Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня у нас было евангельское чтение об исцелении Господом нашим Спасителем согбенной женщины, которая восемнадцать лет страдала этим недугом, и страдала, явно, по своим прежним нераскаянным грехам, сатана её связал, как Сам Господь говорит о причине её болезни. Тем самым Он ещё раз даёт нам такой урок-назидание о силе греха. Грех, действительно, обладает огромной разрушительной силой. Но при одном условии: если мы сами позволяем ему войти в нашу жизнь, в наше сердце, в нашу плоть, сами позволяем ему укорениться в нас, разрешая себе грешить, приучая себя к этому греху и переставая замечать всю опасность этого положения. Сначала позволяем ему действовать в нас единожды, потом он начинает приходить к нам всё чаще.

Человек думает: ну, как только он надоест мне, я его брошу, прекращу грешить. Потом начинает придумывать себе различные оправдания, а грех живёт, он продолжает свою работу день и ночь, не ждёт, пока мы спохватимся. Зло оно активно всегда, оно нападает и порабощает человека. Сначала, конечно, душа страдает, но если человек живет с этим грехом и не спешит избавиться от него, от его воздействия, от его последствий, то порабощается уже и тело – тело начинает страдать, болеть.

Могу вам засвидетельствовать, не раз приходилось видеть как человек заболевал неизлечимыми болезнями, вплоть до онкологических заболеваний, только потому, что вовремя не избавился от какого-то греха своего, либо простить не мог долго кому-то, носил эту обиду в себе, или зависть питал, желание отомстить, осуждение и так далее. Если грех проникает в человека и не чувствует сопротивления, он сразу начинает укореняться, прорастать в нашу природу. Он прирастает к человеку и становится уже неотъемлемой частью нашего существа, так что потом избавиться от этого страшного, заразного приражения человеку своими силами уже невозможно.

Многие, наверное, видели смерть своими глазами, видели как умирают люди: разная смерть бывает. Кто-то умирает в тишине и покое в окружении родных и близких – такая смерть, действительно, как блаженный сон. А бывает смерть мучительная, долгая, со страданиями. И когда человек умирает, когда тело в агонии содрогается, видно, как душе тяжело оторваться от тела, потому что грехом душа приращена уже совершенно телу, и грех держит душу и не отпускает её. И как праведники легко, спокойно умирают, потому что уже готовы к этому и душа готова улететь, а ангелы стоят рядом с телом и только ждут момента, когда можно встретить праведную душу и сопроводить в обители небесные.

Если человек относится безответственно к своей духовной жизни, он не контролирует свои мысли, слова, поступки, позволяет себе грешить, успокаивает себя какими-то компромиссами. А борьба-то идёт за наше с вами бессмертие, бескомпромиссная борьба стороны дьявола: он не будет уступать, он только будет наступать всё время. Мы только чуть отступили назад, сразу это место будет занято. Нам это надо понять.

Если мы хотим избавиться от греха в своей жизни, нам надо возненавидеть его. Не успокаиваться тем, что, ну, немножечко ещё погрешу и с понедельника новую жизнь начну. Или, кто курит или пьёт, ну, буду дозу потихонечку уменьшать. Малейшая лазейка, которую мы себе оставляем, мы для дьявола лазейку оставляем: дверь приоткрыта, через эту щелочку он, как змея, заползёт в нашу душу, в наше сердце и продолжать будет свою работу. Всё должно быть наглухо закрыто, никаких компромиссов – умру, но не буду больше этого делать! Ненавижу себя за то, что это сделал! Вот такие должны быть чувства, такое отношение к себе, когда ты согрешил.

Не успокаивать себя («ну что же теперь поделаешь? ну, пойду, покаюсь»), а именно с ненавистью ко греху. Происходит убийство наше, мы с вами умираем и спокойно смотрим на это. Если бы мы увидели, как другой человек себя убивает, мы бы что сказали? А когда мы сами себя убиваем, мы не чувствуем опасности, потому что это чувство опасности притупил дьявол: он же опытный человекоубийца, сколько он уже людей погубил за все эти века.

Вот об этой тяжести греха сегодня Евангелие. Сатана связал эту женщину, как говорит Господь. Она ходила и не могла разогнуться, как будто к земле прижата была. Но Господь, конечно, Свою власть здесь показал. Он даже не обращается к дьяволу, как в других случаях, когда исцелял людей и говорил бесам, мучавшим человека: выйди и больше не входи. Здесь Он даже не удостаивает диавола Своим вниманием. Он просто обращается к этой женщине и говорит: чадо, освобождена еси от недуга своего, иди с миром. И она мгновенно распрямляется, как будто не было этих восемнадцати лет страданий, абсолютно здоровой себя чувствует и Бога восхваляет в радости.

Вот чтобы нам с вами было понятно, что это такое – страх и тяжесть греха, можно вспомнить молитву царя Манассии. Был такой один, наверное, из самых ужасных и нечестивых царей в Израиле. Он пятьдесят с лишним лет правил в Иерусалиме, и настолько в нечестии своем погряз, что и сам отошел от Бога, прекратил молиться Ему, верить в Него, и весь свой народ заставлял все пятьдесят лет поклоняться идолам, жертвы им приносить и убивал непокорных. По его приказу был величайший пророк Исайя казнен: деревянной пилой живого перепилили его. Заставлял он людей различные мерзости совершать: жертвы мерзкому ассирийскому идолу Ваалу с головой быка, опущенными вниз руками приносить. Этого огромного медного идола  с раскрытой пастью раскаляли докрасна и бросали ему в пасть своих детей… И всё это по приказу Манассии.

И, тем не менее, у нас с вами есть молитва царя Манассии, которая является образцом сокрушения сердца человеческого, образцом истинного покаяния. И как видим, Церковь сохранила нам память об этом бывшем богомерзком правителе и нечестивце как примере обращения от путей греха к святости. Господь мог просто покарать его, но Он его жизнь сохранил именно для того, чтобы спасти и его душу и многих, многих израильтян впоследствии через этого самого Манассию.

Иерусалим был взят и разрушен ассирийскими войсками, Манассия был взят плен царём Асуром и уведен в Вавилон. Его сковали медными цепями так, что голова была прижата к ногам, чтобы он даже разогнуться не мог. И так вот, скорченный калачиком, он лежал в глубокой яме, в которой обычный человек распрямиться не смог бы – метр на метр, куда его бросили, скованного цепями. Раз в неделю ему приносили хлеба с отрубями, давали немного воды.

Проходит неделя, и царь ассирийский спрашивает: ну, что, жив там ещё Манассия? Ему говорят: жив ещё. Проходит ещё неделя, Асур думает: ну всё, он не выжил. Решил его Асур такой вот медленной смертью убить. Ещё неделя проходит – Манассия жив. И прошел не месяц, и прошел не год: прошли семь с половиной лет. Он семь лет лежал в яме так, что голова к ногам была прикована. Семь лет мучений на дне глубокой ямы! И в какой-то момент Манассия понимает: если бы Господь хотел меня убить, Он бы меня давно уже убил. Он семь лет сохраняет мне жизнь в таком ужасном положении. Для чего? – спрашивает себя Манассия. И сам себе отвечает: Он ждёт моего покаяния, Он ждёт, чтобы я опомнился, исправился.

И Манассия начинает молиться Господу, в этой яме лежит и молится. И вот эта молитва, которая потом уже записана была им, вошла в наши богослужебные чины. Мы даже на богослужении молитву его читаем, потому что она великая по силе покаяния, так же, как 50-й псалом царя Давида. И вот из глубины сердца он молит Господа о пощаде и просит сохранить ему жизнь для того, чтобы всё исправить. И Господь пощадил его. Он вложил в сердце царю Асуру мысль помиловать Манассию и освободить его, и Манассию освобождают. Его достают из этой ямы, снимают оковы, а он не может распрямиться, потому что за семь лет такого положения его скрючило, кости уже привыкли, мышцы атрофировались, он даже встать на ноги не может. Несколько недель его кормили, учили опять стоять на ногах, учили его заново ходить, и смотрели на него со слезами – так всем было жалко его. Говорили о нём, что он даже уже и на человека-то не похож, что это по виду и не человек, а непонятно, что уже за существо такое – в яме семь лет лежал скрюченный, оброс, истрепался, без одежды.

Но Манассия каялся всё это время и горькие слёзы проливал. И вот, наконец, когда он смог на ногах стоять, его Ассур отправляет обратно в Иерусалим и позволяет ему опять занять царский престол. Манассия становится вновь царем, но это уже совсем другой царь: тот царь, который привёл к истинному Богу народ свой, восстановил храм, богопочитание. Всю оставшуюся жизнь он был благочестив и народ свой приводил к вере в Бога.

И вот эти слова у него в молитве есть: «слячен (т.е. связан) есмь многими узами железными, во еже не вознести главы моея». Так меня связали цепи, что я и головы не могу поднять. Вот это как раз образ грешника, которого сатана связал, как вот эту женщину-грешницу цепями греха в сегодняшнем Евангелии, так что она не могла даже приподнять головы. Тяжесть греха жмёт человека, прижимает его к земле, туда, куда и пойдёт он после смерти, если не опомнится, если не покается. Прижимает сатана человека к земле, не даёт ему на небо посмотреть, на свою родину, туда, откуда родом мы все, туда, к чему мы призваны. Как говорят нам святые отцы Церкви, мы все – изгнанники рая, и на земле не для увеселений, не для наслаждений живём, а для того, чтобы убить убивающий нас грех и вернуть себе утраченный рай.

Вот об этом евангельское чтение сегодняшнее. И будем помнить, что с грехом компромисса быть не может. Ни пяди нельзя уступить своей блаженной бессмертной вечности, мы не должны уступить, иначе потом придётся всё это отвоёвывать кровью и потом, как говорится, слезами, большими и большими трудами. И дай Бог, чтобы ещё хватило времени и сил на это, потому что никто не знает, сколько нам Господь отвёл в этом мире прожить. Манассиева покаяния Он так долго ждал, но мы знаем, что бывают другие примеры, когда человек внезапно умирает, слова не успев сказать, и не опомнившись. Вот и будем помнить об этом, понуждать себя всегда к памяти смертной и помнить, насколько опасен грех и что он может сделать с человеком. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla