Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Начался, отцы, братья и сестры, Великий пост, мы с вами вступили уже на этот путь. Путь этот не близкий, не скорый: семь недель мы будем путешествовать в духовном мире. Если воспринимать Великий пост как, действительно, дальнее путешествие, люди, прощаясь, расставаясь друг с другом, всегда испрашивают прощения, потому что не знают, встретятся ли вновь. Если рассматривать Великий пост как бой за спасение своей души, как битву, так и воины в древности перед тем, как вступить в схватку с врагом, по обычаю одевали чистые одежды, умывались и просили друг у друга прощения, как бы в последний раз видясь друг с другом, не зная, вернутся ли они живыми из боя.

Очень важно, как мы с вами понимаем, в мире со своей совестью находиться, в мире со своими ближними, окружающими нас людьми. На Афоне существует обычай, во всяком случае, существовал до недавнего времени, как передают нам отцы афонские, что если вдруг кто-то из братий друг с другом в ссоре и не могут друг другу простить, примириться, старцы запрещают произносить слова в молитве Господней, с которых я начал сегодня проповедь – об оставлении грехов. Иначе, объясняют они, этими словами мы привлекаем на себя суд Божий, поскольку просим оставлять нам наши прегрешения ровно так, как мы оставляем прегрешения обидевшим нас. Значит, если мы не прощаем, и нам не простится.

Так вот, чтобы спасти душу этого нерадивого монаха, святые отцы, оберегая его, дают такое благословение – опускать эти слова молитвы.

Как это важно - примириться со всеми. Мы с вами знаем это на собственном опыте. Тяжело сказать - «прости меня», не менее тяжело бывает именно простить от сердца человека, который тебя чем-то обидел. Тяжело. Но когда мы делаем над собой усилие, преодолевая свою гордыню, своё тщеславие и всё-таки прощаем, или находим в себе мужество сказать эти слова – «прости меня»: казалось бы, так просто - два слова всего, но как тяжело их порой бывает произнести, но когда мы это делаем, действительно, как будто камень с души сваливается, и такая лёгкость, такая радость на сердце и у того, кто просит, и у того, кто прощает.

Эта радость обусловлена освобождением. Вот этот самый камень, который на сердце лежал, это и есть тот самый смертоносный груз, который несут на себе оба: и тот, кто в обиде, и тот, кто обидел – у обоих этот смертоносный груз на сердце. Родившись, это зло живет в человеке, крепнет и разрушает человека, пожирает его изнутри. И чем дольше, тем тяжелее от него избавиться, потому что оно как бы прирастает к душе, к сердцу человека, начинает питаться соками души человеческой. И как только этот камень сброшен сразу радость и свобода, лёгкость от освобождения от этого груза.

Господь говорит нам с вами: если ты пришел в храм принести дар свой Богу и уже в храме вспомнил о том, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь свой дар у жертвенника – иди, прежде примирись с братом своим, а потом приди в храм и принеси дар свой Богу. О чем это говорит нам с вами? О том, что мы, нося в сердце своём обиды, или, зная, что мы кого-то обидели и не имеем в себе мужества испросить прощения, дерзаем приходить к Богу, приносить Ему дары - пусть это будут молитвы, пуст это будут таинства церковные, это будет неугодно Богу. Потому что нет в сердце любви, и как можно приступать к чаше, как можно дерзать приступать к другим таинствам (даже к молитве!), если ты в своём сердце носишь этот яд.

Поэтому Церковь постановила перед началом Великого поста, перед началом этого, действительно, спасительного жизнеутверждающего делания (недаром Великий пост называется «весной духовной») примириться независимо от того, чувствуем ли мы обиду, то, что мы обидели кого-то или нет. Обидеть можно ненароком, случайно, ненамеренно: или словом, или взглядом, или выражением лица, или неуместной шуткой – мало ли как. Человек потерял мир на сердце, а мы не заметили, сказали, что-то неловкое, нелепое, смешное, унизительное, оскорбительное для человека, и для нас, вроде, ничего не случилось, а человек потерял мир и ходит с язвой в сердце.

Попросим друг у друга прощения, примиримся. Пусть, действительно, воцарится мир между нами, потому что мы все вместе отправляемся в это далёкое путешествие, вступаем в эту битву за спасение нашей души, движемся по пути своего спасения, чтобы ничто нам не мешало – ни внутри, ни снаружи. Внешние все проявления, которые будут, а они будут обязательно – никогда Великий пост не проходит без искушений, мы должны принимать мужественно и спокойно, понимая, что происходит. Идёт борьба, мы сами в эту борьбу вступили, мы сами бросили вызов, мы сами хотим спасения. С нами будут бороться, но ведь с нами Господь. И если мы всем всё простили, примирились со всеми, Господь с нами. А если Христос с нами, то кто против нас? Значит, будем идти со светлым лицом, с улыбкой на лице – Великий пост должен приносить радость: радость надежды, что что-то можно сделать ещё, что Господь дал нам время и возможности всё исправить в своей жизни и на новую ступеньку взобраться, приблизиться к Богу с помощью этого поста.

Всем вам желаю, вступив в этот пост, выйти из него другими людьми: пусть немножко, пусть чуть-чуть совсем, но измениться в лучшую сторону, справиться с собой хоть в чем-то, в чем-то одном, хотя бы. Не надо браться сразу за все свои проблемы, за все свои недостатки, которые мы в себе знаем, - за что-то одно, но бороться бескомпромиссно, не позволяя себе никаких поблажек, никаких оправданий. Взяться за это дело и довершить его. И в начале этого делания я как настоятель этого храма, как ваш духовник, как ваш собрат, дорогие отцы, первым испрашиваю у всех вас прощения и всех вас прощаю, в свою очередь.

Простите меня, отцы честные, братья и сестры, елико согреших перед вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla