, и телесным. Но человек даже если и скажет «чудо», через минуту уже об этом забывает от равнодушия. А равнодушие равносильно богохульству, потому что Господь-то чудо совершает, обращаясь к человеку с надеждой на спасение, на исправление этого человека. Это чудо, по идее, должно потрясти человека, и он должен с этого момента измениться, стать другим, опомниться, понять, что с ним случилось и начать по-другому жить. Покаяться в своих грехах, не грешить больше, жить по заповедям и т.д. То есть, ко спасению идти, с этого момента начиная!

А фарисеи богохульствуют, не понимая, что происходит, или не хотят понимать. И вот Господь обрывает их мысли и говорит: «Почему вы так думаете? Что за мысли такие в сердце вашем? Что легче сказать?» - Он спрашивает. Тоже вопрос такой равнозначно сложный: «Что легче сказать человеку: прощаются тебе твои грехи? Или сказать ему: встань, возьми постель твою и иди, то есть – или исцелись?» Но ведь и там, и там исцеление. Когда говорит Господь: «Прощаются тебе твои грехи», происходит самое главное – исцеление нашей души. Душа-то ведь бессмертна, в первую очередь о ней забота нашего Создателя. Или исцелить тело – что проще? Нет ответа на этот вопрос, потому что это два равнозначных действия. Но начинает всегда Господь с души, начинает с освобождения человека от греховного гнёта.

И говорит тогда Господь: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи», - что Он этими словами говорит? Он им говорит, Кто Он есть! Ведь они только что сказали: прощать грехи может только один Бог. И тут же Христос им говорит: «Я имею власть прощать грехи». Значит, перед ними Кто? Они должны были сделать для себя вывод. Сын Человеческий имеет власть прощать грехи. И на глазах всего народа, оборачиваясь к больному, говорит: «Встань, возьми постель твою и иди».

Часто в нашей жизни такое бывает, братья и сестры, видим, вроде, очевидное: разум понимает, сердце отказывается – отказывается признать это чудо, потому что за этим следуют очень большие последствия, если разум будет готов признать. Так как разум должен будет потом выстроить всю нашу последующую жизнь соответственно этому пережитому событию. Вот где нестыковка, потому что разум отказывается признать: понимает человек подсознательно, многое придётся в своей жизни изменить, от многого отказаться и жить по-другому. Если человек не готов внутренне, сразу включаются такие вот процессы, тормозящие развитие веры в человеке. Человек начинает оправдываться, искать какие-то другие причины, отказываясь, сознательно или подсознательно, признать это чудо.

Ну, а народ-то простой, который видел это, у которого на глазах всё это произошло, как дети принимают от Господа всё. Это они говорят: «Никогда и ничего подобно мы и не видели». Вот этого Господь и ждет от нас. «Если не станете, как дети, - говорит, - не войдёте в Царство Небесное». Конечно, Он имеет ввиду вот эту непосредственность детскую, простоту, искренность и чистоту сердца, какими обладают наши дети. Вот к этому Евангелие нас с вами и призывает. Если мы сейчас снова пройдём по этому отрезку евангельскому, мы сделаем для себя выводы: надо перестать жить, как живёт большинство людей – инфантильно, равнодушно, зная, вроде бы, что существует Господь, зная, что существует Церковь, зная, что вера может много человеку дать, изменить всю жизнь его, привлечь к человеку милость Божию, но при этом ничего не делать. Как вот та толпа, которая мешала ко Христу подойти. При этом, преодолевая свою лень, инфантильность, равнодушие, инертность своей жизни, сделать то, что сделали эти четыре человека – сделать, казалось бы, невозможное: забраться на крышу, разобрать кровлю, то есть сделать что-то!

Проявить свою веру поступками. Наконец-то сказать себе, я больше не буду грешить, я больше не буду этот грех совершать – во что бы то ни стало, буду всё делать для того, чтобы этого больше не было. Я буду заставлять себя вставать на молитву утром и вечером, я буду понуждать себя ходить в храм, как бы мне ни хотелось поспать, выспаться, наконец-то, хоть раз в неделю. И так дела, заботы всю неделю, а тут ещё в церковь идти. Но нет, скажет человек себе – хотя бы раз в месяц, а то и почаще я буду понуждать себя. Потому что если ты ради Бога чем-то пожертвовал - временем своим, своими силами, Господь тебе стократ вернёт. Кто уже испытывал в своей жизни это, подтвердит мои слова. Как бы спать ни хотелось и утром ты идёшь на службу, после службы ты идешь домой в совсем другом состоянии: где этот сон, где эта лень, где эта усталость?! Что это было всё, как не искушение бесовское, которое тормозит тебя, не даёт тебе встать и пойти в церковь в воскресный день, остаться дома. Много причин можно найти себе в оправдание: и устал, и голова болит, и выспаться нужно, и дел полно – вот она эта равнодушная толпа, которая не пускает тебя войти к Господу.

Когда видим очевидное, когда понимаем, что Господь откликается на наши молитвы, когда происходит то, о чем мы просим, - Господь ведь обстоятельствами нашей жизни нам отвечает, не словами, - что-то происходит в ответ, когда мы попросили, когда мы помолились. Нам надо научиться это видеть, и, видя, осознавать и, как минимум, быть благодарными, как люди сегодня в Евангелии, которые прославляли Бога и говорили: «Никогда и ничего подобно мы и не видели». А сколько таких чудес происходит в жизни каждого из нас? Мы просто их не видим, не осознаем или не хотим признавать. Каждый день нашей жизни! Просто открыли глаза утром – солнце светит над головой, ещё один день жизни нам Господь подарил: разве это не чудо? А сколько людей не проснулось сегодня утром? И так далее, и так далее. Много можно найти таких поводов для того, чтобы возблагодарить Господа. И за жизнь нашу, за относительное здоровье наших родных и близких, за относительное благополучие нашей жизни. Мы должны помнить с вами о том, что это относительное благополучие не естественное состояние нашей жизни. Преподобный Серафим Саровский как говорил? «Дай любому бесёнку, самому маленькому, полную власть, он одним коготком своим землю перевернёт». Значит то, что мы с вами живём в относительной безопасности и покое – это милость Божия. Связаны эти тёмные силы ради нашего с вами благополучия и спасения. Разве мы не должны Господа за это благодарить? За то, что Он нам даёт жизнь, даёт этот шанс каждый раз – всё-таки опомниться, исправить свою жизнь и прийти ко Господу. Будем размышлять над этими мыслями, над этими назидательными событиями сегодняшнего Евангелия воскресного и делать для себя выводы, чтобы это помогало нам двигаться дальше в продолжающемся посту и во всей нашей жизни. Аминь».

Далее отец Игорь напомнил о великом святом подвижнике, память которого празднуется во вторую неделю Великого поста.

«Сегодня Церковь вспоминает преподобного Григория Паламу, афонского монаха, подвижника, впоследствии ставшего архиепископом города Фессалоники, видевшего Славу Божественную, нетварный Божественный свет своими глазами – горний мир уже здесь в земной жизни. Как когда-то апостолам Петру, Иакову с Иоанном открылся Божественный свет Славы на горе Фавор, когда они, упав на землю, в ужасе закрывали лица свои руками, не в силах этот свет Божественный выносить, это сияние Славы Божества. Вот афонские монахи-исихасты, среди которых был Григорий Палама, сподоблялись в своей жизни видения этого нетварного фаворского света.

Он всю жизнь посвятил защите этой истины, что свет этот – нетварная Божественная энергия, это истечение её в наш мир. Бог неприступен, конечно, в Своей природе для нас, потому что Он иноприроден нашему миру, но постигать Его, общаться с Ним и приобщаться Богу мы можем через Его Божественные энергии, которые проистекают, проникают в наш мир. Мы называем эти энергии благодатью Божьей. «Благо» «дать» - Господь нам это благо даёт изобильно, ведь это Он Сам! Это Его сила, это Его всесильная помощь нам, здесь на земле живущим для нашего спасения.

Это так важно, почему Григорий Палама в этот день вспоминается: если бы не было этой истины им утверждено, а он десятилетиями боролся за неё, опровергая еретические воззрения калабрийского монаха Варлаама, который говорил, что нет никакой энергии Божественной, Бог специально эту энергию создаёт и нам в мир направляет, - это не Он, у нас с Ним никакой такой связи быть не может, Он запределен этому миру, мы с ним ни на какой контакт выйти не в состоянии. Что бы это значило для нас? Да конец всему. Потому что без Божьей помощи мы справиться со своими грехами и обожиться, и спастись, значит, не можем. Значит, дело кончено, мы погибли с вами.

Но это не так. И Григорий Палама своей жизнью и опытом своим, и богословием своим это доказал, и на нескольких поместных соборах его учение было принято, а все ереси преданы анафеме. Эта энергия Божественная, этот нетварный фаворский свет – это и есть благодать, это Сам Господь, изливающий в мир Свою помощь и Свою силу нам, с помощью которой мы можем с Ним соединиться, это та благодать, которая нас с вами изменяет, которая нас с вами восстанавливает, обоживает, преображает и делает нас способными бороться с грехом, способными ко спасению, к вечной жизни.

Вот почему так важно вспоминать сегодня Григория Паламу, ведь Великий Пост еще продолжается, и нам так необходима сейчас благодатная помощь Божия! Святого Григория так и называют – проповедник благодати. Благодать это то, ради чего верующий приходит в храм. Благодать – это источник жизни вечной, тот источник, о котором Господь говорит: «Кто будет черпать из этого источник, не будет испытывать жажды никогда».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla