Наверх На главную

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10,37-38).

Сегодня мы с вами слышали эти слова, сказанные Господом и Спасителем нашим. На первый взгляд это слова трудные, даже жестокие. Если прочтём дальше Евангелие, увидим, что Господь углубляет эту мысль: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19,29).

Сразу возникают вопросы: как же так? А как же наши родные и близкие, наша земная жизнь? Неужели надо всё оставить в этом мире, от всего отречься, чтобы быть достойными Христа? Конечно, это не так. Конечно, Господь не призывает нас бросать своих родных и близких, оставлять своё имение, отрекаться от всего в буквальном смысле слова.

Во многих других местах Священного Писания мы читаем подтверждение этим мыслям. Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12) и так далее – много есть и иных свидетельств. О чём же тогда речь, как можно понять эти слова?

Здесь идёт разговор о настоящей любви. Тот, кто любит близких своих - отца с матерью, мужа или жену, детей своих, - больше, чем Господа, тот недостоин Его. О чём нам Господь хочет сказать, какая должна быть настоящая любовь? Можем ли мы с вами по-настоящему любить, так, как Господь нас любит, как Он нас учит любить, можем ли мы так любить, не научившись прежде любви к Богу?

Тот, кто любит что-то или кого-то больше Бога, тот и не достоин Бога и всего, что с Ним связано: жизни вечной, Царства Небесного и благодати – всего этого недостоин. Почему? Потому что наша земная жизнь нам с вами дана для того, чтобы научиться настоящей любви и пребывать потом в этой любви вечно. А эта любовь христианская, которая способна к вечности, не может быть основана ни на чём ином, как только на любви ко Христу, потому что Христос – это наша Жизнь, Он нас сотворил и даровал нам жизнь, Он нас с вами спас от вечной погибели и рабства диаволу, Он показал нам свою любовь, взойдя на крест, и эта любовь пребывает теперь в Церкви, и апостол Иоанн Богослов восклицает «Бог есть любовь».

И если мы с вами пытаемся любить кого-то или что-то в этой жизни без Христа, это уже не любовь. Что это может быть? Это может быть какое-то минутное увлечение. Это может быть какое-то эгоистическое чувство собственника, дескать, это теперь моё, этим я теперь обладаю. Но это уже не та любовь, к которой Христос нас призывает.

Если мы говорим, что любим своих родителей, мужа или жену, детей своих, наша любовь должна проходить через призму Христовой любви, то есть мы должны ни на минуту не забывать о том, что наши родные и близкие, с которыми мы имеем счастье общаться – это всё любовь Божия, Господь нам подарил это счастье. Все эти люди – это всё любовь Христова. Господь благословил нас встретиться в этой жизни, полюбить друг друга, стать частью друг друга, соединив наши жизни.

Всё это любовь Божия сотворила. Она даровала эти счастливые минуты и годы общения, даровала нам ощущение отцовства или материнства, радость взаимоотношений между мужем и женою. Этого ничего могло бы не быть, нас и самих могло бы не быть в этом мире: мы живём здесь только благодаря Господу, Он нам даровал эту жизнь, и всё, что в нашу жизнь приходит – это всё от Него.

Когда мы говорим о любви к какому-то человеку, мы должны видеть за этим человеком стоящего Христа, который привёл этого человека в нашу жизнь, дал нам возможность общаться, любить друг друга, помогать друг другу, чувствовать какую-то значимость, важность, вовремя подставить плечо, отереть слезу.

И если бы мы любили так, как учит нас Сам Господь, как учит нас Церковь, разве могли бы мы проявлять в отношении дорогих нам людей гордость, раздражительность, гнев, осуждение и т.д.? Эти чувства возникают в нас потому, что мы забываем, что такое любовь. Нас обидели, нас задели, нам что-то не так сказали, и в нас начинает играть самость, человеческая гордыня, и мы забываем о любви. Мы требуем себе поклонения, особого внимания, особенного отношения – разве это любовь?

Любовь нам показал Господь, когда пошел на крест. Любовь всё покрывает. Как говорит апостол, «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13,4-8).

Значит, если мы «любим» ближнего, не помня при этом о Христе, мы Его недостойны, ибо это уже не любовь. Значит, когда в отношениях возникают чувства эгоизма, раздражительности, гнева, надо сразу спохватиться, одёрнуть себя и вспомнить, что и ты был причиной того, что этот человек на тебя обиделся или раздражился. Ведь и этот человек был приведён в твою жизнь Христом Спасителем. Значит, надо научиться видеть в этом человеке Господа.

Есть и другая крайность так называемой «любви» человеческой, когда человек начинает поклоняться другому, раболепствовать перед ним, возводя его на пьедестал. Это тоже не любовь Христова, здесь опять о Боге забыли… Любовь должна быть трезвомысленной. Только через любовь Христову мы можем видеть человека как личность, уважать человека как личность, благодаря Господа за счастливые минуты общения.

Когда мы теряем кого-то из близких и родных, как часто можно услышать ропот. Особенно когда родители теряют детей. Конечно, это тяжело. Но ведь часто слышишь: «за что Ты меня, Господи, наказал, забрал у меня самое дорогое и близкое?» При этом всегда звучит слово «моё». «Разве это «твоё»? – ответил бы, наверное, Господь. – Я забрал своё. Я дал тебе это на время, подарил счастье материнства (или отцовства). Чтобы ты воспитывал сам себя, ощущал радость этого общения». Это время счастья, подаренное Христом, и человек ни на минуту не должен этого забывать.

Нам кажется, что наши семейные взаимоотношения будут бесконечными, и мы будем жить вечно на этой земле, но это не так. Жизнь земная кончится. Рано или поздно мы все перейдём порог, который называется смертью, и все наши земные отношения, которыми мы дорожим, они все прекратятся. Но прекратятся только здесь на земле, но не прекратятся потом, за гробом, в том мире, где нет уже смерти, нет болезни, печали, воздыхания, как Церковь поёт, но жизнь бесконечная.

Поэтому когда уходит кто-то от нас, не должно быть чувства ропота, обиды, собственичества («Ты у меня, Господи, моё забрал!»). Господь решает – кому и когда из этого мира пора уходить. Мы знаем, что и младенцы умирают, едва появившись на свет, и молодые люди. Мы не понимаем, почему так. Узнаем потом. Господь измеряет нашу жизнь категориями вечности: Он всё делает для того, чтобы подарить нам блаженное бессмертие, подготовить нас к этому бессмертию, чтобы мы перешли этот порог в тот момент, когда мы к этому, действительно, максимально готовы.

Здесь нужно смириться, склонить свою голову и понять - Господь делает всё ради нашего спасения. Даже через непонятные, казалось бы, испытания и лишения. Но нужно помнить, что Бог есть любовь, и ничего другого нет в отношениях между Богом и человеком. Когда Господь говорит нам оставить ближних своих, имения, богатства свои, речь здесь о том, чтобы поставить в центр своего миропонимания, своей жизни Христа Спасителя. А Он

призывает, чтобы мы взяли свой крест и последовали за Ним – без ропота, без уныния, без желания свалить тяжесть своего креста на кого-то другого, Он хочет, чтобы мы научились доверять Ему.  

Поэтому когда говорит Господь оставить родителей, детей своих, имения свои и пойти за Ним, мы должны понимать, что надо поставить всё земное на второе место – на первом месте в сердце должны быть Господь, спасение души, наследование вечной жизни. А всё, что мы имеем в этом мире, что дал нам Господь – это только вспомогательные средства, всё это временно, всё это с нами, пока мы на земле. Мы должны этим дорожить, но не более, чем нашей вечной жизнью и вечной жизнью наших родных и близких, которых мы любим.

Вот это и будет настоящей любовью во Христе. Только научившись такой любви, мы сможем по-настоящему любить ближнего своего.  И тогда наша любовь станет взаимным жертвенным служением друг другу, без поклонения и раболепства. То есть главным критерием должно быть спасение души человека. Вот это и есть смысл слов Христа. Нужно помнить о Нем всегда. Тогда наша любовь будет, действительно, настоящей, тогда наша любовь будет и нам на радость, и нашим близким во спасение. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla