Наверх На главную

Христос Воскресе!

Закончилась Светлая пасхальная седмица, братья и сестры, когда мы встречали и провожали друг друга этим христианским кличем, свидетельствующем о победе жизни над смертью.

Вчера перед началом вечернего богослужения Царские врата, всю Светлую неделю бывшие открытыми как символ близости Неба к земле, были торжественно закрыты. Это говорит нам о том, что для достижения Царства Небесного нужно потрудиться здесь на земле, в этой земной жизни.

Всё время от Своего славного Воскресения до Вознесения на Небеса Господь многократно являлся Своим ученикам. Но удивительно, что Он ни разу не явился Своим гонителям. Казалось бы, что проще: покажись им один раз, явись им воскресшим и посрамишь навеки всю их злобу, всё их коварство и неверие. Ведь говорили же они страдающему на Голгофе Господу: пусть сойдет сейчас с креста и поверим Ему, что Он Сын Божий.

Так вот и здесь, казалось, докажи им, Господи, Своё могущество. Но нет. Мы с вами судим по-человечески, а Господь пришел на землю не для того, чтобы уверять тех, которые не хотят ничего слышать, окаменели умом и сердцем, и ходили за Господом только чтобы обличить Его в богохульстве и лжи и погубить.

Это про таких людей сказано: «если даже кто из мертвых воскреснет, не поверят», - как сказал в евангельской притче о богаче и Лазаре праотец Авраам, отвечая на просьбу  богача послать воскресшего Лазаря на землю для вразумления оставшихся там братьев, таких же грешников, как и сам богач. 

В этом же народе жил не приточный, а настоящий живой Лазарь, человек, который был воскрешен Господом на четвертый день после своей смерти. И что? Гонители Христовы обратились к Нему, раскаялись? Мы знаем из Священного Писания, что они в злобном ослеплении задумали и Лазаря убить.

Но вот ученикам Своим Господь являлся многократно: до десяти явлений Священное Писание нам указывает. И самые первые Его явления были поразительны для Его учеников, они не могли поверить своим глазам. Они ликовали сердцем, но разум отказывался верить в то, что они видят собственными своими глазами.

Мы с вами привыкли апостола Фому, память которого празднуем на этой неделе, называть «неверующим», но все апостолы тогда были таковыми. Когда Господь явился первый раз ученикам, апостола Фомы с ними не было. Господь и ел с ними, и давал осязать Его. Но Фома в ответ на восторженные утверждения своих друзей говорит удивительные слова: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20,25).

Почему он не верит? Ведь все убеждают его в том, что сами своими глазами видели! Почему такое неверие? Посмотрим немного раньше, что это за человек был Фома. Казалось бы, всё говорило о том, что он должен был одним из первых поверить в Воскресение Христа и одним из первых быть с Господом.

Не так давно мы вспоминали Вход Господень в Иерусалим. А накануне этого события, когда Христос узнает, что друг Его Лазарь умер, Он говорит, что пойдёт в Вифанию, чтобы воскресить его. И все апостолы начинают Ему перечить, вспоминая, что Он едва живым ушел оттуда, и если возвращаться сейчас в Вифанию – это означает идти на верную смерть, потому что иудеи сговорились уже убить Его. И только один Фома прерывает ропот апостолов простыми и ясными словами: пойдём и умрём вместе с Ним.

Это слова уже цельного духовно человека, готового разделить с Господом Его судьбу, не зная ещё в полноте, что перед ним действительно Сын Божий, Творец миров. Не зная ещё о предстоящем Господу Крестном подвиге и последующем Воскресении. И вот сейчас этот человек, слыша других апостолов, говорит «не верю».

Сколько раз в нашей с вами жизни так было, когда мы просили Господа дать нам чудо, показать нам какой-то знак, укрепить нашу веру и восклицали, как тот отец бесноватого мальчика, исцеленного Христом: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк.6,24) Но кому-то Господь ответил сразу, а кто-то ждёт, но Господь медлит…

Как получилось с Фомой. Через неделю после того как Господь явился ученикам без Фомы, Он приходит вторично ради Фомы! Для него лично Господь являет Себя воскресшим и велит ему: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20,27). И когда Фома убедился, что действительно перед ним воскресший Спаситель, он упал Ему в ноги и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

Сердце Фомы было причиной. Господь читает сердце каждого человека, и если видит в человеке искреннее стремление преодолеть борьбу сердца с разумом, помогает. И человек всё в своей жизни меняет, идёт до конца за Господом. А что значит: идти за Господом? Мы слышали, что Господь говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). И в другом месте: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин.14,15). Вот главные критерии.
Когда мы говорим о любви своей ко Господу, мало слов: христианин своей жизнью показывает любовь ко Господу. А готово ли сердце современного человека сказать так, как Фома сказал: «Господь мой и Бог мой!»? Апостол Фома всей своей последующей жизнью подтвердил истинность этих слов. Больше других апостолов он потрудился: прошел всю Малую Азию и закончил свою земную жизнь мученически в Индии за то, что обратил ко Христу жену и сына правителя одной местности в Индии.

Он был с Господом, но, как и в нашей жизни бывает: хочется верить, но разум не дает. Разум всегда тормозит движения сердца человека («ну, как это возможно?!»). А Господь говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17,20). В человеке вечно происходит борьба двух этих начал. Фома эту борьбу прошел и преодолел это разделение, и в его сердце искра веры превратилась в яркое, мощное пламя, которое уже было невозможно погасить.

Так почему Фома, такая цельная личность, не поверил тогда? Такое событие как Воскресение Христа должно было отразиться не только на лицах апостолов, рассказавших ему об этом, а эту перемену он не увидел в них… Они ещё сами сомневались в сердцах своих тогда, они только устами говорили, что Христос воскрес, но разум отказывался принимать этот факт. Апостолы многого ещё не понимали и были ещё робкими в вере людьми.

Совсем недавно Лука с Клеопой путешествовали в Эммаус, встретили воскресшего Христа, который изъяснил им смысл пророчеств о Нём, говорил о Себе, но они не узнавали Господа, и только сердце горело в них. Сердце всё верно чувствовало, а разум отказывался верить. И только в движении преломления хлеба, в обычной молитве Христа они узнали Господа, и Он сразу стал невидим. И они сразу побежали в Иерусалим: побежали, потому что не в силах были не поделиться этой радостью как можно скорее!

Но когда они пришли и все рассказали другим апостолам, те им не поверили. Своим друзьям не поверили! Хотя, по закону того времени, свидетельство двух человек считалось доказанной истиной. Петр с Иоанном пошли ко гробу, чтобы удостовериться, что Христос воскрес, увидели, что нет Христа во гробе - и им не поверили… Чуть раньше пришли жены мироносицы и говорят: видели Господа воскресшим –то же самое! Так чем остальные апостолы отличались от Фомы?

И вот поэтому Фома, увидев в них сомнение, радость смешанную всё-таки с неверием, сам не поверил им и должен был убедиться лично. Когда Господь увидел в Фоме такую готовность, Он ради Фомы пришел. Вот так и в нашей жизни, братья и сестры, когда мы хотим от Господа помощи, просим укрепить в нас нашу веру, мы должны быть готовы к тому, что последует за этим. Господь близ каждого: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3,20).

Господь войдёт – открой только сердце. А что такое открыть сердце? Это значит, впустить Бога в свою жизнь.

Для нас с вами выражение Фомы «Господь мой и Бог мой» тоже должно быть девизом, призывным кличем нашей жизни. Чтобы помнить ежеминутно, что Господь рядом и видит все наши мысли, все наши желания, все наши поступки. Нелегко жить с памятью об этом – это великая ответственность. Для этого тоже нужны силы. Господи, дай нам сил помнить о Тебе! Чтобы мы от этого только радость ощущали.

Господь, глядя на Фому, сказал: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20,29). Мы часто причисляем себя к таким блаженным: мы сами не были свидетелями евангельских событий. Но что значит «уверовавшие»? Уверовавший человек, он как Фома, идет дальше к Богу, уже не оглядываясь на свою предыдущую греховную жизнь, которая вела к смерти. Теперь он идет к Жизни. Он помнит, что милующая десница Бога всегда рядом, и нужно только как можно крепче держаться за нее. Как когда-то Петр, который тонул, и только крикнул «Господи, помоги!» и сразу же рука Христа рядом!

Когда нам не верят наши родные и близкие, далекие от Церкви и от веры, не хотят идти в храм, жить по заповедям, соблюдать посты и молиться, то есть, жить духовной жизнью, нам, вместо того, чтобы сетовать на них, на их неверие, надо вспоминать Фому и понять, что проблема не в них, а в нас. Значит, они не увидели в нас тех перемен, которые должны произойти с уверовавшим. Значит мы остались прежними, а о вере говорим только устами, в сердце же нашем по-прежнему сомнение или даже неверие. Значит, мы не сумели привести в согласие работу нашего сердца с разумом. Но ведь веру словами не передать. В первые века огромное количество язычников обращались ко Христу, глядя именно на жизнь христиан, поражаясь их взаимной любви, самопожертвованию, честности и открытости, взаимопомощи. Поэтому для того, чтобы нас услышали, нам поверили, нам сначала надо самим измениться, не словами только убеждать, а своей жизнью в согласии с христианской верой.

Вот таким блаженным уверовавшим нам надо стать, и тогда услышим от Христа: ты блажен, ибо ты уверовал, и жизнью своей доказал твою веру. Благий рабе и верный! Вниди в радость Господа твоего! Аминь.

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla