Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшнее воскресное Евангелие, братья и сестры, так нам всем хорошо знакомо. Каждый воскресный день за благодарственным молебном мы слышим его. Евангелие это повествует о чудесном исцелении Христом Спасителем десяти прокаженных мужей.

Христос проходил мимо одного селения, неподалёку от которого жили прокаженные. Мы с вами знаем из истории, что таких людей, зараженных этой неизлечимой до сих пор болезнью, изгоняли из общества, и они жили в пустынных местностях, в пещерах или оврагах. Им приносили время от времени пищу и воду так, чтобы они не умерли от голода и жажды, но общаться с другими людьми, тем более прикасаться к ним, или входить в селение им было категорически запрещено.

Вот эти люди узнали, что идёт мимо величайший пророк и чудотворец, как тогда почитали Христа, вышли к дороге и, не смея подойти близко, как и закон велел, издали («сташа издалече») стали Христу кричать громко, чтобы Он услышал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас». Господь, ни о чем их не спрашивая, говорит: «Идите и покажитесь священникам». Это было необходимо сделать затем, чтобы исцелившийся от проказы человек пришел в храм, для того, чтобы священник всенародно засвидетельствовал исцеление, объявил бы этого человека исцелившимся, здоровым и позволил бы ему явиться в человеческое общество. Это мог сделать по закону Моисея только священнослужитель.

Поэтому Христос и говорит им: «Идите и покажитесь священникам». И вот они, ещё не видя на себе совершившегося чуда, но поверив Христу, послушавшись Его, развернулись, пошли в сторону храма. И уже только по дороге они обратили внимание на то, что вся проказа с них сошла, и они ощутили себя абсолютно здоровыми, исцелёнными людьми. Основная часть этих исцеленных, этих счастливчиков продолжила радостный путь к храму, предвкушая уже, видимо, как они услышат слова священника об исцелении, как они вернутся домой к своим родным и близким, которые, может, уже и не ждут их, которые отчаялись их увидеть вновь когда-либо. Это ж всё равно, что воскреснуть из мертвых.

Но не все пошли дальше. Из этих десяти один остановился. Он остановился, потому что вспомнил и понял, Кто ему это чудо подарил, Кто его спас, Кто его воскресил к жизни. И он возвращается назад. Он возвращается назад ко Христу, падает Ему в ноги и громко славит Бога, прославляя Его за своё исцеление. Казалось бы, совершенно естественная вещь – поблагодарить. Но почему-то из десяти только один сообразил это сделать. Конечно, можно списать это на то, что в необыкновенности самого этого чуда как факта, люди могли потерять голову от счастья, и, не помня себя, побежали домой, к родным, любимым людям своим. Всё это понятно. Но, всё-таки, благодарность превыше всего. Ведь они же были мертвы и ожили. Их осудили на смерть и вдруг подарили жизнь. И как не поблагодарить Того, Кто это сделал!

Что можно принести в дар, чем можно отблагодарить Бога? Но что Богу нужно от человека? «Сыне, даждь мне сердце твое», - Господь говорит (Прит.23:26). То есть сердце любящее, чистое, готовое принять в себя Бога – вот, что Бог от нас ждет, больше ничего. Потому что всё, что у нас есть, и так Ему принадлежит, все это мы от Него получили. Даже сама жизнь наша принадлежит Ему в полной мере.

И вот, этот человек, один из десяти, всё это успев осознать, возвращается назад, и Господь спрашивает его как бы с удивлением: не десять разве исцелилось, где же остальные? Почему только этот один правильно поступил – пришел и поблагодарил? Этот вопрос, наверное, и нам с вами адресован сейчас, и в наше время. Через прошедшие века Христос и нас спрашивает. Где же остальные?

Каждый день нашей жизни – это чудо. Открываем глаза, видим солнце над своей головой, значит, ещё один день жизни Господь нам подарил – разве это не чудо? А сколько людей не проснулось этим утром? Сколько известных событий в нашей жизни, когда мы можем засвидетельствовать, что действительно, милость Божия совершилась над нами. А сколько таких неизвестных для нас событий? В молитвах часто звучит: о ведомых и неведомых благодеяниях Божиих. А их гораздо больше - неведомых случаев! Потому что Господь бережёт нас каждую минуту. Над нами Его десница, защищающая нас, направляющая ко благу и спасению.

Мы этого иной раз  и не чувствуем, и не осознаем, и не помним об этом. Для нас само благополучие нашей жизни (относительное, но все-таки благополучие) кажется чем-то естественным. Вроде бы, так и должно быть. Ну, а что? Все же так живут. Одеты, обуты, кусок хлеба есть, крыша над головой – всё как у всех. Вроде, так и должно быть, всё нормально. Но при этом стоит помнить слова священного Писания, что мир этот во зле лежит, и князь этого мира - дьявол.

И разве нормально в таком мире, который во зле лежит и управляется дьяволом то, что мы с вами живём относительно благополучно? Потому что дьявол человека ненавидит, и когда есть возможность, разрушает жизнь человека во мгновение ока. Вспомним с вами праведного Иова многострадального. Он в один день потерял всё в своей жизни, только потому, что Господь позволил дьяволу это совершить над ним, потому что промыслительное это было разрешение. Мы знаем с вами эту историю, поэтому не будем в неё вдаваться.

В один день, в мгновение! Только один слуга пришел и сказал, что у тебя дом рухнул и погрёб под своими развалинами всю твою семью: сыновья, дочери – все погибли мгновенно. Только успел слуга эти слова договорить, бежит уже другой слуга и кричит: господин, все твои стада увели разбойники: несметные стада – он был богатым человеком, праведный Иов. И после всего этого он ещё и заболевает проказой, неизлечимой болезнью, не чувствуя за собой при этом никакой вины. Но Иов не спрашивал «за что?», но спрашивал «почему? Почему это со мной произошло», - он хотел понять. Вот и нам надо научиться правильно задавать вопросы Богу: для чего, Господи, ты позволил случиться этому в моей жизни, к чему ты меня этим призываешь, на что хочешь обратить мое внимание, раз так случилось? Ничего не происходит без воли Божией.

Если бы мы с вами помнили о том, что относительное благополучие нашей жизни – это ничто иное, как ежедневное чудо, совершающееся над нами, когда Господь защищает нас и покрывает Своей милостью, ведёт нас по пути спасения, особенно чад своих, особенно христиан, которые живут с Ним, с Телом Его и Кровью в себе, соединяясь с Господом так тесно, так близко, чтобы можно было слышать Его голос, видеть волю Его в своей жизни, чувствовать, вот если бы мы это понимали, мы, конечно бы, совсем по-другому относились к событиям, которые случаются в нашей жизни. С большей глубиной, что ли, с большей серьёзностью смотрели бы на совершающееся, помня, что не бывает случайностей в жизни. И когда человек говорит «повезло мне», или «не повезло», наоборот, что-то неприятное произошло - это, конечно, неправильно. Не «повезло» или «не повезло», а воля Божья случилась над человеком.

Вот и Господь спрашивает в сегодняшнем Евангелии: а где же все остальные? Почему только один сумел это понять? Почему только один осознал, откуда пришло это спасение? Это не «повезло», это чудо. И вернулся назад. И, говорит нам апостол Лука, автор этого евангельского отрывка, что человек этот был самарянин, не иудей даже, а человек из племени, презираемого иудеями, потому что в своё время они смешались с язычниками.

И вот этот самарянин получил от Господа такую радость, такое чудо и сумел остаться Ему благодарным. О благодарности, конечно, здесь главная мысль. Мы с вами каждый раз, когда слышим это Евангелие, в первую очередь эту мысль и чувствуем: научиться быть благодарными за всё. «Слава Богу за всё», - говорил Иоанн Златоуст. Это были последние слова в его жизни. Умирая от холода и голода, от болезней, в изгнании он эти слова сказал. Великолепный, известный всем проповедник, Константинопольский патриарх умирал в изгнании, и последние слова, которые он сказал, были «слава Богу за всё».

Именно за всё. Не за хорошее только, что приходит в нашу жизнь. Потому что если бы только хорошее было в нашей жизни, мы бы с вами ещё быстрее бы о Боге забыли. Человек, к сожалению, так устроен: такова наша природа, искорёженная грехом, влекущая нас ко злу, ко греху. Гораздо легче человеку сделать зло, чем добро. Мы о Боге забываем, когда всё благополучно, говорим себе: ну, так и должно быть. А как случается что-то, сразу мысль о Боге, сразу «Господи, помилуй».

Но не только о благодарности мысль в этом Евангелии. Ещё раз повторю слова Спасителя, когда Он ответил на просьбу этих прокаженных. Когда они просили Его их помиловать, Господь им сказал: идите к священникам. Для нас это тоже очень важно сегодня помнить, что это было такое. «Господи, помилуй нас», - они кричали. А Он им говорит: «идите к священникам». Это и есть прообраз современной нашей с вами исповеди. Люди каются и просят Бога их помиловать, а Он их отправляет в храм. Это напоминание тем, которые говорят: а мне зачем в храм ходить? У меня Бог в сердце, или в душе, мне и так хорошо, мне никакие посредники в виде священников не нужны, я с Богом и так сам пообщаюсь.

Конечно, мы общаемся с Богом без всяких посредников: на домашней молитве, да даже и в церкви у нас никаких посредников нет. Мы приходим в храм, и мы все вместе составляем из себя единый организм, евхаристическое собрание, единое Тело Христово мы из себя составляем, когда принимаем святое причастие. Вот для чего мы в храм ходим, а не для того, чтобы через посредника с Богом пообщаться. Господь общается с каждым из нас непосредственно, Телом и Кровью Своими входя в наше тело, в нашу душу, в нашу жизнь – какие тут посредники?

Руки священника, которые нам лжицу дают со святыми дарами – вот и всё посредничество. Даже Святые Тайны освящаются и прелагаются в Тело и Кровь не священником, а Духом Святым. Только руки священника и его личное молитвенное предстояние, но само таинство совершается всегда Духом Святым. Разве посредничество Духа Святого для нас может быть как-то запретительным или неподходящим? Это и есть наш Господь: Отец, Сын и Дух Святой – Троица Святая. Мы молимся к Отцу, мы обращаемся к Сыну, а Духом Святым совершается всё, все таинства в Церкви и наша с вами жизнь Духом Святым поддерживается. «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», - Церковь нам поёт, на каждом вечернем богослужении слышим мы эти слова. Значит, очень важно нам быть в храме, очень важно приходить к священнику.

И как священник свидетельствовал очищение от проказы в древней Церкви, так сейчас священник свидетельствует об очищении от духовной проказы современных прокаженных, потому что грех это и есть, по сути, проказа. Грех это заразная болезнь, которая пристаёт, прилипает к человеку, и потом от неё избавиться бывает так же невозможно, как от настоящей проказы. Только благодатью, только чудом, Духом Святым очищается человек и становится другим. Но свидетельствует об этом никто иной как священник, когда он запечатлевает этот момент совершения таинства молитвой своей, когда покаявшийся человек кладет голову на Евангелие, на слово Божие, соприкасаясь с ним своим телом, священник покрывает его своим облачением и читает над ним разрешительную молитву.

Это и есть свидетельство о том, что человек чист, свободен и может вернуться в общество равных ему братьев и сестер. Ведь раньше, как вы помните, человек до исповеди совершивший тот или иной грех, не имел права присутствовать на евхаристии. Вот этот возглас «елицы оглашении, изыдите», это призыв тем, кто несёт на себе епитимию, лишен причастия за свои грехи, выйти из храма в этот момент. И потом, «двери, двери» - это был возглас, обращенный к стражникам: всех выводили из храма, кто недостоин и не причащается, и закрывали двери, и стража стояла у дверей, чтобы никто не зашел, пока евхаристический канон совершается, пока люди, действительно, соединяются с Богом.

Будем помнить, братья и сестры, эти назидательные примеры сегодняшнего евангельского чтения. Будем помнить о том, что благодарность – это, пожалуй, главное свойство человеческой души. И это совершенно естественно, помня о милости Божией, благодарить Его каждый день: и утром благодарить Господа, когда просыпаемся, за то, что день настал, и в конце дня, когда ложимся спасть – благодарить Его за прошедший день. И за всё, совершившееся с нами в течении дня и всей жизни.

Мы с вами должны научиться благодарить, потому что всё, что происходит с нами, всё происходит для нашего спасения. Господь так выстраивает обстоятельства нашей жизни, чтобы мы с вами встали на путь спасения, чтобы мы с вами двигались в сторону нашего спасения. И если где-то мы встречаем те или иные препятствия на этом пути, нам нужно остановиться и посмотреть вглубь себя, увидеть в себе, что нам мешает, к чему нас Господь призывает теми или иными событиями жизни. И тогда если мы будем внимательными к себе, будем помнить об этом, в нашем сердце будет благодарность. И мы сможем, как Иоанн Златоуст, в своём сердце так же искренне сказать: слава Богу за всё. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla