Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Господи, потерпи на мне, и вся воздам Ти!                                                              

В воскресном Евангелии мы слышали историю о том, как у Христа вопрошают: сколько раз нужно прощать брату, ближнему своему? Этот вопрос сегодня стоит так же остро, как и две тысячи лет назад. Чтобы понять тот или иной отрывок Евангелия, зачало евангельское, нам очень полезно одну страничку назад отвернуть, чтобы понять,  в каком контексте, к какому случаю та или иная притча Господом была рассказана.

Притча о немилосердном заимодавце была рассказана Спасителем в ответ на вопрос Петра: сколько раз я должен прощать согрешившему против меня брату, до семи ли раз? Господь отвечает: не до семи, но до семижды семи раз, то есть всегда. Чтобы было легче понять эту мысль, Господь и рассказал притчу о немилосердном заимодавце.

Жил один царь, правитель некой земли, и вот, вернувшись из дальних странствий, решил потребовать ответа своих рабов, как управлялось его имущество – чтобы каждый дал отчёт. И вот первым заходит человек, который должен был этому царю тьму талантов (тьма – это 10000): как говорят историки дореволюционной России – это 24 миллиона рублей серебром. То есть это совершенно неоплатный долг. Господь намеренно назвал такую сумму, чтобы понять о каком значительном предмете идет речь. Этот неоплатный должник прекрасно понимает свою участь. Но правитель явился внезапно, внезапно потребовал отчет.

Что делать? Человек тот падает в ноги царю, молит его о пощаде, а царь говорит: раз ему нечего отдать, продайте его самого в рабство, жену, детей, всё его имущество продайте – хоть какая-то часть долга вернётся. Это было в обычае римского права. И вот этот человек кричит: Господи, потерпи на мне и я тебе всё отдам. Но правитель понимает, что это вопль обезумевшего от страха человека, который не понимает даже, что обещает. Он не может отдать долг и никогда его не отдаст.

И тогда царь смилостивился и просто прощает должника. Удивляет то, как так можно было простить такую сумму долга? И ведь этот слуга царя первый зашел, и если царь намеревался потребовать отчета у всех подопечных, наверняка его настроение должно было быть строгим. А здесь такая милость! Понятно, если бы перед этим несколько исправных должников пришли, отчитались благополучно и царь уже в добродушном настроении простил бы этого должника. Но здесь сразу такая милость!

В этом для нас назидание: мы в притче должны усматривать духовную составляющую – здесь не о деньгах идёт речь. Понятно, что этот царь – это Бог и Господь наш, а должник неоплатный – это мы с вами. Как бы мы ни старались, мы никогда не сможем отчитаться перед Богом в полноте, потому что у нас ничего своего нет. Даже жизнь наша нам не принадлежит: мы родились не по своей воле и живём по воле Божьей. Всё нам для нашей более-менее благополучной жизни дано Богом – всё нам подарено нашим Творцом.

Единственное, что есть в нашей собственности – это наша воля. Мы сами выбираем между добром и злом. На эту свободу нашу Господь никогда не посягает. Потому что в этом и есть наше богоподобие – мы этим Богу подобны. К сожалению, в силу поврежденности человеческой природы, часто мы выбираем не то, что нам потребно для спасения…

Создатель понимает нашу слабость, и ждёт только одного, чего и ждал этот царь. Он ведь намеренно, заранее зная, что этому должнику никогда не отдать своего долга, пытаясь устрашить, приказывает бросить его в яму, продать его и семью в рабство, чтобы человек проникся важностью момента. И, конечно, этот человек всё понял и на коленях умолял царя: потерпи на мне, я отдам тебе свой долг, то есть раскаялся и просил прощения. Господь понимает, что мы с вами не сможем ничего отдать Ему, что мы иной раз и то, что Богом подарено нам, теряем… 

Мы тратим впустую, бездумно данные нам от Бога сокровища: беспечно и эгоистично проводим жизнь нашу, уклоняясь от добрых дел и творя злые, вредными привычками подрываем здоровье, губим свою душу нераскаянными грехами. Как и этот человек бездумно растратил имущество господина своего. А потом, когда приходит пора рассчитаться, ответить за свою земную жизнь, ответить нечего, рассчитаться нечем…  Господь это видит, и любит-то Он ведь всех, не только праведников, но и грешников. Мы все Его дети, и поэтому Он всем желает спасения.

(2)

Бог ждёт только, чтобы человек осознал своё греховное состояние и попросил у Него прощения, покаялся. Как блудный сын из другой притчи Христа. Не успел он вернуться к отцу и только начал слова покаяния говорить, а отец уже подбежал к нему, прижал к своей груди и простил. Отец ждал его, и простил уже давно. Так вот и здесь: простил должнику господин его долг и отпустил его.

Какой  замечательной была бы притча, если бы на этом закончилась: любовь, милосердие, сострадание, прощение – всё прекрасно. Но нет, Господь дальше продолжает, потому что Он знает, что человеческое сердце часто остаётся чёрствым даже на чудо не откликаясь, а милость Божию воспринимает как случайность или свою заслугу, не чувствуя элементарной благодарности. И вот Господь развивает дальше повествование, показывая обратную сторону души человеческой.

Выходит этот теперь уже прощенный должник на улицу, идёт домой и встречает своего друга, который должен ему около ста динариев (в пересчёт опять же на те деньги – около 20 рублей, что, конечно, песчинка перед  суммой прощенного ему долга). И что происходит? Этот бывший должник бросается на своего товарища, начинает его душить и требовать вернуть ему эти деньги. Тот точно такими же словами говорит: потерпи на мне, я тебе всё верну. Вспомни, безумец: только что ты эти же слова говорил своему господину!

Но ничего в душе этого прощенного грешника не происходит, и он сажает своего должника в темницу – до тех пор, пока тот не возвратит ему долг. Что ты делаешь, человек? – восклицает в своем толковании на этот евангельский отрывок Иоанн Златоуст, - Ты вонзаешь мечь в самого себя. Ты вооружаешь против себя милосердие Божие этим поступком.

Но если бы немилосердный тот должник мог это услышать и понять… Друзья же того товарища, увидев такую несправедливость, пошли к царю и всё ему рассказали. Царь же, разгневавшись, требует к себе бывшего его должника, говоря ему: разве ты не должен был поступить так же, как я с тобой поступил, и простить весь долг должнику своему? И наступает момент истины: возьмите его, говорит господин рабам своим, и бросьте его в тьму кромешную до тех пор, пока всё не вернёт, а это значит, навсегда.

И заканчивает Господь притчу такими словами: так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не будете от сердца вашего отпускать всем согрешившим против вас. Страшные это слова, и Господь говорит их намеренно строго, определенно совершенно говорит, что так будет.  Когда мы с вами произносим молитву «Отче наш», мы должны это помнить. На Афоне существует такая традиция: монахам запрещают в молитве читать фразу «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», если этот монах находится с кем-то в ссоре и не может примириться.

Потому что раз ты эти слова говоришь, ты сам себе приговор выносишь, гнев Божий навлекаешь. А если ты не прощаешь, значит, ты требуешь себе наказания? Очень важно уметь простить так, как нас Господь учит: просто взять и простить, без всяких условностей, без всяких «а если». Ведь и Господь нас просто прощает, когда мы говорим Ему: «прости меня, Господи» - мы сразу получаем прощение, потому что Он уже нас простил в любви Своей. Вот на чем основано умение простить. Если нет любви в сердце, простить тяжело, а если любишь, прощаешь легко. И не вспоминаешь потом об этой обиде, потому что любовь всё покрывает.

В сегодняшней притче Господь нам говорит и о том, что такое любовь. Как апостол Павел пишет о любви, что она не завидует, не ищет другому зла и т.д., то есть все добродетели являет и всё покрывает. И когда мы говорим, что любим кого-то, мы должны проверить свое сердце - какова наша любовь? Умеем ли мы так безоговорочно прощать, безо всяких условий? Об этом будем размышлять. Что такое любовь? Умеем ли мы или не умеем прощать, и почему?

Но, наверное, все понимают, что нет у нас этого умения прощать, когда наше собственное «я» заслоняет всё небо, когда мы забываем, кто мы такие сами. Если мы даже тех, кого сами считаем, что любим, близких и родных людей, можем легко осудить, обидеться на них, или их обидеть и словом и делом. И все это часто без всякого повода, или из-за какой-то мелочи, которую потом и не вспомнить. А в результате и прощения попросить и простить трудно. Разве это любовь?

Но когда мы дерзаем кого-то осуждать, чьи-то поступки и согрешения, мы забываем в этот момент, что мы сами-то не судьи, мы сами под судом, и на этот суд все придём. И не будет нам тогда дела ни до кого на земле, потому что будет решаться наша участь в вечности. Это будет для каждого момент истины, Страшный Суд - потому что последний.

Поэтому пусть удержится наше сердце от осуждения, от желания зла кому-то, от злорадства, когда человек, против которого мы что-то имеем, попадает в беду, если ему плохо. Никогда русский человек не болел грехом злорадства.

Не будем уподобляться этому немилосердному заимодавцу, вспомним лучше о блудном сыне и возьмём с него пример в покаянии и решимости отвергнуться зла. Научимся прощать легко и навсегда, без условий и упреков, как и Господь нас учит, семьдесят раз седмерицею, то есть всегда. Будем помнить о том, что все мы грешники и все, без исключения встанем на Суде перед нашим Создателем.

Тогда не услышим грозный приговор Судьи – в тот момент уже только справедливого и нелицеприятного суда: бросьте его в яму, пока всё не вернёт, то есть навсегда. Но услышим то, что Господь говорит любящим Его сердцам: добрый рабе и верный, вниди в радость Господа своего. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla