Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, в евангельском чтении воскресного дня мы слышали беседу Христа Спасителя нашего с неким юношей, и беседа эта многому нас учит и открывает нам глаза на смысл нашей человеческой земной жизни.

Всё, вроде бы, было правильно и хорошо: и в том, что юноша спросил, и, конечно, в том, что ему Господь ответил. «Что мне делать, - говорит этот юноша, - чтобы наследовать жизнь вечную?» И Господь ему отвечает: ты знаешь заповеди, соблюдай их. Не убей, не укради, не пожелай чужого, не завидуй, чти отца и мать и так далее. Соблюдай эти заповеди и наследуешь жизнь вечную и спасешься.

Но вот перед этим вопросом тоже очень интересный момент. Юноша этот, обращаясь ко Христу, говорит: «Учитель благий». Но Христос тут же его поправляет, и этой поправкой заставляет нас с вами задуматься, как и юноше этому надо было бы задуматься. Господь говорит: «почему ты Меня называешь благим, никто не благ, как только один Бог». Если бы задумались окружающие Христа и юноша этот, наверное, дальнейшие вопросы бы и не возникали. Если бы они понимали, Кто перед ними стоит и с Кем они беседуют – с Творцом миров, с Создателем нашим, со Спасителем нашим!

Но вот юноша не понял поправки этой, этого замечания и продолжил речь. И видно из того, как он ответил, что человек он искренний. Господь ему говорит «соблюдай заповеди», перечисляя эти заповеди, а юноша ему отвечает: «всё это сохранил я от юности моей». То есть все эти заповеди он неуклонно всю свою жизнь соблюдает. Всё замечательно: вот ты соблюдаешь все эти заповеди – наследуешь Царство Небесное. Но почему тогда юноша, зная эти заповеди и соблюдая их от юности, всё-таки подошел ко Христу? Что-то ему, значит, мешало, что-то недосказанное, недоосмысленное было в его сердце, что-то его мучило, не давало покоя.

То есть, я это всё делаю, но не испытываю успокоения сердца, что-то мне подсказывает, что это не всё. Недостаточно заповеди соблюдать, значит. Вроде, внешне всё правильно: человек праведно живет, исполняет заповеди, а на сердце неспокойно. Сегодня мы слышали Евангелие апостола Луки, а вот у апостола Марка немного по-другому эта история рассказана, она позволяет посмотреть с другой стороны, что ли, на этот диалог. После того, как юноша сказал, что он соблюдает заповеди с детства, апостол Марк пишет, что Христос посмотрел на него с любовью. С любовью и одновременно с жалостью, потому что знал, что дальше будет. Господь понял, что этот человек искренен, но он исполняет заповеди так, как его научили заповеди исполнять – без осознания глубинного смысла того, что ты делаешь. Потому что если ты просто делаешь какое-то доброе дело, может, ты по природе такой человек незлобивый, может, тебя научили исполнять так закон, не задумываясь, просто так надо, и всё. Вот юноша, может быть, так эти заповеди и исполнял.

Но сердцу этого мало. И Господь, глядя на него, говорит: одного тебе недостаёт. У апостола Марка Христос немного по-другому говорит: если хочешь быть совершенным. Но это, по сути, одно и то же. Совершенства просило сердце этого юноши, раз он подошел ко Христу. Вроде бы, ведь всё делает правильно: ну, и живи себе спокойно – исполняешь заповеди, значит, спасешься. Но ведь переживает, подошел ведь ко Христу, спросил. Значит, не спокойно на сердце.

Вот для успокоения сердца одного и недостаёт. Так же можно перефразировать «если хочешь быть совершенным». Что такое совершенство? Когда действительно в совершенном покое твое сердце, когда ты действительно удовлетворен и спокоен с осознанием того, что ты и со своей совестью, и с Богом в мире. И это дает тебе надежду, дает тебе уверенность в том, что Господь с тобой. «Одного тебе недостает», - говорит Господь, - продай всё, что имеешь, всё твоё имущество и раздай нищим, и следуй за мной». Господь знал, что Он больно сделает юноше этими словами, потому, что Он читал его сердце, как раскрытую книгу. Господь смотрел на него с любовью, но и с жалостью, потому что понимал: то, что услышал юноша, оказалось для него непосильным. И отошел он с великой печалью, как говорит апостол, в скорби сердца своего, потому что имел очень большое богатство, земное богатство: он был богатым человеком, может быть, наследство получил такое, скорее всего, раз был ещё юношей. И вот Господь советует ему непонятное для него и нереальное в тот момент действие: возьми всё, что у тебя есть, продай всё, то есть избавься от всего, если хочешь быть совершенным. Вот этого одного тебе недостает, чтобы сердце твое успокоилось.

Как понять эти слова? Неужели грех – иметь богатство? Неужели это может помешать человеку спастись? Здесь как раз вопрос в том, как юноша отнесся к этим словам, как он к своему богатству относился в своем сердце. Богатство было для него основой благополучной жизни, без этого богатства он и не мыслил земной жизни своей. Господь ему говорит: продай это всё и будешь иметь богатство на небесах. Но что такое – богатство на небесах? Это что-то где-то там, когда-то, может быть. А тут вот оно – при тебе это богатство, лежит в сундуках, оно осязаемо, оно даёт тебе реальные возможности, реальную свободу уже сию минуту, в этой земной жизни. А Господь говорит: брось это всё, и будет у тебя богатство там, на небесах.

Конечно, это тяжело было слышать, конечно, это был вызов его душе, его разуму, его сердцу. Тяжело иногда слышать слова Господни, тяжело признать, что для тебя земное дороже и важнее небесного. Человек больше верит в земное, ощутимое, и избавиться от него, решиться на это и пойти за Богом, который обещал тебе спасение, наследие Царства Небесного – ну, вот не может человек… Не может настолько довериться Богу. И отошел тот юноша в печали. Господь, глядя на него, уже с жалостью говорит теперь Своим ученикам: «истинно говорю вам, трудно войти богатому в Царство Небесное, легче верблюду сквозь игольные уши пройти». И апостолы в изумлении, в удивлении восклицают: «кто ж тогда спасется?» А Господь отвечает: «невозможное человекам, возможно Богу».

Вот эти «игольные уши» тоже камень преткновения для многих читающих Евангелие. Всем кажется, что здесь буквальный смысл, и Господь говорит про иголочку и про верблюда. Господь, сопоставляя, по сути, несопоставимы вещи, даёт понять, что невозможно богатому войти в Царство Небесное. Но мы не должны с вами забывать, братья и сестры, что Господь всегда общался методом притч, всегда использовал иносказания, рассказывая о Царстве Небесном, о духовных вещах и истинах. Он приводил в пример земные реалии, и вот здесь эти «игольные уши», как говорят нам историки – это были тогда ворота в крепостной стене Иерусалима. В стене было много ворот, и вот одни из этих ворот назывались «игольные уши». Собственно говоря, это были даже не ворота, это была калитка, через которую верблюд с поклажей пройти не мог. Его надо было развьючить сначала, все тюки снять, и он там, обдирая бока, протискивался сквозь эту низкую и узкую калитку, поклажу протаскивали за ним следом и опять его заново его навьючивали за калиткой уже.

Что здесь Господь хочет сказать, когда говорит про эти «игольные уши»? У всех, кто его слышал тогда, эти «игольные уши» вставали перед глазами. Вот он богач со своими мешками своего земного богатства подошел к «игольному ушку» вратам Царства Небесного – но нет, не пройти: надо всё это земное бросить, оставить на земле. Надо всё с себя скинуть, тогда кое-как протиснешься через эту калитку. Здесь призыв такой: избавься от всего лишнего, сумей вовремя от всего земного спокойно отказаться ради главного, ради богатства, которое на небесах, ради вечности. Надо уметь правильно распорядиться тем, что Господь дал тебе в этой земной жизни. Господь показал путь и предложил довериться Ему, на что юноша был не способен на тот момент. Вот о чем нам сегодняшнее Евангелие говорит. Прежде всего, чего юноше недоставало? Что нужно, чтобы, исполняя заповеди, человек чувствовал покой на сердце? Чего тебе недостаёт? Господь говорит: тебе недостает одного – любви. В другом месте Евангелия  сказано, что Господь не перечислял заповеди (не убей, не укради, чти отца и мать), а просто свёл все эти заповеди только к двум: возлюби Бога твоего всем сердцем своим и ближнего, как самого себя. Всё. На этом, говорит Христос, держится весь закон и все пророки. Вся духовная жизнь основана на этом фундаменте. Значит, исполнение этих заповедей предполагает, мы можем такой с вами вывод сделать, именно воспитание в своем сердце любви. Из любви мы должны не убивать, не грабить, не лжесвидетельствовать, чтить отца и мать. По любви мы это должны делать, а не просто потому, что нас накажут, если мы не будем так поступать.

Если ты будешь заповеди исполнять от чувства любви к Богу и ближнему, тогда только твое сердце успокоится.

И ещё одна мысль: любовь невозможна без доверия. Мы не можем, не имеем права говорить кому-то, что мы его любим, если мы этому человеку не доверяем – это уже не любовь. Это, к примеру, ревность между супругами: если кто-то ревнует, это уже собственничество («моё, никому не дам»). Но это не любовь. Любовь – это свобода и доверие. Если ты любишь, ты абсолютно другому человеку доверяешь. И противные мысли ты должен гнать от своего сердца, потому что это всё от лукавого, это разрушает любовь.

Тем более это важно в отношении к Богу. «Доверься Мне, - Господь говорит этому юноше, - иди за Мной, и всё, что у тебя есть здесь на земле, будет на небесах, ты ничего не потеряешь, только больше приобретешь». Но как трудно этот шаг сделать, как будто в бездну ступить, в неизвестность пойти! Господь говорит: пойдём за Мной. Апостолы смогли пойти за Ним, всё бросить. Помните, как апостол Петр со своим братом Андреем, как Иоанн с Иаковом пошли за Ним. Ведь у них были полные лодки рыбы, когда у них улов чудесный произошел, – богатство, земное богатство! Полные сети рыбы, даже рвались от такого улова. Казалось бы, дальше что должно было сделать? Немедленно эту рыбу на базар - продавать, обеспечить семью, обеспечить своё дальнейшее безбедное существование. Но апостолы, как только причалили к берегу, лодки ткнулись носом в песок, забыли обо всём этом, презрели всё это богатство. Они именно так поступили, как должен был поступить вот этот сегодняшний юноша, и пошли за Христом. И нам с вами это тоже урок.

Нас Господь порой ставит в такую жизненную ситуацию, когда нам нужно решиться такой шаг сделать, решиться и довериться Господу, поверить, что всё будет хорошо, если ты за Богом пойдешь, если ты с Ним останешься, если ты будешь руководствоваться заповедями от любви, принимая всё, что случается в твоей жизни совершенно спокойно, без паники, без ропота, без истерик. Доверься Богу, и тогда ты приобретешь сокровища – уже здесь, не только на небесах! Самое главное сокровище – мир на сердце! Господь говорит: Царство Небесное внутри вас. Оно уже здесь на земле. Христос пришел на землю и с собой его принес. Царствие Божие не приблизилось, оно уже настало. И тот, кто с Богом, уже пребывает в Царствии Небесном, потому что, как говорят святые: там, где Бог, там и рай.

Господь говорит нам: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». То есть, там и вы сами будете. Значит, если сердце человека привязано к земному, то и вся жизнь его посвящена стяжанию земных, а значит, временных, ценностей. И значит, конец этой земной жизни не станет для такого человека началом вечного блаженства, потому что он потеряет смысл своего существования, лишившись всего земного, ведь он ради этого и жил! Вот почему Господь посмотрел на юношу с любовью, но и с грустью. Вот почему богатому трудно войти в Царство Небесное.

Но если человек в своей земной жизни главным для себя видел даже не простое исполнение заповедей, что само по себе уже хорошо, но стремился обрести покой своей душе, мир для сердца своего, учился ценить то, что дал ему Господь, не забывая при этом о тленности всего земного, стараясь стяжать самое главное богатство и в этом мире, и в мире горнем – любовь, и через любовь или в любви исполнять заповеди Божии, - то, невзирая ни на какие трудности земного пути, он всегда будет ощущать живое присутствие Бога рядом с собой. И это чувство – не что иное, как ощущение уже пришедшего в  силе Царства Небесного.

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla