Наверх На главную

В воскресенье 17 марта Церковь отмечала Неделю Торжества Православия. По окончании божественной литургии, прощаясь с прихожанами, отец Игорь напутствовал всех такими словами:

«Поздравляю вас, братья и сестры,  окончанием первой седмицы Великого Поста, с Неделей Торжества Православия!

Этот праздничный чин Торжества Православия, который мы служили сегодня, очень древний. Он составлен в память об утверждении иконопочитания в Православной Церкви. В 8 веке возникла ересь иконоборчества, и многие десятки лет под страхом смерти было запрещено иметь у себя дома иконы, изображения святых, поклоняться, молиться им, лобызать их. И вот трудами мужественных и архиереев, и священников, и монахов, и мирян, и императоров, а данном случае даже императриц: одна Ирина, которая была инициатором созвания 7-го Вселенского Собора (это 787 год), потом почти 60 лет спустя уже окончательно утвердила иконопочитание другая благочестивая императрица – Феодора, трудами многих была, наконец, побеждена эта ересь. Представьте, как бы сейчас было, если бы не случилось этой победы: не было бы сейчас у нас с вами такого счастья видеть лики святых, Господа нашего, Матери Божией. Как через окна из мира иного смотрят они на нас с икон, и открывается для нас мир горний. Глядя на эти изображения, мы, конечно, не этим изображениям молимся и покланяемся: мы, глядя на образ, покланяемся первообразу, то есть тому, в честь кого эта икона написана. Как если бы, имея у себя дома фотографию своих родных и близких нам людей, глядя на эти фотографии, может быть, даже целуя их, мы не эти фотографии милуем и любим, а любим тех, кто изображен на них.

Счастье, братья и сестры, принадлежать Церкви Православной, счастье в том, что Истина в ней хранится непоколебимо. И любая ересь, как показывает нам история нашей Церкви, рано или поздно бывает уврачевана, искоренена с тела церковного, как некая язва или заразная опасная болезнь. Тело церковное сохраняется в чистоте и непорочности и хранит для нас самое главное – Истину.

Сейчас очень актуален, наверное, меня эта мысль посетила во время молебна, вот этот чин Торжества Православия для многострадальной Украинской Церкви. Именно сейчас, когда Ее пытаются разорвать, растерзать так, чтобы не было Церкви Украинской и чтобы и памяти о ней не осталось. И вы слышите за каждой Божественной литургией молитву о единстве Церкви всей вселенской и молитву о благоустроении Церкви именно Украинской. И вот, если вы заметили, сегодня на молебне, когда мы поминали всех Вселенских Патриархов и многая лета им пропевали, имя Константинопольского патриарха не прозвучало. Это нам с вами напоминание, тревожный сигнал о том, что началось разделение во Вселенской Церкви. И нам нужно, конечно, напрягать все силы своей души, чтобы находиться самим в Истине.

Как этого достичь, и как, самое главное, сохранить веру в чистоте? Вот нам сегодняшнее евангельское чтение об этом говорит. Помните, что сказал Господь, когда глядел на Нафанаила, который шел ещё только к Нему. Филипп нашел своего друга Нафанаила, когда тот находился под своей смоковницей в саду, и говорит: «Мы нашли Иисуса – Мессию. Сына Божия, Он из Назарета, сын Иосифа-плотника». А Нафанаил, который был начитан в Священном Писании, с сомнением отвечает ему: «Разве может что-то от Назарета быть доброе?» То есть все пророчества говорят о том, что Мессия должен прийти не из Назарета. И тогда Филипп ему говорит: «Приди и виждь», то есть пойди и посмотри сам.

Вот Нафанаил и пошел посмотреть. И он только шел ещё ко Христу, а Иисус, глядя на него, говорит: «Вот идёт воистину израильтянин, потому что в нем нет льсти». Лжи нет, двусмысленности нет, двуличности в нём нет – он истинный израильтянин, то есть искренний, честный, прямой человек, что было синонимом слову «израильтянин». Нафанаил удивляется, слыша о себе такие лестные слова из уст Спасителя, и говорит: «Откуда Ты меня знаешь, Господи?» На что Христос ему отвечает: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». То есть Господь показал ему Своё всеведение. Значит, под этой смоковницею как раз Нафанаил сидел и размышлял, богоспасительные мысли имел в своей голове, и как раз, может, мечтал быть счастливым свидетелем явления в мир Мессии, Сына Божия. И когда Нафанаил увидел, что Господь прочитал его мысли, всё знает о его внутреннем мире, он здесь же поклонился ему и говорит: «Ты воистину Сын Божий, Ты Мессия». А Господь ему говорит: «Ты это сказал, потому что услышал от Меня эти слова, ты был убежден в Моем всеведении. Говорю тебе: больше этого увидишь».

Вот, братья и сестры, ответ нам, как быть рядом с Господом, как нам не потерять эту близость, это единство, и между собой в том числе, быть членами Церкви – это искренность. Искренность и открытое сердце. Тех, кто ищет Бога искренне, Господь никогда не оставит, всегда выйдет им навстречу и откроется. Сколько таких примеров мы знаем из истории Церкви, из житий святых. Главное, иметь открытое, чистое, искреннее, простое сердце. «Не будете как дети, - Господь говорит, - не войдёте в Царство Небесное».

Что Он имеет в виду? Конечно, не наивность и малые знания ребёнка, но именно состояние сердца детского: чистоту, прямоту и искренность. Ведь ребёнок всё принимает так, как ему говорят. Нет никаких вторых смыслов, никаких подтекстов. Он не думает, не ожидает, что его могут обмануть, что ему могут сказать неправду – он всё принимает открытым сердцем.

Вот мы с вами находимся в церкви. Как сейчас приятно было стоять среди всех в центре храма и ощущать это единство. Когда мы с вами вместе все составляем то самое Тело Христово, когда мы все и есть Церковь. Церковь – это люди, прежде всего, это сообщество верующих, или, как апостол Павел говорит, сообщество святых. Тоже интересная мысль, ведь святость, оказывается, это образ жизни. Это не нимб на голове, это не изображение на иконе. Святость – это образ жизни христианина, борьба со злом. Тот человек, который видит зло и борется с ним сознательно, он уже святой. Потому что он это делает, делает дело, к которому призван каждый христианин.

Если видим, как сегодня мы слышали с вами в Евангелии, что кто-то заблуждается, кто-то уходит в сторону, в ересь какую-то уклоняется, в раскол, попытаемся всё сделать, чтобы остановить своего собрата или сестру. Как сказано: приди к нему и один на один обличи его. Как мы должны обличать ошибки и недостатки других? С любовью в сердце, без раздражения, без зла, без желания превознестись, показать свою просвещенность, своё знание, своё превосходство. Нет! Только с любовью в сердце, только желая помочь человеку. Но если человек уклоняется, озлобился, настаивает на своём заблуждении, Господь нам говорит: приведи ещё одного или двух свидетелей с собой. При двух или трёх свидетелях ещё раз его вразуми. Не понимает, упорствует – веди его в Церковь. А если и к Церкви отнесется так же, не послушает и Церкви, будет тебе этот человек как язычник и мытарь, не общайся с ним.

Посмотрите, как с одной стороны жестко, а с другой стороны справедливо. Потому что человек, который несёт в себе эту заразу ереси или раскола, как некий вирус поражает всё вокруг. От него эта зараза начнёт распространяться и на другие души, неокрепшие, неподготовленные, неукрепленные в вере, неискушенные в испытаниях. Так важно сохранять чистоту веры! Один из оптинских старцев еженедельно прочитывал катехизис – основание веры, основы веры, православный катехизис митрополита Филарета (Дроздова). И чада духовные говорили: «Батюшка, вам ли читать эту книжку? Это ж книжка для тех, кто первые шаги в Церкви делает». Все почитали его как, действительно, чудотворца, старца. Если я не ошибаюсь, речь о старце Амвросии идёт. А он им говорит: «Я читаю эту книгу потому, что боюсь в своих богословских рассуждениях уклониться в какую-нибудь ересь. Я постоянно проверяю себя, правильно ли я рассуждаю, нахожусь ли я ещё в Православии, не стал ли я каким-нибудь раскольником в своих размышлениях?»

Понимаете, человек святой жизни боялся какую-то свободу своим мыслям дать, потому что дьявол всегда рядом: подскажет тебе какую-то мысль и уведет тебя за собой. Многие еретики, особенно первых веков, они ведь тоже пытались найти истину, но внутренние гордыня, тщеславие, не давали им этого, сердце их было неискренне. Им казалось, что они вот самые умные, самые знающие, все до них были в заблуждении, им одним открылось. Вот этому одному конкретному человеку Господь открыл Истину, а все остальные в заблуждении. Что это как не гордыня и тщеславие?

В Церкви всегда торжествует вселенский соборный разум. Даже святые могут заблуждаться, и Церковь об этом говорит. Только когда все святые в согласии говорят об одном (явлении или части вероисповедания), только это можно принимать за истину. Да, в частных суждениях любой человек может ошибиться. Безошибочен, безгрешен только церковный соборный разум. Всегда принимались как истина только постановления церковных Вселенских Соборов. Недаром наш с вами Символ веры, который мы поем за каждой литургией, принят именно на Вселенских Соборах. Сотни архиереев со всего мира съезжались и утверждали нашу веру. Потом за этот символ веры, за чистоту веры сколько было пролито крови, сколько было принято мук, чтобы донести до нас, чтобы передать нам веру в этой непорочной чистоте! И на нас теперь с вами ответственность сохранить это сокровище и передать нашим детям, нашим внукам.

С праздником ещё раз всех сегодня поздравляю и благодарю за молитвы! Все, кто причастился, - со святыми Тайнами. На всех вас призываю милость и благодать Господа нашего!»

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla