Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Поздравляю вас, братья и сестры, с двунадесятым праздником Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Трехлетним младенцем Мария была отдана в Храм Господень и в буквальном смысле жила при Храме до того самого момента, пока не настало время Ей быть обручённой праведному Иосифу, впоследствии принявшему Её в свой дом, ставшему мнимым отцом Господу нашему и Спасителю.

Более десяти лет Она прожила в Храме с самого раннего детства. Когда храм Божий становится для человека домом, это, действительно, о многом говорит. И Она ведь не одна такая была: в то время в Иерусалиме при Храме было, можно сказать, училище для девочек. Многих девочек отдавали туда, и они жили при Храме. Их кормили и обучали, учили молитве, и для них храм, действительно, был домом. Это было каким-то подобием монашеской общины, но только тут девочек растили до определенного возраста, чтобы затем обязательно выдать замуж. В то время не знали, как сейчас, такого понятия – «монашество». Этих девочек просто воспитывали должным образом, самым благочестивым образом воспитывали. Но вот Матерь Божия – Она единственная и первая, кто отказалась выходить замуж, придя в зрелый возраст, потому что решила посвятить свою жизнь Богу. И тогда юную Марию обручили вдовцу, престарелому Иосифу, чтобы он заботился о Ней и оберегал Ее. Ну, а впоследствии случилось то, что мы знаем из Священной истории: Дева Мария стала Матерью Божьей, оставаясь при этом Девой. Так мы Ее сейчас и воспеваем: Невеста Неневестная! Это чудо непорочного зачатия и рождения Девой Сына Божия в мир было предсказано пророком Исаией за 700 лет, когда он возвестил эти такие знакомые сегодня слова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит – с нами Бог!»

Наверно, это было очень умилительное и торжественное зрелище, когда престарелые родители Иоаким с Анною вели свою единственную дочь под ручки из своего города Назарета в предшествии юных дев, которые были празднично одеты, несли с собой зажженные свечи, пели псалмы Давида – такая торжественная процессия двигалась к Храму. И все вокруг понимали, что происходит, что идет посвящение маленькой девочки Господу, и Она вручается Ему для дальнейшего руководства Её жизни.

С этого самого момента, с входа Пречистой во Храм, началось Её служение Господу во спасение рода человеческого. Конечно, мы с вами знаем, что Она была предызбрана для величайшего подвига, как поётся в церковных песнопениях, как учат отцы Церкви, на предвечном Совете Пресвятой Троицы. Избрана для Подвига стать Матерью Живого Бога, подарить Ему человеческую природу, участвовать непосредственно в деле воплощения, вочеловечения второго Лица Пресвятой Троицы – Сына Божьего, Господа нашего и Спасителя. Но вот именно внешним образом Её служение началось с того самого момента, когда Она вступила Своими ножками на самую первую ступень Храма Божия. Всего пятнадцать высоких ступеней было у этого Храма, как говорит нам церковное предание, они были достаточно высокими – и взрослому человеку нелегко было по ним подниматься.

Когда священники поднимались в Храм перед тем, как совершить богослужение, они на каждой ступени останавливались. Восхождение на Небо символизировали эти ступени – пятнадцать ступеней совершенств. На каждую ступень становился священник и пел псалом царя Давида: так постепенно, как бы осознавая каждый шаг, который он делал, поднимаясь к Небесам. По этим ступенькам Матерь Божия взбежала бегом, настолько легко, как будто бы не касаясь ножками Своими земли. И все были изумлены этим: как будто, действительно, ангелы Божии приподнимали Её и несли по воздуху. И когда Она поднялась на самую высокую ступень перед дверьми в Храм, Её встретил первосвященник, который нёс в это время свою череду служения в Храме. По преданию это был будущий отец Пророка и Крестителя Господня Иоанна Захария. Он принял маленькую Марию, и по внушению Святого Духа, взяв Её за ручки, провёл не просто в Храм, но во «внутреннее храма», которое называлось «святая святых».

В сегодняшнем, современном храме образом «святая святых» служит церковный алтарь: то место, куда могут заходить только священники и церковнослужители, которые для этого служения благословение имеют. А тут маленькая девочка вошла во «святая святых»! Некоторые церковные историки, особенно современные любят всё подвергать сомнению, и сомневаются – возможно ли это, было ли? Но всё-таки преданию Церкви, свидетельству святых отцов не доверять основания нет, потому что единогласно утверждает предание Церкви нашей, что это действительный случай.

Церковное предание утверждает нам о большем: что не просто Её ввёл Захария во «святая святых», а Она, живя при Храме, каждый день туда входила.

Она туда ходила для общения с ангельским миром. И Архангел Гавриил, который потом благовестил Ей то, что Она избрана стать Матерью Живого Бога, он с самого раннего возраста с Ней общался и кормил Её из своих рук ангельской небесной пищей, а то, что давали в Храме, Она выносила на улицу и раздавала нищим. Может быть, поэтому мы с вами видим, что в день Благовещения Дева Мария не испугалась явления ангела. Это действительно подтверждает то, что она много уже с ним общалась. Единственное, Она только недоумевала о его словах, и говорила, как может быть, что я стану Матерью Божией, если у меня мужа нет? Вот единственный вопрос, который ввёл тогда Её в недоумение.

Но когда ангел Ей ответил: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя», - тогда Она, приняв эту весть, со смирением сказала: « Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему». То есть, как Господь благословит, так и будет, я готова.

Вот с этого момента, с входа Матери Божьей в Храм, началось величайшее Её служение, за которое мы и почитаем Её, и любим Её, и молимся Ей, просим Её помощи в наших нуждах и скорбях. А сегодня у нас день радостный и умилительный. Такое впечатление, что, действительно, это случилось сегодня, и как будто мы свидетелями являемся этого радостного события, когда маленькая Мария вошла в Храм Божий, чтобы потом остаться в нём на долгие-долгие годы.

Может быть, для нас здесь повод подумать, почему порой кому–то не хочется в храме быть, почему скучно, почему хочется, чтобы служба уже закончилась, чтобы домой скорее пойти. А может, стоит в этот момент вспомнить маленькую Марию и представить себе, что она-то никуда вообще не уходила из Храма. Она жила в нём в буквальном смысле слова, и для неё само пребывание в храме и было жизнью. То же самое видишь, когда бываешь в каких-то монастырях, в частности на Афоне. Удалось мне это видеть своими глазами, когда служба идёт настолько неспешно: никто никуда вообще не спешит, потому что некуда спешить - сама служба это и есть жизнь! Служба - это жизнь монахов, это их дыхание. Они этим живут, поэтому никуда не спешат, и служба идет всю ночь, и они наслаждаются этой службой, ей дышат, ею живут.

Может быть, потому многим служба скучна кажется, что они не понимают её: непонятно, что читают и поют. Но ведь это же в наших силах, сделать всё, чтобы нам было всё понятно. Существует масса литературы, книг, существует воскресная школа для взрослых, где мы разбираем службу детально, пошагово: что происходит во время Божественной Литургии, что происходит во время вечернего богослужения. Если кому интересно, можно же это всё освоить, осмыслить и стоять на богослужении, соучаствуя, сопереживая тому, что происходит – и в алтаре, и в самом храме.

Мы ведь с вами не просто зрители здесь, стоящие только в ожидании выноса чаши, чтобы причаститься и пойти домой, так и не поняв, что же происходит в храме. Мы с вами должны от самого начала службы до её конца сопереживать и соучаствовать в богослужении. «Литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». И не только священник это дело совершает в алтаре: все, стоящие в храме, поющие и труждающиеся в нём, призваны к этому. Мы все одно дело совершаем. А значит, концентрация мыслей и чувств, осознание происходящего необходимы всем, не только священнику.

Я всегда скорблю о том, что большинство из вас и половины не слышат из того, что читает священник в алтаре, какие молитвы – возвышенные, глубочайшие, полные смысла, назидания. Не видят, что происходит, какие действия священником совершаются. Все слышат только конечные возгласы молитвы, которые священник громко произносит, всё остальное заполняет хор – все эти паузы, когда он молится тихо, или даже тайно, то есть, про себя. И как жаль, что вы этого не слышите… Потому что разрывается как бы смысловая нить: только какие-то обрывки, какие-то отрывки фраз, которые трудно связать по смыслу с пением хора и понять, что же там происходит сейчас в алтаре и что дальше будет.

Понятно, что такой порядок богослужения формировался веками и оправдан вхождением в храм и присутствием на литургии не только верных, но и зачастую, случайных людей. Так, чтобы величайшее Таинство Церкви не стало бы для таких обыденным зрелищем. Поэтому появился иконостас, закрывающий от любопытных взоров суть Таинства, поэтому появились тайные молитвы, которые читаются священником тихо. Но для верных тайн не существует, и мы вполне можем все это узнать и постичь, и на службе быть священнику сослужителями в молитве.

И всё-таки, как бы там ни было, нам надо приучать себя к нахождению в храме, и стремиться к тому, чтобы и для нас храм стал бы родным домом. Чтобы нам его не хватало, как воздуха, чтобы мы дома говорили себе: побыстрее бы уже служба!

Вспоминается один юноша шестнадцати-семнадцати лет, ещё в начале моего служения в Челябинске: он после службы садился на лавочку у выхода из храма и сидел. Уже все выходили, уже свет гасили, а он не уходил. И когда спросили его, он ответил: так тут хорошо, что не хочется уходить. Как апостол Петр, помните на Фаворе? Господу он сказал: Господи, хорошо нам здесь быть с Тобою, давай здесь останемся навсегда. Хотелось бы, чтобы и мы не спешили уходить, а наоборот, спешили бы приходить в храм.

Ещё раз всех поздравляю с Праздником и благодарю за совместные молитвы!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla