Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«О жено, велия вера твоя, будет тебе якоже хощеши» - слова, которые сказал Спаситель жене-хананейке в сегодняшнем Евангелии. Мы много раз слышали такие слова, сказанные Спасителем, но они были сказаны представителям родного для Него народа, единоплеменникам. Сегодня совершилось удивительное чудо исцеления для язычницы. И это особенно поразительно на фоне того неприятия и неприязни, которые испытывали вожди иудейские к Спасителю мира, Господу нашему, ходящие за ним только с одной целью – уловить Его в богохульстве или нарушении Закона, обвинить и предать Его смерти.

Вожди иудейского народа, который Господь пришел избавить от рабства греху и смерти,  почему Он и именуется Спасителем, не приняли Его. А язычница, женщина из племени, которое иудеи презирали, называет Его Господом, и называет Его Мессией, Христом, потому что обращаясь к Нему, говорит: «сын Давидов». А на языке того времени, того народа это было равносильно тому, что сказать «Мессия», поскольку все знали, что Мессия произойдет из рода царя Давида.

Спаситель намеренно проходил мимо языческих городов, о которых упоминается в Евангелии, - Тир и Сидон: «пришел в пределы Тирские и Сидонские» (Мк.7,24). Он намеренно шел по границе между Иудеей и этими языческими городами, чтобы показать Своим апостолам, что благодать Божия может изливаться на человека независимо от его происхождения. Независимо от того, чадо ли Авраама человек, кем считали себя иудеи, когда они высокомерно говорили Христу «наш отец Авраам». Господь им отвечал, что Бог может из камней сделать детей Себе. Необязательно быть «чадом Авраама» по плоти, чтобы наследовать спасение.

Много раз потом в Евангелии мы видим, когда Господь говорит о том, что отнимется царство у того, кому оно было предназначено и дастся другим: придут они ото всех концов света, говорил Он о язычниках, и возлягут на ложе Авраама. То есть чадами Авраама станут те, которые были в презрении и поношении, но сердцем своим были недалеко от спасения. И вот, Господь вознамерился показать действенную живую веру.

Конечно, Он как Всеведущий, как Промыслитель, знал, что эта встреча произойдёт. Он и сердце этой женщины читал. Мы с вами видели, как Он, на первый взгляд, жестоко с ней обошелся. Он сначала не обращал на неё никакого внимания. Она вышла из города на дорогу, услышав о Нём. Весть о Христе часто распространялась намного быстрее Его Самого: Он только вышел из одного селения, а в другом уже Его все встречают, и народ толпами за Ним шел, потому что все ожидали от Него чудо исцеления, желали услышать от Него необычное учение, которое Он возвещал – учение любви. В то время это было немыслимо, это было что-то совершенно новое, когда говорили о любви, о том, что нужно возлюбить врагов своих, что нужно молиться за проклинающих тебя, благословлять гонящих тебя – это было непостижимо для людей того времени.

В то время было так: ближний – это тот, кто тебе милость оказал. А врагов можно было и преследовать, и убивать – «зуб за зуб», «око за око». Были такие нравы. Но вот когда они слышат о том, что «подставь другую щёку», «отдай последнюю одежду», пройди с человеком два поприща, если он просит тебя одно с ним пройти, эта проповедь любви, конечно, всех изумляла.

Эта женщина-хананеянка была из языческого племени земли Ханаан, задолго до Христа завоеванной иудеями (из Ветхого Завета мы помним, как при Иисусе Навине израильтяне обходили семь раз стены хананейского города Иерихон, трубя в огромные ритуальные трубы и на седьмой раз стены города рухнули, а город был захвачен). «Земля обетованная» - так она в Библии называется, сейчас её называют «плодородный полумесяц» - между бывшей Месопотамией и Египтом она пролегает, орошается Средиземным морем, и это действительно плодородная земля, «земля обетованная».

Почему иудеи так относились к хананеям? В свое время, еще при Иисусе Навине, Господь повелел уничтожить их всех, истребить это племя и уничтожить всё, что у них было: даже до скота, даже до имущества – всё сжечь. Потому что настолько развращенным было это племя, что, казалось, они сами законы естества попрали, освятили самые гнусные человеческие пороки, предавались блудодеяниям на так называемых высотах – специально возведенных для этого местах, приносили в жертву своих собственных детей истукану Молоху, распростершему руки, или Ваалу – медному быку: в его раскаленную пасть бросали живых детей, приносили в жертву детей, замуровывая их тела после жертвоприношения в основание дома.

Настолько всё это было ужасно, что когда иудеи вошли в эту «землю обетованную», Бог сказал всё это истребить, уничтожить из опасения, что иудеи могут развратиться. Было сказано иудеям, ни брать себе в жёны из этого племени никого, ни своих женщин не отдавать замуж за людей этого племени, то есть никаких контактов. С тех самых пор этим хананеям, или сирофиникиянам, как их ещё называют, было такое вот отношение, настороженное, отчужденное.

И эта женщина, зная, как к ним относятся иудеи, зная свое положение, тем не менее, находит в себе мужество, находит в себе такую силу веры, выходит навстречу просить о помощи. Она понимает, что никто больше ей помочь не сможет, и мы с вами должны услышать, что первое она сказала. Она не сразу просит о помощи, она говорит: «Господи, Сыне Давидов» (т.е. ещё раз повторю, провозглашает Христа Мессией) и добавляет – «помилуй меня»! Она не говорит о своей бесноватой дочери - потом это всё будет, ведь она же пришла, чтобы попросить Господа освободить её дочь от беса, чтобы Он исцелил её. Но начинает она с себя: «Господи, - она говорит, - помилуй меня»!

Это же покаяние: её слова, от сердца идущие! Сейчас мы знаем аналогичную молитву, она именуется Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Хананеянка, язычница учит иудеев, как надо обращаться к Иисусу Спасителю. «Господи, - она говорит, - помилуй меня». И это нам с вами урок: когда чего-то хотим от Бога попросить, когда ждём от Него, а, может быть, ждём и не получаем ожидаемого, вспомнить, с чего начать надо свою просьбу: с покаяния, как эта женщина-язычница сделала, с очищения от своих собственных грехов свой души.

Но Господь молчит, Он делает вид, что не слышит её и продолжает идти дальше. Удивительно, никогда ведь такого не было, чтобы Он пренебрёг просьбой человека. Здесь Он идёт мимо, как бы, не обращает внимания или не замечает её. И что делает эта хананеянка? Она не обижается, она не разворачивается, не уходит домой, махнув рукой – ну, всё, дескать, бесполезно… Она идёт настойчиво за Христом дальше по тропе и продолжает просить Его: Господи, помилуй меня! Досаждает, как говорят апостолы. Они уже не выдержали этого преследования и говорят: Господи, отпусти её, а то она идёт сзади и кричит там.

Знаете, притча есть о неправедном судии, когда одна женщина пришла к неправедному судии и докучала ему, чтобы он ей помог в судебном разбирательстве, и он ей помог только для того, чтобы она отвязалась, не будучи при этом никаким добродетельным человеком. Просто помог, только вот отвяжись. Вот и у апостолов что-то такое проскользнуло: идёт сзади она и кричит, надоедает нам, досаждает. Но Христос апостолам отвечает: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». То есть, Я пришел возвестить о Царстве Небесном богоизбранному народу, а это язычница, это человек не из того племени, к которому Я послан Отцом Моим.

И что мы дальше видим? Казалось бы, всё ясно, отказ совершенно определенный прозвучал из уст Самого Христа: к тебе это не относится, как бы говорит Он, обращаясь к хананеянке, можешь идти своей дорогой, Я послан к иудеям. А она обходит апостолов и подходит к Самому Христу уже, поскольку это «посольство» апостольское не увенчалось успехом (просили – отказ получили, Господь апостолам отказал). Вот если мы с вами через святых обращаемся к Господу и не получаем просимого в свое время, что бывает дальше? Уныние, опустошение внутреннее, какой-то ропот, даже раздражение (молюсь-молюсь, прошу-прошу – ничего нет в ответ), и опускаются руки и человек перестаёт молиться, и вера охладевает. Здесь видим совершенно обратное. Поразительно, она слышит, что ей отказано через апостолов: нет, она обходит этих апостолов, подходит напрямую ко Христу и прямо Ему говорит, сама, лично – «Господи, помоги мне». Опять она говорит не «помолись обо мне», но «помоги мне», то есть безусловная вера! Вера в то, что эта помощь может быть ею получена от Спасителя. Она верит в Него как в великого чудотворца.

«Господи, помоги мне»! «Никто, кроме тебя» - такой подтекст. «Дочь моя страшно беснуется», - объясняет она причину своей просьбы. Что отвечает ей Христос? Это, конечно, очень удивительно. Он говорит ей в ответ очень жестокие слова. Он не соглашается ей сразу помочь, Он ставит её на подобающее ей место и говорит ей: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». То есть он её сравнивает с псом. Вот, Я пришел к детям, к чадам Божиим, а ты из племени, которое даже людьми нельзя назвать, равносильно собаке. Как такое услышать?

Нам с вами в жизни иногда против шерсти кто-то проведёт рукой, что-то скажет, покритикует в чём-то где-то и всё сразу внутри закипает: как это так, меня кто-то посмел в чём-то обличить, укорить или покритиковать? Сразу всё закипает внутри: гнев, осуждение, желание что-нибудь сказать побольней, поострей в ответ, чтобы в лучшем свете в глазах других людей выглядеть. Как такое услышать от Бога? Нехорошо взять хлеб у детей и бросить собакам. А она ему говорит: да, Господи. Она соглашается с Ним. Она смиряется настолько, что сознаёт себя действительно такой, какой назвал её Христос.

И она соглашается: да, я вот такая, как Ты сказал, действительно не могу человеком называться по своей жизни, по своим грехам. Но тут же добавляет она, как бы получает для себя пользу по своему смирению, что и собаки получают крохи, которые падают со стола своих господ. То, что падает со стола на пол, принадлежит собакам, значит, и они что-то получают. Здесь, конечно, мы в духовном смысле должны все понимать. Конечно, Господь говорит о духовной пользе, о спасении души.

Слово было проповедано народу израильскому, который в конце концов отверг своего Спасителя и пригвоздил Его ко Кресту на Голгофе. И то, что не воспринял богоизбранный народ, досталось язычникам. В том числе и нашему племени, которое было тоже когда-то из разряда язычников, варваров, просвещённых потом верой Христовой, ставшим потом «Третьим Римом», ставшим уделом Пресвятой Богородицы. Это то, о чём Господь и говорил: придут со всех концов света другие народы, и Царство будет отнято от детей Авраама, т.е. от богоизбранного народа и отдано другим народам, и они возлягут с Авраамом, т.е. наследуют это Царство.

Эта женщина – как бы прообраз пророческий. «Да, - говорит она Господу, - я из разряда псов, но если крохи падают со стола тех детей, к которым Ты пришел, позволь мне подобрать эти крохи». Вера потрясающая! И Господь, зная, конечно, её сердце, видя это, дожидался этого ответа от неё, чтобы все услышали, чтобы апостолы рядом с Ним это увидели и восприняли в свое сердце. Им же потом идти и проповедовать Евангелие язычникам, чтобы они к этому моменту уже были готовы и поняли, что язычники – это тоже люди, и некоторые из язычников имеют такую веру, какая богоизбранному народу и не снилась!

Вспомним ещё один случай в Капернауме с сотником, который синагогу построил. Помните, как у него слуга умирал, и он послал своих друзей ко Христу с просьбой о помощи. И когда Господь уже пошел, сотник через друзей говорит: Господи, не движься, не ходи ко мне, я не достоин, чтобы Ты ко мне вошел, ибо я язычник. То есть он тоже себя в разряд недостойных поставил, как эта хананеянка. И говорит: Ты только слово скажи, и выздоровеет мой слуга. И Господь в изумлении оборачивается и говорит всем окружающим Его: воистину говорю, что во всём Израиле Я такой веры не нашел. Язычник говорит: только слово скажи и всё будет! Фарисеи же говорили: какое Ты нам знамение дашь, что Ты Сын Божий? А язычник говорит: только слово скажи, и больше ничего не нужно! Мы и себя можем в каких-то моментах узнать: наши сомнения, наши поиски каких-то доказательств, чтобы нам подтвердил Господь Свое Всемогущество, Свое Вездеприсутствие.

И Господь говорит теперь уже те слова, которых хананеянка действительно заслуживает: «жено, велия вера твоя», то есть велика твоя вера, «будет тебе, якоже хощеши». То есть, как ты хотела, будет тебе. Апостол Матфей говорит, что дочь её исцелилась в тот же самый момент. Это стало понятным, конечно, только потом, когда хананеянка вернулась домой, когда сопоставила по времени всё, что было ей сказано. Так же, как случилось и у того сотника в Капернауме: в ту же секунду его слуга выздоровел.

Для нас с вами здесь урок в том, какая вера должна быть в нашем сердце – она должна идти от покаяния. «Господи, Сыне Давидов, помилуй меня», - вот, что первое сказала хананеянка. Она не сразу начала с каких-то своих просьб. У нас ведь как часто бывает в жизни: мы забываем обо всём и сразу начинаем просить или требовать что-то, как капризный ребёнок, которому вот вынь и положи прямо сейчас, немедленно, чтобы было исполнено по моему прошению. А здесь совсем от другого идёт человек, и сначала говори: «Господи, помилуй меня», кается в своих грехах. И только потом говорит: «помоги мне». Всё, что Господь в ответ женщине говорил, это же было испытание веры. Он же знал, что поможет, Он видит её сердце, её состояние, но медлит, чтобы вера её проявилась, чтобы все увидели и все поняли, какая должна быть вера, и как человек должен обращаться к Богу, из какого сердца.

Сколько молитв прочитал, сколько поклонов положил, как ты постишься – это вторично. Всё это человек делает, чтобы свое сердце привести в определенное состояние, всё это лишь только способы, и не надо этим никогда хвалиться или кичиться перед другими (вот как я пощусь, вот как я молюсь!). Всё ты это делаешь для себя, а не для того, чтобы на тебя другие смотрели. Всё это для того, чтобы привести душу в такое состояние, как у той хананеянки. И когда Господь увидит наше сердце готовым, открытым, из покаяния через слёзы просящим о чём-то, и мы с вами так же услышим, как услышала эта жена: «велия вера твоя, будет тебе, якоже хощеши». Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla