Наверх На главную

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, прозвучало в очередной раз евангельское чтение, в котором Господь наш и Спаситель рассказал притчу «О богаче и Лазаре», как она именуется в Церкви. Как мы с вами знаем, притчи Господь использовал в Своей проповеди довольно часто, объясняя непонятные для людей явления мира духовного, рассказывая о Царстве Небесном, рассказывая о духовном состоянии, о правилах духовной жизни, использую при этом примеры из повседневности.

Так апостолу Петру, к примеру, Он говорил: не бойся, отныне будешь ловить человеков, потому что Петр был профессиональный рыбак и рыбная ловля для него близкое понятие. Но здесь это, конечно, иносказание, Петр призван уловлять в сети Христовой любви, уловлять из этой пучины греховной, и невод вытаскивать на корабль, которым именуется Церковь. Так часто Христос использовал простые жизненные примеры для разъяснения тайн Царства Небесного.

И сегодня мы услышали притчу о богаче и Лазаре. Слыша её мы понимаем, что этот рассказ — не выдумка, все события вполне реальны, значит, мы можем сделать вывод, что Царствие Божие является такой же реальностью, как и наш мир. Ведь и Свое земное служение Сын Божий начал с упоминания Царства Небесного: Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное. Собственно, благая весть – это и есть свидетельство о пришедшем на землю в силе Небесного Царства. В сегодняшней притче Христос проводит параллель между тем и нашим миром, и нет никакой грани между ними. Жили два человека, говорит Господь, один был нищим, по имени Лазарь, а другой — богач. Видите, даже богача не удостоил имени, по следующему повествованию становится понятным, почему. А нищий Лазарь, говорят, действительно жил в Иерусалиме. Господь опять приводит реальную историю. Говорит сначала о богаче, дескать жил он роскошно, пиршествовал каждый день, одевался в порфиру и виссон (это одежды, которыми украшали себя только цари и первосвященники), то есть вся его жизнь была — сплошной праздник. Нищий же лежал у ворот дома этого богача, все проходили мимо него, никто не обращал на него внимания, и только собаки, бездомные псы подходили и лизали раны на его ногах. До него не было дела людям, живущим в богатом, роскошном доме.

Ничего больше не сказано об этом нищем. Но можно сделать вывод из всего этого повествования — Лазарь был человек с абсолютным смирением в сердце. Ни ропота, ни озлобления на своё жалкое существование, когда он лежал на земле у ворот богатого человека, в надежде получить хоть кусок хлеба. Все проходят мимо него. Но при этом мы видим, что Христос больше не упоминает об этом человеке, а о богаче рассказывает подробно. Это для того, чтобы мы поняли, что за человек был тот богач, насколько он был тщеславен, высокомерен, жестокосерден и сластолюбив. Но вот умер Лазарь, и ангелы отнесли его душу на лоно Авраама. Это место, которое в Церкви называют «Преддверие рая». Конечно, пока что Царство Небесное ждет только, чтобы после Страшного суда раскрыть свои врата праведникам. Это случится, когда Господь наш второй раз придет на землю теперь уже для того, чтобы свершить Свой праведный Суд, и все воскреснут ради этого и предстанут пред нелицеприятным уже тогда Судией. Лоно Авраама — то место, где праведники ожидают счастливого момента открытия Райских врат, это уже рай, по сравнению с нашей земной жизнью. Лазарь сподобился такой участи за праведную жизнь, за смирение сердечное, за умение принять посланное Господом в этой жизни спокойно, без ропота, без раздражения, без зависти к другим, хоты бы к этому богачу. Бедный нищий каждый день видел, как живет этот человек, и конечно, могло закрасться в сердце искушение осудить его, позавидовать ему, пожелать ему зла. Нет, ни слова. И вот за эту праведность ангелы отнесли его душу на лоно Авраамово.

А что про богача Господь говорит? Умер богач и похоронили его. Всё. И больше ни слова о нем. То есть конец его земной жизни — это яма в земле. Как он жил этим всем земным, так он в землю и ушел, к той земле, к которой так стремился. Это — закономерный итог жизни таких людей, у которых все их существование прилеплено к земному, они не думают, и не хотят думать о том, что жизнь эта рано или поздно закончится. И все, что ты накопил, все, что ты приобрел, праведно ли, неправедно ли - все останется здесь. Как говорил когда-то премудрый Соломон — все суета сует и томление духа. А праведный Иов восклицал, что приходит человек в этот мир голым, и уходит голым, а тело его становится снедью червей. Вот об этом стоит задуматься прежде всего, слушая это евангельское повествование. Задуматься о быстротечности земной жизни, и о том, как правильно нужно человеку расставить акценты, о чём думать, чем дорожить по настоящему в этой земной жизни, а чем можно пренебречь.

Умер богач, похоронили его. И вот душа этого несчастного богача теперь в пламени геенском мучается за грехи свои, за своё сластолюбие, за своё тщеславие, за свою гордыню. Мучается он в огне и вдруг видит, как вот этот самый Лазарь, которого он не хотел замечать во время своей земной жизни, теперь на лоне Авраама наслаждается покоем, миром и счастьем. И говорит он тогда, не смея, по-видимому обратиться к самому Лазарю, видимо, чувство стыда его останавливало, он понял, наконец, кто он, как он себя вёл. И он обращается к Аврааму, праотцу, и говорит: отче Аврааме, скажи Лазарю, пусть он сходит омочит конец перста своего, то есть палец в воде, и придёт ко мне и смочит мои губы, потому что я стражду в огне, мучаюсь от жажды.

Это, конечно, мы должны с вами понимать всё как образы. Всё это символика. Конечно, пламя огненное, червь неусыпаемый и огнь неугасаемый — это всё состояние души грешника, его неутолимые страсти, которые, действительно, пожирают его душу, которая не может ничем восполнить, насытить жажду свою ко греху. Жажда-то ко греху у грешника осталась, теперь уже ненасытимая ничем, потому что тела нет.

Вот богач просит: пустьЛазарь облегчит мои страдания, утешит меня. Авраам ему отвечает, и посмотрите, как он к грешнику обращается, к грешнику, который понимает, что он в аду, по заслугам получил, но Авраам называет его «чадом»: он его жалеет, он относится к нему без осуждения, без высокомерного тщеславия, что, дескать, ты был грешником, вот и гори теперь в огне, там тебе и место, как ещё в народе горят, собаке собачья смерть. Нет этого в сердце праведника, у него любовь ко всем, или, как в этом случае, милость, снисхождение к этому человеку: «чадо», - он к нему обращается. Но это всё, что он может для богача сделать. И объясняет Авраам почему: между нами и вами, то есть между миром праведников и грешников лежит непреодолимая пропасть. И наши не могут к вам прийти, и ваши прийти к нам.

Непреодолимая пропасть между двумя мирами: между миром праведников, который мы Царством Небесным называем, которое Господь приготовил для нас всех изначально, и тем миром, который Господь был вынужден создать для дьявола и его пособников, чтобы им место отвести, то место, где будет собрано всё мировое зло со временем. Между вами и нами пропасть, говорит праотец Авраам грешнику.

И вот тогда этот богач, понимая, что не получится у него ничего с его просьбой, вдруг вспоминает о своих живых братьях и говорит: тогда пусть, если ко мне он не может прийти, пусть он на землю тогда вернётся, пусть он воскреснет и явится моим пятерым братьям, которых я имею. Он не говорит в прошедшем времени «имел» - «имею» пятерых братьев. Опять мы видим неразрывную связь земли и неба: нет у Бога мёртвых.

Пусть он, Лазарь, явится моим братьям, говорит богач, и расскажет, как мне здесь сейчас плохо. Они услышат его, покаются и исправят свою жизнь, чтобы им не попасть туда, куда я попал. Смотрите, братья и сестры, мертвые за нас молятся. Они помнят о нас, они беспокоятся за нас, они переживают за нас и молятся. Это ещё одна мысль в сегодняшнем евангельском чтении. Этот богач, понимая, что его участь уже предрешена, всё-таки вспомнил о своих братьях и переживает за них, просит святого праотца, чтобы что-то изменить в их судьбе, чтобы как-то им помочь. Это и есть молитва.

Но и здесь он получает отказ. Авраам ему говорит: твои братья, то есть все живые на земле, имеют Моисея и пророков. Для нас это так бы прозвучало: имеют заповеди Божии, имеют закон жизни, вот пусть и живут по этому закону, и тогда не будет их такой страшный конец ожидать, и спасутся. Моисей и пророки, то есть закон, который людям был дан Богом. На это богач говорит: нет, отче, не будут они жить по закону и по пророкам, потому что привыкли уже по своим греховным страстям жить, потому что для них такая жизнь уже стала частью их существа, их бытия. Вот эти пиршества, грехи тщеславия, сластолюбия и т. д. Всё это уже часть их жизни. Не исправятся, говорит, не покаются, но вот если кто-то из мертвых воскреснет, тогда покаются. Потрясение какое-то нужно для них, чтобы они опомнились. Так считает этот богач.

Но мы видим, что он заблуждается, потому что если сердце окамененное у человека, если он не видит очевидных вещей своими глазами, и своими ушами не слышит, что вокруг него происходит, что ему говорят окружающие его люди, упорно настаивая на своём, ничего не изменится. Любое чудо, которое он увидит или услышит, он будет объяснять либо случайностью, либо каким-либо волшебством, или ещё чем-либо. Попытается найти рациональное объяснение.

Мы с вами видим много людей неверующих, которые отрицают бытие Божие только по одной причине: потому что им так выгодно, потому что им не хочется ничего менять в своей жизни. Ведь они вынуждены будут менять себя и свою жизнь, если они признают, что Бог есть. Потому что если Бог есть, есть Его закон, по которому человек обязан жить и исполнять Его закон, соблюдать эти заповеди, не грешить.

Но не хочется ничего менять, и так всё хорошо, и так всё устраивает, и так жизнь сладкая и приятная. Зачем обременять себя постами, слезами покаяния, борьбой со своими грехами — зачем? И так весь мир живёт!.. Зачем я буду делать что-то не так? Буду жить, как все. Вот философия современности, да и всегда так было, большинство людей ведь всегда так жило. Малое стадо, как говорит Христос о Своих последователях. Много званных, но мало избранных. Так вот и здесь Авраам говорит этому богачу: если твои братья не слушают пророков и Моисея и не исполняют закон, так если даже и кто из мертвых воскреснет, не поверят.

Это абсолютная истина. Между иудеями того времени ходил живой Лазарь, четверодневный Лазарь, которого Христос воскресил на четвертый день после его смерти, которого все знали. И что: сколько людей обратилось после этого великого чуда? Обратились, конечно, но это была капля в море. А вожди народа иудейского решили не только Христа погубить, но и Лазаря, чтобы даже из памяти народной стереть его имя. Мы знаем из последующей истории, что Лазарь вынужден был бежать из Иудеи. Он всю свою последующую жизнь жил на острове Кипр, был там епископом. Он вынужден был бежать, потому что много покушений на его жизнь потом было.

Вот она реакция ожесточенного сердца. Евангельское чтение, которое мы с вами сегодня слышали, говорит о реальности загробного мира. Господь говорит о нём, не проводя совершенно никакой границы, никаких условностей, разделяющих земной мир с небесным. Мы должны себя приучить к этой мысли, что мир духовный настолько близок нам, настолько реален, что наши усопшие — живые, нет у Бога мёртвых. Они молятся за нас, они помнят о нас, поэтому и наша молитва о них так важна.

Вчера мы с вами все молились за родительской Дмитриевской субботой за наших родных и близких. И если бы мы не верили в эту истину, что они живы, тогда бы наша молитва за них была бы бессмысленна. Как тогда объяснить, зачем мы приходим и молимся, если их нет. Но они есть. Мы это знаем, мы это чувствуем, мы верим в это, поэтому молимся о них как за живых, а они молятся там за нас.

Вот эта связь неба и земли красной нитью проходит в сегодняшнем евангельском чтении. И нам назидание такое и память, чтобы мы не забывали, что эта земная жизнь, безусловно, кончится для всех, и что мы перейдём эту черту, которая именуется смертью. И потом уже за этой чертой не будет места ни покаянию, ни исправлению и наши молитвы о нас самих будут уже бессильны, потому что мы попадём в тот мир, где будет уже отсутствовать время — ничего исправить будет уже невозможно.

Сейчас мы живём во времени, в этом спасительном для нас потоке, потому что мы способны менять реальность: каждый день мы способны изменить всю свою жизнь. И прошлое меняем, когда на исповеди каемся в прошлых грехах, и настоящее меняем — в тот момент, когда мы каемся, мы становимся другими людьми, и будущее меняем, потому что живем уже без этих грехов дальше, и жизнь наша складывается уже по другому. Грех тогда перестаёт влиять на нашу жизнь. Но это возможно только до тех пор, пока мы находимся во времени. Переступив порог смерти, мы переходим в тот мир, где всё становится вечным.

Будем помнить об этом, братья и сестры, будем ответственно относиться к каждому дню своей прожитой жизни. Наступает утро, открыли глаза, встали перед иконой: слава Тебе, Боже, подарил Ты мне ещё один день жизни, ещё не всё потеряно, многое можно исправить, потому что целый день у меня ещё впереди. Сколько таких будет дней — Бог знает. Поэтому откладывать наше покаяние на когда-то там «потом» - это безумие. Помнить об этом и спешить, спешить каждый день своей жизни сделать максимум, для того, чтобы потом не оказаться там, где оказался этот богач, но вместе с праведным Лазарем разделить ложе Авраамово. Аминь».

Далее отец Игорь сказал несколько слов о празднике в честь иконы Божией Матери Казанской.

«Празднование Казанской иконы Божией Матери вспоминается в связи с историей нашествия польско-литовских войск на Русь, когда поляки не просто подошли к Москве, но захватили уже Москву, в Кремле уже сидели и готовились поставить на московский престол сына польского короля Сигизмунда принца Владислава. Все события, связанные с чудом спасения Москвы теперь как бы сконцентрированы в названии государственного праздника — День народного единства. Действительно, только объединившись, Русь смогла противостоять врагу. Только объединившись на этническом и религиозном, духовном уровнях народ смог противостоять захватчикам и случилось это чудо.

Икона Божией Матери Казанская была принесена из Казани: казанцы влились в народное ополчение, шедшее  из-под Великого Новгорода и пошли к Москве. В разы было меньше наших бойцов, они были плохо вооружены, не обучены: это были обычные люди, крестьяне, ремесленники, это не была регулярная армия. Шли кто с чем мог, но всех двигала вперёд безусловная вера в Божий промысел, в заступничество Царицы Небесной, всеми двигало чувство любви к родине. Как говорил Косьма Минин, когда собирал ополчение в Новгороде, продадим всё, заложим даже детей и жен своих для того, чтобы приобрести необходимое вооружение, но не отдадим Москвы, защитим нашу Родину.

Для нас с вами и сейчас это слово «единство» может звучать также тревожно и быть очень важным, потому что сейчас столько сил прилагает и невидимый, и видимый враг к тому, чтобы лишить нас этого единства. И народного единства лишить, и религиозного, православного!.. Сейчас это очень актуальное и злободневное слово - «единство». Вы слышите, на молитве Церковь каждую литургию молится за сохранение единства именно в православном мире. Сейчас на грани это единство Православия: ещё шаг — и случится катастрофа вселенского масштаба. Как когда-то случилась великая схизма, великий раскол и римо-каталическая церковь откололась от вселенского Православия, так и сейчас внешние силы пытаются разорвать Тело Христово, единство церковное на куски.

Мы с вами видим, как на наших глазах творится история. И это так страшно, это так ответственно, если бы мы вдумались, что на самом деле на наших глазах происходит. Слово «единство» сегодня должно звучать для нас как набат в наших ушах, в наших сердцах. Мы должны оглядеться с вами вокруг себя и увидеть, что мы братья и сестры, то самое малое стадо, против которого воюет и невидимый, и видимый сейчас враг.

Когда-то враги нашего государства говорили (совсем недавно это было, буквально десятилетие назад), что единственная сила, которая ещё осталась в мире и способна противостоять мировому злу — это Русская Православная Церковь. Как бы это ни казалось парадоксальным людям нецерковным, вот это внутреннее единство, соединяющее всех в единый организм — вот то, что не даёт покоя силам мирового зла. Сейчас идёт активная работа по этому поводу.

«Единство» - вот чего нам с вами не хватает даже в нашей приходской жизни. Мы не берём вселенский масштаб. Что такое единство для нас с вами? Мы должны стать семьей, мы должны стать приходом, общиной, где все друг друга знают, друг о друге заботятся и помогают. Как жили первые христиане? Конечно, их было меньше, но ведь и нас с вами, если опять же говорить о местном масштабе, немного. А знаем ли мы друг друга, заботы, проблемы друг друга? Готовы ли мы помочь, плечо подставить? Вот это единство и есть, так оно на местах и формируется. Не где-то там в политике, или где-то в мировом пространстве — вот здесь, в конкретном приходе.

Давайте об этом думать, узнавать друг друга, знакомиться друг с другом, становиться действительно семьёй, православной общиной, приходом. По-настоящему. Тогда, действительно, это будет сила. И с этой силой будут вынуждены считаться все».

В заключение отец Игорь поздравил с днем рождения священника нашего храма протоиерея Павла Рысенко:

«Сегодняшний день у нас многособытийный: у меня годовщина священнической хиротонии, у отца Павла день рождения — можете все его поздравить. А я от себя, дорогой собрате-сослужитель, желаю тебе помощи Божией, здоровья, чтобы Господь укреплял тебя на этом пути, многая и преблагая лета мы все тебе желаем»!

Многая лета, многая лета, многая лета!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla