Наверх На главную

«Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» (Пс.117:23-24).

Сегодня, братья и сестры, мы с вами слышали притчу о злых виноградарях, рассказанную Господом. Простыми земными примерами Господь говорит о тайнах Божественного домостроительства. Господь этой притчей предрек Свое крестное страдание, Свой искупительный подвиг.

Один человек устроил виноградник, говорит Господь в этой притче. Большой, видимо, виноградник, потому что он построил смотровую башню, чтобы можно было следить за своим виноградником, защищаться от воров и разбойников. Он устроил в этом винограднике точило – углубление, в котором виноград топчут ногами или выжимают с помощью пресса, и потом уже сок по желобам стекает в хранилище, где он бродит и готовится вино. Всё было устроено: колодец, забор хозяин виноградника поставил и, наконец, удалился, оставив работников в винограднике.

Пришло время собирать плоды. Посылает господин своих слуг, чтобы забрать положенное ему, но те, кто остались в винограднике, изгоняют этих слуг: кого избили, кого-то даже убили. Господин посылает больше людей, чтобы потребовать своё, но и с ними так же поступают. Что ему делать остаётся? Посылает он своего единородного сына и думает: пошлю сына своего, наверное, хоть его постыдятся.

И что сделали эти люди (недаром они злыми виноградарями называются)? Увидев, что идёт к ним сын хозяина этого виноградника, они говорят между собою: давайте его убьём, и всё, что должно со временем стать его, станет нашим. Так они и сделали: выведя его за пределы виноградника, убили. Господь спрашивает в конце притчи, что хозяин сделает с этими виноградарями? И сами же фарисеи, которые в том числе слушали Христа, отвечали: злых зле погубит, т.е. расправится с ними, по праву хозяина заберёт виноградник и отдаст другим виноградарям, которые будут приносить ему плод в своё время.

И в конце этой притчи «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф.21, 42) То есть камень, которым пренебрегли строители, он, оказывается, был самым главным. Что значат эти слова?

В древности так и строили здания: в основания углов полагали самые прочные камни, которые выполняли несущую функцию, держали на себе всё строящееся здание. И на строителях была большая ответственность правильно выбрать такие камни. Далее в этом евангельском отрывке говорится о тех, кто пренебрёг этим камнем, что, если упадут они на него, то разобьются, а на кого этот камень упадёт, того раздавит.

Если впрямую толковать эту притчу, то здесь говорится о Сыне Божием. Господин – это Отец Небесный, виноградник – это богоизбранный иудейский народ, которым управляли «злые виноградари» - фарисеи и саддукеи. Если мы посмотрим ветхозаветную историю богоизбранного народа, то мы увидим, действительно Господь много раз посылал к народу слуг Своих – пророков, которые обличали народ во грехах, призывали народ к покаянию. И мы знаем, что практически все пророки были умерщвлены.

Люди, которые именем Бога призывали народ ко спасению, почти все закончили жизнь мученически, пролили кровь свою. Они прекрасно знали, что их ждёт, и видели, насколько народ был далёк от Бога. Господь в притче обличает вождей иудейских в их жестокосердии, потому как они решили убить Сына Божьего и навсегда завладеть виноградником – народом Божьим. Но Господь говорит, что так не будет: придёт Господин виноградника и зло накажет беззаконников, уничтожит их власть, заберёт Свой виноградник и отдаст другим, которые будут Ему отдавать добрые плоды.

Камень, который был во главу угла, – Христос, Спаситель мира, отвергнут негодными строителями, вождями иудейского народа, и в скором времени дом, построенный без надежного основания - Израиль, вместе со своей столицей Иерусалимом, рухнул. По пророческому слову Христову, и от самого храма иерусалимского не осталось камня на камне. А народ иудейский был многие столетия в рассеянии по всему миру.

Но не только вожди иудейские гнали пророков, сам народ часто не слушал их. Вспомним пророка Илию: прежде, чем народ стал его слушать, Илие пришлось жестоко наказать его. Три с половиной года была засуха, люди умирали от голода и уже Господь был готов простить их, низвести дождь на землю, но пророк Илия был непреклонен. Только после того, как это потрясло народ до основания, и он вспомнил слова пророка Илии, пришло время смиряться, люди начали задумываться и раскаиваться в отступлении от истинной веры.

Сколько во время своей земной жизни Господь Иисус Христос больных исцелил, мертвых воскрешал, бесов изгонял! Воскресил четверодневного Лазаря. Какие ещё нужны были чудеса, чтобы люди поняли и воскликнули – «истинный Бог!»? Поэтому такой горечью наполнены слова Спасителя, обращенные к Своему народу, не узнавшему и не принявшему Его: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф 23;37).

Каждый год на глазах у всего мира совершается чудо схождения благодатного огня. И иудеи, и арабы туда приходят: все восторгаются, восхищаются чудом и уходят, оставаясь в своих сердцах такими, какими они и были. Казалось бы, стань чадом Божиим, войди в корабль спасения, но, действительно, многим нужно какое-то потрясение.

Это и про нас с вами притча. Виноградник – это наша душа. Господь столько раз посылал к нам Своих слуг – вразумления, благочестивые мысли, пытался предотвратить искушения, остановить нас в тот момент, когда мы собой практически не владели. Ведь мы с вами помним, святые отцы говорят: всегда, перед тем, как совершить какой-то грех, Господь даёт нам доли секунды, некую паузу перед тем как сделать выбор, и как бы спрашивает – ну, что ты решил? Он никогда не удержит нас насильно, никогда не ударит нас по рукам. Нашу свободную волю Господь свято чтит, Он нам её подарил. И Он хочет, чтобы мы научились пользоваться своей волей, чтобы мы выбирали добро сами, произвольно, не насильно – иначе это не любовь, иначе это рабство.

Почему мы не слышим голос Божий? Потому что мы в этот момент не помним о Боге. Мы в этот момент забываем молится, мы не сопротивляемся. Иногда даже считаем себя правыми, например, в том, что не зря мы кого-то осудили, «такого негодяя». Мы находим для себя тысячу оправданий. Но когда совершаем грех, падаем, наступает обратная реакция, и мы смотрим на себя уже как бы опомнившись, со стороны и ужасаемся сами себе – что ты сделал!?.. Но уже поздно, уже совершено.

Вот этот момент перед окончательным выбором мы должны помнить. Господь каждый раз нас в этот момент спрашивает, что ты решил, сделаешь ты это или нет? Этот момент мы с вами должны помнить и ощущать, и научиться не шагать в грех слепо, а сохранять от греха себя, душу свою.

Мы каждый раз гоним благочестивые мысли, этих слуг Божиих от себя, и продолжаем делать грехи. В конце концов, можно ведь и совесть так сжечь. Сын единородный из притчи – это совесть наша. Демоны (злые виноградари) говорят: вот идет тот, кому принадлежит этот виноградник. Давайте убъем его, и будем этим виноградником владеть сами. Когда мы настолько привыкаем ко греху, что перестаем его замечать, когда мы уже даже и не боремся с ним, совесть сгорает… Господь приходил к тебе в сердце твое как голос совести, предлагал тебе добрую мысль, но каждый раз ты делаешь своё и, в конце концов, этот голос затихает в человеке, и человек уже живёт в этом грехе как в родной для себя, совершенно комфортной среде, он не чувствует этого греха. Муки совести его уже не мучают. Он живёт и говорит: все так живут.

Вот самый страшный момент, потому что в этот момент Господь отступает от человека и оставляет его жить, как он хочет. Но жить без Бога страшно. Без Бога человек превращается в игрушку демонов, он становится совершенно беззащитен перед силами зла, и всё, что угодно страшного может произойти в его судьбе. И потом люди спохватываются и спрашивают: а почему это такое зло происходило в моей жизни? Почему в моей семье что-то произошло? И прочее и прочее. Начинаешь вместе с ним раскручивать историю жизни, начинаешь вместе с ним рассуждать, вспоминать, исповедь принимаешь и понимаешь – вот почему это случилось.

Господь рассказал нам эту притчу о нас, чтобы мы ещё раз задумались о себе, о винограднике души своей, которая есть самое ценное, что есть во всей вселенной. Господь спрашивает, что человек может дать как выкуп за душу свою? Вся вселенная ничего не значит перед ней. Так в глазах Божиих наша душа ценна. Потому что она и есть носитель Духа Божия. Мы богоподобные существа. Господь сотворил нас, чтобы даровать нам Царство Небесное. Но войдём мы туда, в Небесный виноградник, или нет, будет зависеть от того, как мы с вами земную жизнь проживём. Своими грехами мы перекрываем дорогу туда. Зло, которое мы в себе носим, будет нас жечь: если ты за предел земной жизни выйдешь, это зло будет уже в тебе навечно…

Вот и будем, братья и сестры, размышлять об этом, и о том моменте, о котором мы сегодня говорили – о том последнем миге перед тем, как сделать какой-то шаг. Будем внимательнее друг ко другу относится, не будем слепо отдаваться греху, особенно гневу, и так безрассудно бросаться в осуждение, взаимные оскорбления. Потому что это всё ведёт к погибели, это всё губит нашу душу. И тогда мы уподобимся другим виноградарям, которым хозяин решил отдать свой виноградник, чтобы добрый плод они приносили своему Господину в своё время. Будем в себе копить добрые дела, приносить Богу добрые плоды в свое время, бороться со злом – сколько можем. Прежде всего, в себе самих! Избавляться от зла в себе – это самая главная добродетель, к которой мы с вами и призваны.

Аминь».

По окончании богослужения, отец Игорь, прощаясь с прихожанами сказал:

«Каждый воскресный день должен стать для нас особой вехой, особым этапом нашего жизненного пути. Давайте не будем относиться к Церкви как к чему-то обременительному или обязательному, но не всегда удобному и приятному. Часто так бывает, что спать хочется, дел много, а надо ещё в храм идти. Надо себе сказать: во что бы то ни стало, встану и пойду на службу! Если будет такое настроение, Господь подаст и силы, и время для совершения всех прочих дел.

Многие пытаются на одну чашу весов поставить богослужение и какие-то земные заботы, чтобы всё в один день совместить. Но воскресный день – это день Христов. Он недаром называется «воскресеньем». Господь говорит: шесть дней работай, а седьмой день Господу Богу твоему. Поэтому если есть возможность прочие дела в воскресный день отложить, лучше их отложить. Лучше этот день провести в богомыслии. Побыли в храме и сохраняйте этот настрой, потому что суета сразу поглотит нас с вами, если мы позволим этому случиться. Если мы сейчас же опустимся в нашу бытовую повседневность, всё, что сейчас мы услышали, всё, что приняли, что на сердце и питает нашу душу, греет сердце, – всё это сразу отойдёт на второй план. Чтобы этого не случилось, как можно дольше надо паузу сохранить до момента как мы погрузимся в дела и заботы.

Духовное семя, которое содержится в Евангелии, должно усвоиться нами, росточек дать, закрепиться в земле нашего сердца. А если сразу впустить ветер страстей, забот, обыденных мыслей, всё доброе, что мы вынесли из храма, потеряем, ничего не останется… Подумайте об этом, проведите этот день в тишине. Пусть мысли о Боге, о смысле жизни наполняют нас хотя бы в воскресный день. Сохраняйте их как можно дольше, и тогда Господь не оставит вас!»

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla