Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Придите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34).

Как жаждет душа христианина, каждого верующего человека услышать эти слова Спасителя! Вся наша земная жизнь должна быть направлена и посвящена тому, чтобы в конце её мы услышали обращенные к нам эти слова Христовы. Чтобы мы оказались не ошуюю среди грешников, но одесную Господа Славы, то есть справа от Него, там, где будут собраны все праведники, те, которых Господь сегодня назвал в Евангелии благословенными Отца Своего.

Неделя о Страшном Суде. Сегодня Церковь вспоминает это, поистине, великое событие, которое ожидает весь человеческий род. Эта последняя подготовительная неделя перед Великим Постом. И не случайно именно в этот день Церковь напоминает нам о Страшном Суде. В прямой связи с этим воспоминанием находится и вчерашний день – мясопустная Вселенская родительская суббота, когда мы вспоминали всех от века почивших наших родных и близких. Для них время покаяния, время, когда можно было бы что-то ещё сделать для своего спасения, закончилось. Закончится это время когда-то и для нас.

Страшный Суд – это тот момент в жизни человеческого рода, когда время исчезнет как категория бытия. Как святые отцы пишут, остановит своё течение Великая река под названием Время и раскроются врата вечности. Ангелы откроют книги, в которых написаны все деяния каждого из нас: всё, что было тайным, станет явным и ничто не будет скрыто от очей Господних, ничто не будет скрыто и от всех наших с вами родных и близких, которые будут стоять рядом и трепетать, ожидая приговора грозного Судии, потому что этот приговор будет окончательным.

Суд этот так и называется Страшный, потому что он последний. Много было возможностей у каждого человека во время его земной жизни для исправления, для того, чтобы он опомнился и начал жить жизнью достойной звания христианина, начал жить жизнью, которая сделала бы его способным вернуться в первоначальное богоподобное состояние, наследовать тот мир, который мы называем Царством Небесным, о котором сегодня Господь в Евангелии сказал, приглашая наследовать Царство, «уготованное от сложения мира». Значит, изначально человек был предназначен не для этого жалкого существования, которое сейчас влачим мы по грехам нашим, а совсем для другого. И Господь воплотился и вочеловечился, на землю приходил, стал Богочеловеком, пострадал, распят был на кресте, умер и воскрес в третий день, вознёсся на Небеса – всё это только для того, чтобы человека вернуть туда, где ему предназначено быть, к Богу, вернуть  ему утраченное Царство Божие.

Как любит Господь нас с вами! Эту любовь никогда нам не осмыслить и не понять, потому что эта любовь превосходит человеческий разум. Как писал апостол Павел, распятый Христос для иудеев соблазн, а для эллинов, то есть для язычников, безумие, когда Бог ради спасения человека готов пойти на крест, на самые страшные муки, а основание этой решимости - любовь Божия.

Но что люди в ответ на эту любовь дают своему Спасителю? Мы видим с вами, сколько зла сейчас вокруг, сколько греха. Казалось бы, всё сделано Спасителем для нашего спасения, нам теперь остается быть благодарными, помнить о своем последнем часе и стараться бы не грешить. Но как апостол Павел пишет в своих посланиях: «окаянный я человек … доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Нет сил бороться с грехом, потому что природа человека искалечена грехом преслушания, потому что мир этот, как мы с вами знаем, во зле лежит, злом погибает, и князь этого мира дьявол владеет им до поры до времени. Так апостолы говорили, так и Сам Спаситель называл дьявола «князем мира сего», узурпировавшим власть у первых людей.

Да, Господь сделал всё для нас с вами. И напоминание о Страшном Суде, а перед этим Вселенская родительская суббота не должны ли как тревожным набатом в ушах наших звенеть? Разве мы не должны помнить, как отцы святые говорят, последняя своя, то есть тот миг, который мы называем смертью, тот миг, когда закончится это наше земное бытие, и мы окажемся лицом к лицу со своим Создателем? И тогда невозможно будет уже сказать: «Подожди, Господи, я не готов, мне ещё немного нужно времени, я не успел покаяться, я не успел привести себя к тому, чтобы предстать перед Тобой. Дай мне время!» Времени не будет больше, время исчезнет: всё станет вечным. «В чём застану, - Господь говорит, - в том и судить буду», и «не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

«Помни последняя своя, - святые отцы говорят, - и во веки не согрешишь». Как это было бы полезно для нас с вами помнить «последняя своя»! То есть помнить, что мы с вами здесь на земле не вечно, и обязательно для каждого из нас придет этот миг, когда мы предстанем перед своим Создателем, и будем давать отчет о своей земной жизни. Пусть неверующие люди стараются не думать об этом, пусть некоторые безумцы гонят от себя мысль о смерти, со страхом проходят или проезжают мимо кладбища, боятся бывать на заупокойных службах. Само слово «смерть» их ужасает. Потому что для таких людей смерть – это окончание бытия, это переход в ничто, это яма в земле метр на два, которой заканчивается всё. И как сказал один остроумный человек, надо быть очень мужественным, чтобы жить атеистом. Потому как что же это за жизнь такая, которую иначе как мукой нельзя назвать, ведь ты живешь и знаешь, что когда эта жизнь закончится, закончится всё. И, конечно же, ужас и страх будут сковывать сердце такого человека, он будет смерти бояться как самого страшного в своей жизни.

Но не так для нас с вами. Господь пришел на землю, чтобы даровать нам не смерть, а жизнь. Смерть – это необходимое условие для того, чтобы мы могли избавиться от нашего умирающего, тленного, грешного тела. Господь во время Своего Второго славного Пришествия подарит нам другие тела. Такие, которые способны будут жить в в вечности. Такие тела, которые были когда-то у Адама и Евы, которое сейчас у Христа нашего Спасителя.

Все люди, когда-либо жившие на земле, все воскреснут, все оживут, все вновь облекутся плотью и все встанут перед Христом. Одних Господь поставит справа от Себя – одесную, по церковно-славянски; других слева – ошуию, как пастух разделяет овец от козлищ. Праведники ассоциируются с овцами, козлища со злыми грешниками. Отнимется один от другого, как Господь говорит: «двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:36). То есть, разделит Господь всех, не взирая ни на родственные узы, ни на отношения людей. И представляете, как это будет страшно из-за невозможности что-либо изменить, когда или мы, или кто-то из наших близких – будем оторваны друг от друга и поставлены по разные стороны от Христа!.. И невозможно будет уже ничего сделать. Только плач и рыдание уже бессмысленные и уже бесполезные будут в тот миг. Умолять будет бесполезно, потому что, как я сказал, времени уже не будет. Это непоправимый, бесповоротный шаг, определение Богом человека в вечность.

Все эти мысли Церковь приводит нам в назидание именно накануне Великого поста. Великий пост – это великий проповедник покаяния. Что такое покаяние? Это изменение человеческого ума и сердца, это изменение самого человека, когда он становится другим. Он перестает быть тем, кем он был раньше, он старается не грешить, он борется с грехом. Он преображается и, действительно, движется в сторону своего спасения, к тому, чтобы именоваться наследником Царства Небесного, чадом Божиим.

Сегодня Господь говорил праведникам, когда они спрашивали: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф.25:37-39). А Господь им говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Из «братьев Моих» Он говорит. Он не говорит «из рабов Моих», но «из братьев». Мы с вами в родстве теперь со Святой Троицей, потому что наш Создатель Богочеловек вознёс Свою человеческую природу в самое лоно Пресвятой Троицы.

Господь и праведникам, и грешникам говорит очень важную для нас мысль: то, что мы делаем, или не делаем ближнему своему, мы это делаем или не делаем для Бога. Другими словами, все наши поступки в отношении наших ближних, должны быть адресованы, в конечном итоге, Спасителю. 

Часто мы с вами склонны или готовы видеть во всем, что происходит в нашей жизни, какую-то случайность, что-то неважное, мимолетное: ну, случилось и случилось, ещё есть время что-то исправить. Не помогли человеку, прошли мимо, пожалели времени, пожалели свои силы, чего-то испугались, пошли дальше… Знаем, что кто-то болен, не посетили вовремя, умер человек, на похороны не пришли, не помянули вовремя – и опять себе всякие оправдания находим. А за каждым этим человеком, за каждой человеческой судьбой Господь стоит и смотрит на то, как мы будем действовать, что мы сделаем. Мы поможем, откроем свое сердце, свою душу – или мы пройдем мимо. Так вот и бывает, что человек, вроде бы, и верующим себя считает и, вроде бы, заповеди старается соблюдать, а со Христом так в своей жизни и не встретился, потому что черствое, равнодушное, эгоистичное сердце имеет. Можно ведь заповеди соблюдать не по любви, а по чувству долга, из-за страха наказания и т.д.  Но такое исполнение закона не даст самого главного человеку – не даст ему любви.

Господь всегда с нами: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Всё, что происходит в нашей жизни, происходит неслучайно. Если мы с вами научимся за каждым встретившимся на нашем жизненном пути человеком видеть стоящего за его спиной Христа, и будем делать добрые дела именно Христа ради, а не ради того только, что я «должен» это сделать, ну, по доброте своего сердца, может быть, по состраданию, но именно Христа ради мы должны научиться это делать, так же и милостыню давать, мы не ошибёмся.

Неделя о Страшном Суде. Последняя подготовительная неделя к Великому посту. И когда мы с вами вступим в Великий пост, память эта о Страшном Суде, память смертная, о том, что мы с вами здесь временно, пусть сопутствует нам на всём этом пути великопостном. Это будет нам помогать, братья и сестры, помогать достойно проходить это поприще. И более того. Пусть память смертная сопровождает нас всю нашу жизнь. Мы как христиане не должны бояться смерти, понимая её неизбежность, мы не должны убегать от этой мысли, забывать или гнать эту мысль, мы должны готовиться к смерти, готовиться к встрече. Через смерть мы встретимся со своим Создателем, встретимся с нашими родными и близкими. Смерть, как святые говорят, для верующего человека – это угодливая служанка, которая распахивает перед ним двери вечности. Если с такими чувствами человек живет, он не преткнётся, он будет всегда готов. Когда бы Господь ни призвал его – или сейчас, или во Втором Его славном Пришествии, он будет спокойно ждать этого момента, потому что добрые дела будут идти впереди него, а Страшный Суд будет для праведника совсем не страшным, но самым счастливым моментом в его жизни.

Память смертная, братья и сестры, это великая помощница в деле нашего спасения. И мы должны с вами помнить о том, что пока, слава Богу, это великий миг не наступил и Страшный Суд ещё не начался, у нас есть ещё время, ещё движется пока эта Великая река. Мы с вами в этом потоке и можем многое ещё изменить в своей жизни. Изменяя себя, каясь на исповеди, сопротивляясь греху, делая добрые дела, меняя самого себя, мы и жизнь свою меняем и будущее, судьбу свою меняем, пока течёт для нас эта река времени.

Пусть не наступивший ещё пока Страшный Суд будет для нас эхом, неким отзвуком в нашей душе, который не даст уснуть нашей совести. Совесть всегда четко и безошибочно указывает, когда мы с вами что-то делаем правильно, а когда нет.

Совесть наша – это ежедневный суд для нас, хорошо, что еще не последний. Это безошибочный маяк, который нам указывает, куда двигаться, как нам поступать. Господом она заложена в нас от создания, чтобы различать нам добро и зло. Прислушиваться будем к своей совести, она наша помощница, она всегда рядом. Тогда и на Страшном Суде услышим самые желанные слова Спасителя: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира!»

Тогда и для каждого из нас Страшный Суд станет началом новой жизни во Христе Иисусе!

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla