Наверх На главную

Завершилась пятая неделя Великого поста, и мы всё ближе ко времени Страстей Христовых. Ужас и скорбь, которые испытывал Спаситель перед крестной смертью по Своему человеческому естеству, становятся и нашими чувствами. Но Господь знал, как и мы сейчас знаем, для чего эти страдания и что будет потом. А ученики в тот момент были в неведении, ещё не разумея слов Христа. Они ещё не понимали, что значит «в третий день воскреснет». Они, как и весь народ, были уверены, что Царь Иудейский, чаемый всеми Мессия, умереть не может.

Вопрос братьев Зеведеевых Иакова и Иоанна, вопрос о власти, чести и славе, переданный Иисусу их матерью о том, «чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф.20,22), показывает эту убежденность шедших за Христом. И Господь отвечает им: «не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем» (Мф.20,22).

Но чаша Христа – это чаша смерти. В древних Греции и Риме, ещё до воплощения Сына Божьего, существовал обычай казни ядом в чаше. Чаша Христа – чаша с ядом грехов всего человечества, каждого человека, которые Спаситель принял на Себя. Ведь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20,28). Для этого и идёт Он сейчас в Иерусалим на вольные страдания.

В этом для нас, братья и сёстры, урок. Не себе мы должны служить, а ближним своим, и умирать для греха, очищаясь в страданиях борьбы с грехом в себе самом, омываясь покаянными слезами, мужественно выпивая чашу болезней, скорби и лишений. Мы должны сознательно как бы креститься, омыться в воде покаяния, чтобы пребыть с Господом и, отвечая на вопрос Спасителя, - «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?», сказать вместе учениками Его - «можем».

В то время иудеи, в том числе и апостолы, думали о славе земного царства Израиля, думали о восстановлении его величества и господства над всеми народами, и не разумели, что Христос пришел для открытия пути всякому человеку в другое Царство, несравненно более славное, Царство вечное, Царство любви и свободы. «Царство Мое не от мира сего», - говорил Господь (Ин.18.36). Но люди по немощи своей искали славы земного царства. И хотя по слову апостола «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:18) и вся история человечества показывает, что совершенное царство невозможно на земле и нет здесь ничего вечного, грешному человеку проще искать того, что ближе к телу, искать своего.

А Сын Божий пришел для того, чтобы другим послужить, вся Его жизнь – это непрерывный подвиг служения, смысл которого – избавление погибающего человечества от власти греха и смерти, возвращение человека в его первозданное богоподобное состояние, в лоно Отчее. Ради этого подвига любви Бог воплотился. Как говорит преподобный Афанасий Великий: «Бог стал человеком, для того, чтобы человек стал богом». Богом по благодати. Для этого Господь идёт в Иерусалим на вольные страдания: «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20,28).

О чем говорит на пути Спаситель Своим ученикам и почему приводит в пример Себя? Он говорит им о смирении. Величайший пример смирения – крестное страдание Самого Христа-Жизнодавца. Он, Который является владыкой жизни, Сам отдаёт Свою жизнь за людей: Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). «Яко овча на заколение ведется, и яко агнец прямо стригущему его безгласен» (Деян.8,32).

Мы христиане, мы  - Христовы, а значит нам, чтобы получить, подобно апостолам, то вечное, блаженное Царство, необходимо пройти тем же путём со Христом – через страдания, через Голгофу, и, умерев миру, совосстать в нетленной радости Воскресения и вечной жизни с Богом. Как говорит апостол Павел: «А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Галл.5,24). Вот в этом сораспятии, в этой борьбе с греховными влечениями и страстями, и заключается главное наше служение как христиан.

И лучшим оружием, которым побеждается диавол, главный виновник того плачевного состояния, в котором мы находимся, по слову Спасителя, являются пост и молитва. Но это оружие оказывается действенным только тогда, когда утверждается на надежном основании – покаянии, то есть сокрушенном состоянии сердца, когда вместо нас, нашей самости, действует Сам Господь Духом Своим Святым.

Господь призывает нас к этому. То, что сегодня мы с вами в храме, – это тоже ответ на Божий призыв. Но и вся жизнь наша – в вере и по заповедям Божиим, должна быть ответом на призыв, обращенный к нам Богом. Вспомним, когда мы впервые уверовали, как горело сердце наше! Не будем забывать этого состояния, и будем возгревать охладевающее сердце молитвой и постом, доколе не встретим нашего Господа в пасхальной радости о воскресшем Христе.

На этой неделе Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую и предлагает для нашего назидания её жизнь и подвиги как образец покаяния, желания изменить свою жизнь, избавиться от прежних грехов, образец искренней, горячей, живой веры и любви ко Христу. Той веры, о которой Господь сказал: «Всё возможно для верующего».

Возможно из сосуда диавола, исполненного всяческими гнусными пороками и грехами, превратиться в сосуд Божией благодати Духа Святого, украшенный многими добродетелями.

Возможно от самого края пропасти погибели и вечной смерти воспарить на неизреченные высоты чистоты и святости и видеть нетварный Фаворский Свет Божеского Естества.

Возможно, наконец, живя вдали от мира, в сердце пустыни, не имея пищи и пития, не имея даже одежды, чтобы прикрыть свое тело от дневного зноя и ночного холода, не встретив за 47 лет ни одного живого существа, чувствовать себя при этом абсолютно счастливым человеком и желать только одного: «разрешиться и со Христом бытии». Но и здесь уже, в земной жизни, Христос-Жизнодавец может наполнить всё твоё существо Своею благодатью и придать твоей жизни великий смысл, если ты сам захочешь этого и позволишь Ему спасти себя.

Конечно, нам не под силу такой подвиг, который понесла преподобная матерь Мария. Но, взирая на её труды, мы можем многому научиться для своего исправления и назидания. Мы верим, что нет на свете такого греха, которого бы Господь не смог простить бы нам, лишь бы только мы смогли искренне раскаяться. Покаяния возможно для любого человека, как бы низко он ни пал.

Только покаяние должно быть живым и действенным. Мало просто сказать: «Прости меня, Господи». Необходимо к этим словам приложить дела, следуя призыву Пророка и Предтечи Господня Иоанна творить «достойные плоды покаяния». И нужно побеждать живущий в нас грех противоположной ему добродетелью.  

Нельзя откладывать исправление своей жизни на потом – нужно начинать немедленно, как только достучался до нашей совести Господь, потому что это «потом» может не наступить!.. Всегда надо помнить предупреждение Господа человеку, надеющемуся только на себя: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк.12,16).

«Без Мене не можете творити ничесоже», - говорит Господь (Ин.15,5). А значит, в этой тяжелой борьбе с грехом не следует надеться только на свои силы, но следует уповать на Его помощь нам в благом деле, как уповала и всецело положилась на Господа преподобная Мария, живя в пустыне. И мы помним, как Господь укреплял её в борьбе со страстями, как давал ей сил на продолжение борьбы и восстанавливал её на пути добродетельной жизни.

Молитвами преподобной Марии Египетской да укрепит и нас Господь на пути нашего спасения благодатной помощью и утешением Своим. Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla