Наверх На главную

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17,3). Сегодня мы с вами, братья и сестры, слышали молитву Господню. Спаситель наш молится к Отцу Своему во всеуслышание, чтобы услышали эту молитву его ученики – святые апостолы, чтобы мы с вами сейчас услышали эту молитву и могли поразмыслить над ней.

Это – богословие в чистом виде, когда Господь Сам о Себе открывает людям все, что может вместить наш разум и даже более того. Ведь само понятие «Святая Троица» с трудом усваивается нашим разумом, скорее сердцем веруем, что это так и есть. А объяснить это невозможно. И вот Господь в этой молитве совершенно определенно говорит нам о Своем единстве с Отцом. Все, что Моё – Твоё, и всё, что Твоё – Моё.

В другой раз, общаясь с апостолами, Господь говорил им: «Я и Отец – одно, видевший Меня, видел и Отца» (Ин.14,9). В Священном Писании мы находим много мест, утверждающих мысль, что Сын Божий – второе лицо Пресвятой Троицы, это Сам Господь наш, живший среди людей в образе человеческом и сейчас сохранивший человеческую природу вместе с Божественной неслитно, нераздельно, неслиянно, неразлучно, то есть навеки вечные сохранив человеческое естество в Своей Личности.

Для нас очень важно знать и помнить, что Сын Божий это действительно Господь, это Создатель всех видимых и невидимых миров, наш Творец, Который промышляет о мире, заботится о нем, сохраняет его, а нас ведет по жизненному пути к нашему спасению – к наследию Царства Небесного, к наследию бессмертия. Сегодня это особенно важно в силу того, что именно в этот воскресный день Церковь воспоминает святых отцов Первого Вселенского Собора. На этом Соборе святые отцы отстояли истину единосущия Сына Божия Самому Богу Отцу.

Эта очень древняя история. В городе Никее в 325 году император Константин созывает Вселенский Собор. 318 архиереев со всех православных земель прибыли на этот Собор. Главная цель этого Собора – защитить Церковь от ереси александрийского священника Ария, который дерзнул утверждать в своих измышлениях, что Иисус – не есть Сын Божий, что это самый совершенный, но все же только человек. И эти измышления Арий строил на мысли, что Бог измениться не может. Если Бог вдруг родил Сына, Он изменился и стал не тем, кем был раньше.

Одно только упустил этот священник, имевший хорошее образование, но не имевший благодати Духа: рождение Сына Божия от Отца он мыслил подобно тому, как это происходит в нашем мире, то есть как одномоментный акт. Значит, было время, когда Сына Божия не существовало и Его рождение означает изменение Божественной сущности. С этим Арий согласиться не мог и вынужден был как-то объяснять появление Христа Спасителя. И все, что он смог придумать – это заявить, что Сын Божий – это не Бог, а творение, что Христос не имеет ничего общего с Богом Отцом и ни в чем Ему не подобен.  Но Святые Отцы учат нас понимать рождение Сына от Отца как непрерывный процесс, называя такое рождение предвечным. То есть, не было никогда такого момента, когда бы Сын не рождался от Отца. Здесь было бы уместным привести пусть и не совсем точную, но все же аналогию с рождением в человеческом уме мысли. Наш мозг не может существовать, не рождая постоянно в себе различных идей и представлений, не мысля.

И еще одно не смог понять александрийский пресвитер:  личность может содержать в себе не одну природу, а две. Арий отрицал, что Бог может стать человеком, совместить в Себе две природы. Но святые отцы утверждали, и мы можем убедиться сейчас на личном примере, что каждый из нас отдельная личность, но в нас две природы – тело и душа. Так и Спаситель наш Иисус Христос содержит в Своей Божественной природе нашу человеческую. Мы именуем Его Богочеловеком, одновременно утверждаем в Нем и истинное Божество что Он – наш Создатель и Промыслитель нашей жизни, и Он же – совершенный Человек, во всем подобный нам, кроме греха.

Ни единого греха в Нем не было в Его земной жизни, Он не наследовал первородный грех в момент зачатия, поскольку был зачат Духом Святым без мужского семени, без отца земного, имея в Себе Отца Небесного.

В истории Церкви этот Собор остался одним из самых известных и памятных событий, потому что ересь эта долгое время раздирала Церковь. Целые страны подверглись этой ереси и согласились с ней. Впоследствии, уже после императора Константина, в самой Римской империи были властители, которые поддерживали эту ересь, и Православная Церковь подвергалась гонению, признавая Христа Сыном Божиим, Богом. Какое надо было иметь мужество, твёрдую веру, чтобы отстаивать свои убеждения!

На этот Собор в 325 году приехали епископы, священники и миряне, многие из которых испытали истязания и мучения за эту истину, и носили на себе, на своем теле следы пыток. Но они оставались твердыми приверженцами той истины, что Христос – это Бог.

Почему было так важно отстоять истину единосущия Сына и Отца?

Потому что это самый главный вопрос в учении Церкви о нашем спасении. Можно сказать, основа, фундамент нашей веры. Только Сам Создатель в состоянии восстановить разрушенную грехом человеческую природу, обожить её, сделать вновь способной к бессмертию, вернуть человеку его первозданную чистоту и святость.

Но для этого необходимо было, что Сам Господь пришел в этот падший мир, воспринял от Пречистой Девы Марии человеческое естество и освятил его Своим Божеством. Только Сам Творец миров смог поднять на Свои плечи весь ужас и всю тяжесть мирового зла, пригвоздив его вместе со Своим безгрешным и пречистым Телом ко Кресту на Голгофе. И только Сам Бог мог Своей собственной силой восстать из мертвых, воскреснуть в третий день и разрушить власть диавола, освободив человека от этого страшного рабства греху.

Как писал в своих посланиях святой апостол Павел: если Христос не воскрес, тщетна вера ваша и вы все еще во грехах ваших. Но Христос воскрес!

А вот Арий все это отрицал.

Мы с вами помним несколько событий из этого времени. Помним, как Николай Чудотворец отвесил оплеуху Арию, потому что не выдержал его наглой богохульной речи, и чтобы замолчал этот человек, святитель Николай подошел и сказал ему: «Да заградятся уста твои, нечестивый!» и ударил его по щеке. Мы знаем об этом из предания, нигде, конечно, в документах Собора это не отмечено. Предание говорит, что он даже был лишен епископского сана за этот поступок. Но мы знаем его характер, знаем, что в жизни он всегда был решительным, мужественным, прямым человеком, и когда услышал откровенное богохульство, не смог этого стерпеть.

Ночью, когда он уже был арестован, многим отцам этого Собора был один и тот же сон: как Матерь Божия и Сам Христос восстанавливают его в епископском достоинстве – надевают на него епископский саккос и вручают ему архиерейский жезл. И, посовещавшись между собой, отцы Собора поняли, что гнев, который проявил Николай Чудотворец, был праведным гневом.

Помните, ведь и Спаситель гневался в Своей земной жизни праведным гневом, если посмотреть со стороны, просто «хулиганил» в Храме, когда опрокидывал столы меновщиков, продавцов жертвенных животных (всё это в Храме происходило – шум, гам, звон монет, в то время, когда идёт молитва!..). «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», - говорил им Христос и, взяв в руки плётку, бил их этой плёткой, просто физически прогоняя из Храма (Мф.21,12-13). То есть в таком случае праведный гнев допустим и оправдан.

Другой случай из истории этого Собора произошел при участии святителя Спиридона Тримифунтского. Он всем убедительным образом показал, что Бог есть Троица. Конечно, уместить в сознании человека, что Бог есть Троица: Отец, Сын и Дух Святой, - три Лица, но Единый любящий нас Бог, понять это тяжело. И вот когда один из наиболее умных и опытных защитников арианской ереси выступал с трибуны, епископ Спиридон поднял руку и потребовал, чтобы ему дали слово.

Святителю Спиридону указали на то, что ты, дескать, простой необразованный человек. Святитель действительно был из простой пастушеской семьи, всю жизнь ходил в соломенной шапке, босой и, даже будучи епископом, продолжал пасти коз. Но при этом он имел такую чистую детскую непосредственную веру, что чудеса, которые он совершал в своей земной жизни, поражают даже верующего человека.

Он мог совершенно спокойно совершить чудо, как бы между делом, как нечто совершенно естественное. Идёт к реке, торопится спасти неправедно осужденного на смерть человека, а перед ним река, разлившаяся в половодье, святитель Спиридон говорит реке как живой: «Остановись и пропусти меня, я тороплюсь спасти человека, или человек погибнет. Именем Иисуса Христа я повелеваю тебе встать». Перекрестил эту реку, и течение останавливается! Как некогда в ветхозаветные времена, когда при Иисусе Навине священники входили с ковчегом Завета в воды Иордана и вода останавливалась. По велению этого простеца, святителя - пастуха Спиридона останавливается водная стихия, и он переходит на другой берег!

Приходит к святителю богач, думая, что, раз он епископ, у того груды золота дома, и просит денег взаймы. Святитель уходит в дом и выносит просителю слиток золота, отдаёт ему в долг. Проходит время, купец возвращает ему слиток золота. Спиридон берёт его за руку и ведёт с собой, заводит его к себе в сад, кладёт этот слиток под дерево, касается его посохом и этот слиток превращается в змею, которая оживает и уползает. Купец поражен этим чудом, а Спиридон совершенно просто ему говорит: «а где бы я взял это золото?» То есть святитель вышел в сад, увидел греющуюся на солнышке змею, коснулся её своим посохом, и она превратилась в слиток золота.

И много таких чудес совершал святой Спиридон. Каждый раз, читая его житие, испытываешь потрясение. Чистая, непосредственная вера способна творить чудеса. Как Господь говорил о человеке, который имеет веру даже с горчичное зерно: «скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17,20).

И вот этот простец поднимает руку на Вселенском Соборе, где за Ария выступают знаменитые опытные ораторы, философы, богословы! Был момент даже на этом Соборе, когда наметился перелом в сторону Ария. Святителя останавливают, но он говорит: «Именем Иисуса Христа дайте мне сказать несколько слов». На это уже никто не посмел ему перечить. И святитель Спиридон говорит буквально несколько слов, в ряде предложений он объясняет, что есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух – три Ипостаси Единого Бога, имеющие одну природу, но отличающиеся по своим свойствам.

В конце своей краткой речи он говорит: «Чтобы вам было понятно и наглядно, как в одном существе Божием заключены три Личности, три самостоятельных Лица, я вам покажу это на примере». Он берет кусок глиняной черепицы («плинфа» по-гречески), сжимает в руке, благословляет её священническим жестом, и говорит: «Во имя Отца», - и вверх взлетает пламя. Второй раз благословляет и говорит: «И Сына», - и на землю течет вода. «И Святаго Духа. Аминь», - и у него в руке остаётся горсть сухой земли.

Эту плинфу Спиридон разделил на три стихии, из которых она была составлена: огонь, вода и земля. Все вместе это одна черепица. Так он наглядно показывает, что значит Бог Троица. И тот самый ритор, который спорил перед этим, одерживая верх над православными, увидев это чудо, сказал святителю: «Никто бы меня словами убедить не смог, но, увидев это чудо, я понял, что с тобой Бог». Он покаялся и перешел в Православие, а за ним и большинство сторонников Ария последовало. Ересь была осуждена на Соборе, Арий был осужден, лишен всех званий и изгнан из Церкви, поскольку он так и не покаялся, упорствовал в своём заблуждении.

Вот, братья и сестры, как много мыслей в памяти Первого Вселенского Собора. Нам с вами тоже тяжело понять, что значит Бог Троица, но сердцем мы чувствуем, что это так. Тысячелетний опыт нашей Церкви, свидетельство святых отцов, их проповедь говорят нам об этом. И если пока разум не может принять этого, будем слушать сердце свое, будем смотреть на Церковь и понимать, что Церковь обмануть не может.

Здесь мы видим упорство священника Ария, который видя чудеса, совершавшиеся на его глазах, слыша доводы святых отцов, всё-таки упорствовал в своем заблуждении. Причина этого в гордости, в честолюбии, потому что за ним ведь стояли некоторые епископы и обличенные властью люди, и он, возгордившись, посмел идти против всей Церкви. На его стороне было 17 епископов, а на Соборе всего их было 318, и он, видя несогласие с ним, по сути, всей Церкви, всё равно упорствует. Гордыня – как это страшно, какие тяжелые последствия это может иметь и в нашей жизни, когда мы против очевидных фактов идём, отказываемся видеть истинное положение вещей. Арий не сумел признать свою неправоту.

Для нас Вселенский Собор 325 года в Никее важен ещё и тем, что на нем были составлен первые члены так называемого Символа веры – от «Верую» до «И в Духа Святаго». Этот Символ веры до сих пор наше знамя.

Ведь мы поём Символ веры каждый лично от себя: мы не поём «веруем», мы поём «верую», то есть я лично в это верую. И в Отца, и в Сына Божьего, и в Духа Святого – и всё это Единый Господь Бог. Вот начинается евхаристический канон, начинается само таинство – святая евхаристия, и первый возглас священника в этот момент как раз об этом и говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

Примем, братья и сестры, эту непростую истину, усвоим её в своем сердце. И когда будем глядеть на икону Спасителя, или видеть Святого Духа, изображенного в виде голубя и парящего над царскими вратами, или, подходя к чаше, принимая благодать Божию, будем воспринимать это как от Единого Бога и Господа, Создателя нашего, Творца и Промыслителя. И тогда, действительно, и благодать, и причастие, и любовь Божия будут со всеми нами навеки. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla