Наверх На главную

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с двунадесятым славным праздником Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Поздравляю с окончанием строгого двухнедельного Успенского поста.

Странно называть кончину человека праздником. В нашей с вами жизни, наверное, никто не сможет так сказать, когда мы расстаемся с нашими родными и близкими, провожая их в путь всея земли. Для нас это событие всегда сопряжено с горестными чувствами расставания, утраты, потери. Для многих это горе, которое и не всегда излечивается. Но это всё наша с вами земная жизнь.

Когда мы видим тело Матери Божией в центре храма, украшенное цветами,  видим просветлённые лица христиан, поздравляющих друг друга с праздником, конечно, мы с вами понимаем, что здесь речь не идёт о смерти. И праздник не называется «кончина Матери Божией» - мы не говорим с вами «сегодня Матерь Божия умерла», а мы говорим «Матерь Божия уснула». Мы поздравляем друг друга с Успением Матери Божией, тем самым подчеркивая мысль, что смерть теперь над человеком не властна.

Матерь Божия первая из людей прошла врата смерти, не вкусив тления. Её кончина называется «успением», сном. Для нас в этом назидание – задуматься о своей будущей кончине, о своём исходе из этого мира, о том, что мы называем смертью. Святые так и говорят, что смерть для человека – это действительно сон, когда он, закрывая глаза в этом мире, открывает их в другом. Глаза физические закрываются, а глаза духовные открываются, и человек видит тот мир, он оказывается в вечности и перед Лицом своего Создателя.

Таким образом, можно и нашу земную жизнь сном назвать: настолько быстротечна и мимолётна она. Как сон, пролетает, и человек, встрепенувшись, оказывается в том мире, где уже нет смерти. А мы с вами ждем  для себя и для своих близких, что Господь вселит нас в селения праведных, где нет не только смерти, но и ни болезни, ни горя, ни несправедливости – одна любовь Божия, всё наполняющая и покрывающая.

Успение Матери Божией, конечно, для нас великий и поучительный праздник. Он призывает христианина не бояться смерти, но готовится к ней, иметь «память смертную», как говорят святые отцы. У многих из них даже гробы стояли в келиях и они спали в них. У  кого-то лежали человеческие черепа на рабочем столе, за которым они писали свои бессмертные творения: глядя на человеческий череп, подвижник думал о неизбежности кончины и Божием Суде.

На память приходят воспоминания о посещении горы Афон, когда я впервые оказался в таком месте монастыря, которое именуется «костница»: это отдельно стоящее здание, в котором хранятся кости усопших монахов. Поскольку земли на Афоне не хватает, хоронят только в несколько могил, которые являются лишь временным пристанищем для тела покойного монаха. Через три года кости его достают, очищают, омывают, уносят и складывают в этой самой «костнице».

Заходишь в это помещение: вдоль одной стены лежат одни кости, вдоль другой стены другие кости, заходишь в следующую комнату, а там черепа сложены в несколько ярусов. На каждом черепе краской на лбу написано имя монаха и год его смерти. Когда видишь это своими глазами, глубоко понимаешь, чем реально заканчивается земная жизнь каждого человека. Читая эти имена и годы жизни, как будто смотришь в книгу времени. Все эти люди, чьи черепа теперь там лежат, когда-то ходили по этой земле, были так же облечены плотью и кровью, и вот теперь их нет. А оставшиеся кости и черепа служат напоминанием того, что тело наше тленно и останется здесь, оно не может преодолеть рубеж между двумя мирами и не предназначено для существования в том мире, где тления нет.

Это очень назидательно, потому что когда человек вспоминает о смерти, сама жизнь его приобретает особую глубину. Жизнь обязательно закончится, и, возможно, этот день последний для тебя. Никто не знает, когда Господь нас призовёт. Сразу приобретает особое значение смысл того, что ты скажешь, что ты сделаешь сейчас, о чём ты думаешь. Вот почему «память смертная» считается одной из главных добродетелей. Потому что она удерживает человека от зла, от греха, напоминает ему о том, кто он есть и что его ждёт впереди.

А впереди его ждёт встреча с уже нелицеприятным Судией, потому что кончилось время земной жизни, когда ещё можно что-то изменить. В том мире перемен никаких нет. Там время отсутствует как категория, там всё вечно – и грех, и добродетель. И с чем человек пришёл к вечности, что есть в его душе, то и станет вечным для него, определит его место, где он будет в духовном мире находиться. Та душа, которая несёт в себе стремление бороться со злом, с грехом, будет там, где праведники.

Конечно, совершенно избавиться нам от греха не под силу. Но этого от нас Господь и не ждёт. Для нас с вами главная задача – это борьба, сам процесс, непризнание греха, нежелание жить во грехе! Да, падение возможно, но обязательно и восстание. Обязательно восстание! Никакого компромисса со злом быть не может. Человек к этому и призван в жизни, и он должен научиться этому.

Матерь Божия, чьё успение мы сегодня празднуем, в это деле для нас пример совершенного человека. Как Церковь воспевает Её – «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», то есть никакого сравнения с ней не имеют по чистоте души даже ангельские чины! Нам это сложно понять. Мы думаем, что все люди одинаково грешны. Но, вот, на нас с вами смотрят лики святых с икон: они тоже были такими же, как и мы, но мы их святыми называем. Чем-то они отличались от большинства людей? Именно тем, что они до последнего боролись со своими грехами, и показали своей жизнью, что это возможно. Только руки нельзя опускать, нельзя себя успокаивать тем, что все так живут, все грешат.

В жизни каждого христианина Пресвятая Богородица занимает особое место. По Ее величайшему смирению, в Евангелии совсем немного о Ней сказано. Но Святое Предание сохранило для нас достаточно и о времени Ее чудесного рождения, и о детских годах, и особенно, о том времени, когда Она стала Матерью Бога Живого! И, узнавая о Ней как о личности, поражаясь чистоте Ее души, величию подвига, на который позвал Ее Господь, зная о необыкновенной любви, изливающейся от Матери Божией на весь христианский мир, невозможно не полюбить Ее именно как свою родную матерь. Мы все усыновлены Спасителем Матери Божией на Голгофе – по слову Самого Господа Иисуса Христа, когда со Креста взглянув на Своего ученика Иоанна, Он сказал: «Се Матерь твоя». И с того дня Матерь Божия вошла в дом Иоанна и до самой Своей кончины жила в доме апостола, стала ему действительно матерью.

Дай Бог, чтобы и в наш дом, в нашу жизнь вошла Матерь Божия. Мы все усыновлены Ей, но чтобы это случилось, надо нам, братья и сестры, потрудиться над своей собственной душой. Господь говорит нам: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдает», а Матерь Божия вторит Ему, что будет неотступно с тем, кто любит Сына Её.

Вот для нас с вами самая главная задача – научиться борьбе со грехом. Будем помнить, что Матерь Божия всегда готова предложить для нас Свой покров. Сколько было в истории нашей Родины, нашей Церкви случаев, да и в нашей жизни, когда Матерь Божия защищала, помогала прибегающим за помощью к Ней. И сколько в нашей Церкви есть замечательных молитв, обращенных к Богородице! Многие из них поются всеми прихожанами во время богослужений и так всегда особенно тепло на душе в такие минуты! «Заступнице Усердная», «Царице моя Преблагая», «К Богородице прилежно ныне притецем», «Не имамы иныя помощи», «Радуйся Невесто Неневестная», наконец, всем известная – «Богородице Дево, радуйся» и многие другие.

Будем молиться к Ней в нуждах и печалях, просить Ее помощи и заступничества в земной жизни, и молить о христианской кончине живота нашего, о том, чтобы и наша смерть превратилась бы в спокойный сон, в успение. Чтобы, однажды закрыв глаза навеки в этом мире, мы бы открыли свои духовные очи в горнем и смогли насладиться лицезрением Славы Божией, общением со своим Создателем и Его Пречистой Матерью!

Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla