Наверх На главную

Поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который Церковь торжественно вспоминает сегодня.

Заканчивается Великий Пост, впереди Страстная седмица.

Господь входит в Иерусалим, в Свой город как Царь, как Мессия. Все пророчества, которые были до этого сказаны о Нём, сбылись. Неслыханные чудеса, совершенные Им перед глазами народа иудейского, свидетельствовали больше слов. Господь неоднократно говорил, обращаясь к тем, кто не верил Ему: если не верите словам Моим, то верьте тому, что Я делаю. Последнее из чудес - удивительнейшее чудо воскресения Лазаря, друга Христова, было совершено Спасителем накануне и многие из иудеев, бывшие свидетелями этого, уверовали в Него как в Мессию. Лазарь заболев, умер и, к моменту совершения чуда, уже четвёртый день лежал во гробе. Тело разлагалось и смердело, но один только повелительный возглас Творца миров – «Лазаре, гряди вон», - и душа возвращается в тело. А Лазарь, обмотанный пеленами, выходит из гробницы своей. Лазарь потом тридцать лет ещё жил, будучи епископом Кипра, там, где и сейчас находится его гробница, на которой золотом на белом мраморе написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов».

Тысячи людей были поражены этим чудом и готовы были провозгласить Христа своим царем. И вот собирается огромная процессия – Господь входит в Иерусалим. Раннее утро, солнце встает над древним городом, сверкает белым мрамором и золотом Храм Иерусалимский. Торжественная процессия останавливается на вершине Елеонской горы. Людская толпа, восхищенная открывавшимся с вершины горы видом и тем, что становится свидетелем и участником величайшего события явления Мессии в мир, волнуется и ликует. И Христос не останавливает этих людей, понимая, что в эти минуты они по-настоящему счастливы. Господь, сидящий на ослике, как Царь мира, в согласии с пророчествами, входит в город. Со всех сторон раздаются приветственные возгласы, которые вчера и сегодня и у нас звучали в храме: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во Имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21,9).

Народ постилал дорогу одеждами, а кто победнее – срезанными пальмовыми листьями, чтобы сделать дорогу Мессии мягче. Все ликуют, волнуется от радости море людское!

Это было время Праздника Кущей. Со всего света съезжались в Иерусалим иудеи из других городов и из других стран (иудеи рассеяния). В Иерусалиме собиралось до трех миллионов человек, которые жили во дни праздника не только в городе, но и в окрестностях: все склоны были уставлены палатками. Иудеи воспоминали исход из Египта. Многие из иудеев, прибывших издалека, ничего не слышали об Иисусе из Назарета. И на их вопрос: «Кто это?» знающие говорили, что это великий пророк, совершивший множество чудес и недавно воскресивший четверодневного Лазаря. По слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, весь этот огромный город пришел в движение, всем хотелось увидеть необыкновенного пророка и необычное зрелище входа в Иерусалим. Промыслительно Господь выбирает для Своего торжественного входа в город именно тот день, когда каждая семья, готовясь к празднику иудейской Пасхи, а именно, воспоминанию освобождения от египетского рабства, выбирала для жертвоприношения и праздничного стола пасхального агнца. И вот, Агнец Божий входит в Иерусалим, чтобы принести Самого Себя в жертву за грехи всего мира и подарить людям свободу от рабства диаволу!

Но есть и другая сторона этого праздника, которая просто потрясает и заставляет задуматься именно сегодня. Когда Господь остановился на вершине горы Елеонской и смотрел на радостное людское море, по лицу Его катились слёзы. Он плакал! И плакал Он не о Себе, хотя прекрасно знал, что ждет Его вскоре в этом городе. Иерусалим и народ, встречающий Христа, кричат Ему сейчас «осанна», а через несколько дней будут кричать у Пилата: «распни Его!», а многие из тех, кто сегодня держал в своих руках пальмовые ветви, завтра возьмут в руки оружие и колья.  

Христос стоял и плакал о нераскаявшемся и не принявшем Его иудейском народе.

Всемогущий Бог плачет, потому что бессилен перед волей человека!

Господь плачет об этих людях, потому что видит, что ничего уже сделать больше нельзя для их спасения, они так и остались слепыми и глухими, не узнав и не приняв  своего Спасителя. Пять дней спустя на лице Христа люди не увидят уже ни одной слезинки во время Его тяжких физических и нравственных страданий на суде у Каиафы и у Пилата, во время бичевания и издевательств воинов, несения Креста на Голгофу и самих Крестных мук.  Более того, Сын Божий молится Отцу Своему о прощении мучителей и убийц: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Сегодня Господь входит в Иерусалим как Царь, но входит туда последний раз. Входит для того, чтобы попрощаться с этим городом, с Храмом, с народом, к которому Он пришел и который не принял Его и возвел на Крест… Это день окончания проповеди Христа, окончания Его благовестия. «О если бы ты, хотя бы в этот день уразумел, что служит к спасению твоему! Но это и ныне, как и прежде, сокрыто от очей твоих!»

Этот день оказался страшен для иудеев, потому что именно тогда Бог произнес приговор над Своим народом: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне». Как это страшно слышать слова Бога, Который готовил человечество, всё сделал для того, чтобы люди узнали Его, услышали, приняли Его, но этого не случилось. На том самом месте, на вершине Элеона, где сегодня сделал остановку Христос, через тридцать шесть лет будут стоять римские войска под предводительством императора Тита, готовясь к штурму Иерусалима. Город будет сожжен, больше миллиона человек будет уничтожено, остальные будут уведены в плен. От великого Храма не останется камня на камне: Тит прикажет даже фундамент выкопать из земли. Сравнять с землей в буквальном смысле слова!

Слёзы Христа – это Его любовь к нам. Бог всемогущ, но Он не хочет заставлять любить Его. Он стремится к тому, чтобы люди научились любить Бога сами. Насильно заставить любить нельзя. И вот эти слёзы как бы «бессилия», на самом деле слёзы Божественной премудрости и любви. Подарив нам однажды человеческую свободу, Он всегда оставляет за человеком право выбора.

Но слезы Христовы учат нас и говорят нам не только о божественной любви.

Есть еще очень важный урок всем нам.

Та великая свобода, которой человек обладает, именно как богоподобное существо, а именно право выбора между добром и злом, возводит его на также богоподобную степень ответственности за свой выбор.

Бог показал нам Свою любовь и Свою ответственность, придя на землю и взойдя на Крест за Свое творение, спасая его от неминуемой гибели.

Иудеи тоже сделали свой выбор. «Они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин.19,15). Пилат не хотел крови Праведника, но «отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27,25). Так и случилось.

Вспоминая сегодня эти великие события, мы должны научиться чувствовать ответственность за свой личный выбор. Сегодня и завтра. Каждый день своей жизни.

Где мы с вами сейчас в этой праздничной ликующей толпе? Мы среди тех, кто идёт за Христом и ловит каждое Его слово? А впоследствии самой жизнью и даже смертью своей засвидетельствуют свою любовь и свой выбор? Или кто-то похож на тех, кто ходили за Христом, только желая обличить Его в богоотступничестве, в богохульстве и осудить на смерть?

И сегодня немало таких, кто, вроде бы и считает себя христианином, но только пока в его жизни все благополучно. Но как только Христос позвал за Собой на подвиг, как только случилось что, сразу и ропот и недовольство и открытая хула, что равносильно кричавшим «Возьми и распни Его! Нет у нас Царя!»

Может, часть из пришедших сегодня в храм, это праздные зеваки, как те в Иерусалиме, которые даже не слышали о Христе, а потом увидели Его чудеса, услышали Его слова, но через минуту уже забыли об этом?

В тот день, когда будет распинаться Господь на Кресте, в иерусалимском Храме будут приноситься в жертву агнцы (до 250 тысяч агнцев в этот день закалали). Но Господь, отменив Собой эти прообразовательные жертвы, Сам взошел на Крест и Свою пречистую кровь пролил. Но кто был у Креста, сколько было там людей? Несколько десятков человек? А ведь Иерусалим огромный город. Все были заняты своими повседневными делами, всем казалось, что их дела самые важные и неотложные. Знакомо?

Спросим себя, что для нас значат эти веточки вербы? Это растение, которое в нашем краю первое откликается на весенние солнечные лучи, первое оживает. Это символ воскресения, победы жизни над смертью, добра над злом. Но для нас это нечто большее. Пусть эти веточки, которые потом год будут храниться у нас дома, напоминают нам о том, что наша душа от прикосновения благодати Божией тоже должна распуститься, мы должны так же ожить, воскреснуть!

Пусть этот сложный в эмоциональном плане день сохранит в нашей памяти, кроме радости и восторга также и слёзы Христа, чтобы Господь не о нас с вами плакал в этот день. Чтобы мы восклицали «осанна в вышних!», понимая, о чём мы говорим. И будем следовать за Христом в последние дни Его земной жизни, начиная с Великого Понедельника, уже не с веточками вербы идти, а с крестом, по Его заповеди, чтобы, как верные последователи, встретить Спасителя уже в Его светлом Воскресении. Аминь.

Фото А.А.Невзорова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla