Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии Господь нам рассказал притчу о безумном богаче. В чем его безумие Господь нам показывает в ходе повествования этой истории.

Жил некий человек, говорит Спаситель, занимался сельским хозяйством, как мы понимаем, потому что в один год родился у него небывалый урожай. И вот когда он стал собирать этот урожай, он видит, что не вмещается то, что он собрал, в его житницы (хранилища). И говорит себе этот человек: что мне делать, не помещается всё, что удалось собрать? Вот, что я сделаю, говорит он сам себе, возьму, сломаю все старые житницы, построю новые большие, так, чтобы всё вошло, и скажу себе: душа моя, радуйся, пей, веселись на многие-многие годы, потому что есть у тебя всё необходимое для жизни, можно не беспокоиться больше о своем существовании.

И говорит ему Господь на эти слова: безумец. Казалось бы, ну что такого? Да, собрал урожай, всё хорошо. Всё сложил, приготовил на многие годы вперёд. Действительно, может, есть повод порадоваться этому. Это само по себе ведь не грех. Мы знаем из Евангелия, что всякий труждающийся достоин пропитания: кто не работает, тот да не ест – это же слова Священного Писания. Значит, не в этом грех.

Человек трудился, у него родился урожай. Значит, это благословение Божие. Получил он этот урожай заслуженно за свои труды. Новые житницы построить – тоже нужен труд, средства, силы. Всё это сделано, за всё это Господь не скажет человеку «безумец». За что-то другое Он ему такое сказал, а сказал Он ему за мысли. Когда человек всё это уже сделал, он успокаивает сам себя: ну, всё, кончились труды, можно теперь расслабиться, можно теперь ни о чём не думать, ни о чем не заботиться. Вот что он сказал сам себе. Не заботься ни о чем, живи и радуйся, всё у тебя есть. И вот за эти мысли Господь говорит ему «безумец».

И дальше объясняет ему этот приговор. Этой ночью, говорит Господь, душу твою возьму, и кому ты это всё оставишь? Именно здесь самый корень безумия того человека. Потому что он предполагает, что он будет жить долгие-долгие годы, наслаждаясь этим приобретённым богатством. Пусть даже и праведно приобретенным. Но говорит ведь это он только сам себе и радуется только сам о себе, что у него такое богатство. У него нет в голове мыслей, что вокруг него могут страдать и нуждаться другие люди и, может быть, стоит этим богатством поделиться. Может быть, стоит подумать о том, что жизнь твоя не такая уж прочная, и никто наверняка не знает, доживет ли он до следующего утра. Нельзя планировать свою жизнь на многие-многие годы вперёд без оглядки на промысел Божий, без оглядки на возможный скорый исход из этого мира и без мыслей о том, чтобы позаботиться об этом богатстве так, чтобы если ты уйдешь из этого мира внезапно, чтобы оно не сгнило в этих житницах, не пропало бесполезно, весь твой труд, который ты приложил к достижению своего богатства.

Ты его заслужил, но позаботься теперь о том, чтобы это богатство теперь принесло тебе другое богатство. Как Господь в другом месте Евангелия говорит: надо собирать себе сокровища не на земле, а на небесах. Такое сокровище, которое не подвержено ни истреблению, ни воровству, такое, какое ни ржа, ни моль не истребляют, небесное. А что это за богатство? Преподобный Серафим Саровский в своих поучениях применял образ купли-продажи. Он рос в купеческой семье и с самого детства приходил и помогал родителям в торговой лавке, и для него вот эта купля-продажа, торговые книги, счета – всё это было близко и знакомо. И он потом, как и когда-то Господь притчами, тоже из жизни брал примеры, и говорил, что богатство небесное можно купить, можно заработать обители в Царствии Небесном. Заработать можно добрыми делами: делаешь добрые дела и, таким образом, богатеешь – чем больше ты сделал добра, тем больше богатства у тебя там.

И вот Господь говорит, обличая безумие богача, что нужно научиться тому, чтобы помнить о смертном часе. «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир.7:13). Действительно, память о смерти, о том, что этот момент обязательно настанет, что он неизбежен, приводит человека в чувство, отрезвляет его, и он начинает по-другому смотреть на свою жизнь, которая до этого, может быть, казалось ему серой, однообразной, скучной, беспросветной. Но как только на пороге показалась смерть, так вся эта серость, всё однообразие куда-то исчезают, и жизнь становится такой дорогой, такой желанной, и с ней не хочется расставаться. Как только на пороге смерть встала, так сразу жизнь приобретает особое значение, смысл, остроту. Любое слово, любой поступок возможно последними будут в этой жизни.

Вот если бы с такой мыслью, с таким бы отношением человек каждый раз думал, говорил и поступал, если бы он помнил, что это, возможно, последнее, что он сейчас скажет или сделает, или подумает, может, через минуту его уже не станет и он предстанет перед Судьёй в вечности, там, где уже ничего исправить нельзя, наверное, задумался бы человек.

Вот это первое, что нужно помнить человеку на земле, о том, что смерть обязательно придёт. И смерти человек-христианин не боится, а готовится к ней: постоянная память смертная изгоняет страх из сердца, он принимает эту неизбежность и серьёзно готовится к ней. И для человека, который готов, который готовился всю свою земную жизнь, помнил об этом часе, для того, смерть не какая-то уродливая старуха с косой в руке, а добрая угодливая служанка, как некоторые святые отцы говорят, которая распахивает перед тобою двери в вечность, и ты, перешагнув этот порог, оказываешься в том мире, к которому ты и готовился, ради которого ты и родился в этот мир – чтобы достичь и наследовать Царство Небесное.

Великая это добродетель - память смертная. Многие святые отцы-подвижники и гробы в своих кельях держали, черепа человеческие на письменном столе ставили – для того, чтобы помнить час смертный и никогда не забывать о нём. Некоторые даже спали в гробах вместо кровати.

Это первое. А второе, то богатство, которое Господь тебе даровал, ведь если мы с вами здесь временно, то и богатство на время нам вручено Богом для того, чтобы мы сумели им правильно распорядиться.

Помните, как Господь нам в притче о талантах говорил, кому-то десять талантов господин дал, кому-то пять, кому-то три, кому-то один. Кто-то зарыл этот талант, так ничего и не сделав в своей жизни, а кто-то приумножил: кому десять было дано, ещё десять приобрёл. То есть уметь распорядиться: если это не твоё, если это господина и тебе дали на время, значит, ты должен приумножить это богатство. Как это сделать? Благотворительность, жертвенность человеческого сердца – вот, что здесь важно. Если бы этот богач, когда собрал своё богатство, оглянулся вокруг себя, может, стоило бы подумать не о том, чтобы новые житницы строить, а чтобы раздать этот излишек. Он ведь излишек, он ведь ему не нужен! Да он сгниёт, этот излишек, за многие-многие годы! И ты доживёшь до того момента, когда сможешь воспользоваться этим излишком или нет? Вот вопрос.

Так если у тебя излишек есть, посмотри вокруг: может, есть люди, которые нуждаются, у которых крохи даже нет. А у тебя избыток, так что надо даже ломать старые житницы… Вот ещё в чем безумие этого человека. Поэтому Господь учит нас с вами, братья и сестры, временности нашей земной жизни и умению распоряжаться этой земной жизнью и тем богатством, которое нам вручено. Это не обязательно может быть материальное богатство, это могут быть и духовные дарования, которыми мы призваны тоже делиться с людьми. Простое тёплое слово, дружеское плечо, как говорится, как это бывает иногда жизненно важно! Когда человек стоит на грани между жизнью и смертью (сколько уже таких случаев было в истории), и одно только слово может спасти человека от петли или какого-то необдуманного шага.

Доброе слово, вовремя сказанное, внимание, просто участие человеческое – это ведь тоже дар, это ведь тоже богатство, которым нас Господь наградил, которым мы можем распорядиться. Не в себе самом держать или только близких своих этим теплом награждать, но посмотреть вокруг внимательней: сколько Господь приводит на наш жизненный путь людей, которым мы могли бы помочь, но проходим мимо. Потому что равнодушие есть в сердце: ну, это же не мой близкий, что я буду переживать, пусть кто-то другой о нем позаботится.

А можно так себе сказать: неспроста этот человек на моём жизненном пути появился, сейчас вот мимо пройдёт или я мимо пройду и всё. А может, за спиной-то у этого человека Господь? Знаете, про одного Александрийского патриарха есть история, которого звали Иоанн Милостивый – народ ему такое прозвище дал, потому что он всегда занимался благотворительностью, всегда много жертвовал, всегда делился последним, странноприимные дома открывал, кормил нищих, бездомных. Даже просил, чтобы специально пересчитали в городе всех нищих (порядка семи тысяч человек их оказалось), чтобы кормить всех. И их ежедневно кормили, а по большим праздникам он сам выходил на улицу, шел по улице и просто раздавал милостыню.

И вот один нищий решил его обмануть. Он сначала в одной одежде к нему подошел, Иоанн семь монет серебром ему дал. Тот отошел в сторону, надел какой-то другой халат, чтобы его не узнали, опять забегает вперед и подходит к патриарху – тот ещё раз ему дает  семь монет. Нищий третью одежду одевает, опять забегает. Уже все, кто шел рядом с патриархом, узнали его в лицо и говорят патриарху Иоанну: владыка, это жулик, это обманщик, он третий раз уже к вам подходит, не давайте ему. А патриарх остановился и говорит: не Христос ли меня искушает? И дал нищему двадцать одну монету в третий раз. И вот этот человек, увидев над собой такую милость, раскаялся и изменил свой лукавый нрав.

Так вот, для нас, может быть, ничего не стоящий поступок, который нисколько нас не обременит – ни кошелёк наш не похудеет, ни как-то ещё себя мы не ущемим, а для человека это окажется жизненно необходимо. Конечно, нужно рассуждать: что, как и кому ты даешь. Праведный Иоанн Кронштадтский всегда говорил: с рассуждением давайте милостыню. То есть так, чтобы человека не ввергнуть в ещё больший грех. Например, если ты знаешь, что человек пьёт и просит у тебя денег, можно ли ему денег дать? Ты ведь прекрасно знаешь, что он с этим деньгами сейчас пойдёт и сделает. Он купит себе выпивку, а ты будешь соучастником этого греха, потому что ты дал ему повод, дал ему возможность этот грех совершить. Лучше бы взять ему одежду подарить, булку хлеба, что-то ещё, накормить этого человека, обогреть его, слово какое-то сказать.

Конечно, рассуждение должно быть, но самое главное, что мы должны сегодня из этой притчи вынести, братья и сестры, это определение воли Божьей. «Безумец», сказал Господь тому человеку, потому что думаешь, что будешь жить вечно. Безумец, потому что ты пытаешься распорядиться богатством только лично для себя, не пытаясь оглянуться вокруг, увидеть тех, кто нуждается. Богатство для того человеку и дается, чтобы он делился им. Делиться богатством, тем, что имеешь, нужно обязательно, таким образом, преумножая себе наследие в Царстве Небесном, посылая это богатство как-бы вперед себя на Небеса, ибо сказано в Писании: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21), то есть душа ваша. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla