Наверх На главную

«Всё возможно верующему». Сегодня, братья и сестры, Господь совершенно определенно нам с вами говорит о том, что такое вера, что может вера, живущая в человеческом сердце. Совершенно определенно говорит, что всё возможно верующему человеку. И вот возникает вопрос: как такую веру в себе воспитать? В беседе с апостолами Господь как-то сказал, что если бы вы имели веру хотя бы с горчичное зерно (самое малое семечко), то могли бы сказать той горе: «сдвинься с места» - и было бы по слову вашему.

Сегодня в евангельском чтении вспоминается исцеление бесноватого мальчика. Христос со своими ближайшими учениками Петром, братьями Иоанном и Иаковом только что спустился с горы Фавор после Своего славного Преображения. У подножия горы ожидали Его девять оставшихся апостолов и множество людей. Господь, спускаясь с горы, видит, что происходит какое-то волнение. Приблизившись, выясняется, что к апостолам привел своего сына некий человек с просьбой изгнать из него беса, который тяжко мучил этого несчастного мальчика, многократно бросая его то в огонь, то в воду, так что мальчик находился между жизнью и смертью.

Сколько таких случаев видим мы в Писании. Куда бы Господь ни приходил, везде множество было и прокаженных и бесноватых. Это свидетельство состояния того мира, который растлен был уже настолько, что бесы беспрепятственно овладевали человеком и могли делать с ним всё, что угодно, и никакой защиты, никакой помощи не было. Но в других случаях мы видим, что Господь сразу исцеляет человека, иной раз даже не спрашивая, хочет ли он этого, верит ли он. Господь читает сердце человека и подает исцеление по мере веры его. А сегодня все происходит не так.

Отец мальчика говорит, что ученики Его не смогли исцелить его сына. Господь восклицает: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (Мк.9,19). На первый взгляд это жестокие слова, Господь ведь для того и пришел на землю, чтобы спасти людей. Но здесь прорывается скорбь Христа об очерствении человеческих сердец, Он как бы говорит: «Сколько нужно ещё чудес, сколько Я с вами и вы не верите Мне?» Это скорбь и о сердце каждого из нас… И тут же Господь велит привести мальчика. Если бы в Его словах была жестокость, что, конечно, невозможно, то не было бы исцеления. А Христос скорбит, но продолжает Свое служение людям.

Как только стали подводить мальчика ко Христу, бес бросил на землю этого несчастного ребенка и начал его мучить, так что тот стал кататься по земле с пеной у рта и кричать от боли. А Господь почему то медлит. Он не спрашивает этого мальчика о вере – какая там вера?! Мальчик о нем как о Христе ничего знать не знает. Но Господь обращает внимание на его отца, ведь если отец привел его и просит Господа помочь, его сердце должно быть полно веры, а веры как раз у этого человека нет. «Если что можешь, - говорит этот человек, - то помоги». Это слова не веры, это слова сомнения. Как бы, все говорят, что Ты что-то можешь, вот я пришел к Тебе как к последнему средству.

И Господь начинает исцелять отца, не мальчика. Он спрашивает: как давно это с ним? И отец объясняет, что это с самого детства. И пока он рассказывает Господу о болезни своего сына, его сердце наполняется осознанием того, что нет другой помощи, негде больше искать спасения, кроме как у Господа. Сердце его становится готовым к тому, что чудо может совершиться. И Господь, видя его состояние, когда лишь немного уже нужно помочь вере человека, говорит, что всё возможно верующему. И добавляет для этого человека, что если только сколько-нибудь можешь веровать, отрок исцелеет. И тогда этот человек уже просто кричит со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк.9,24).

Сколько раз в нашей жизни мы могли бы так сказать! Когда происходит в нашей жизни что-то и хочется поверить, когда просишь Бога о чем-то, а сердце сомневается…

Господь дождавшись, наконец, этого чистосердечного признания, помогает. Но прежде отец приложил огромные усилия к тому, чтобы стяжать веру. Для нас с вами это урок: вера не дается просто так, для её стяжания надо потрудиться.

И только когда сердце отца было готово к чуду, Христос повелел: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк.9,25). Видимо, дух этот сделал ребенка немым и глухим. «И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер» (Мк.9,26). Все подумали, что мальчик умер, но Господь взял за руку его и мальчик встал.

Позже апостолы спрашивали Христа, почему они не смогли этого сделать? Господь им прямо сказал: за неверие ваше. Он не сказал – «за маловерие» или за то, что недостаточно верили, но именно из-за неверия они не смогли исцелить ребенка, хотя, сколько до этого чудес сами апостолы совершили, почему же здесь не получилось? Потому что апостолы не увидели, что имеют дело с неверующим человеком, а для совершения чуда нужно, чтобы тот, кто испрашивает его, верил в возможность совершения чуда. Если не чувствуешь в себе веры, проси Бога, кайся Господу, что нет такой веры, как этот отец: «Верую, Господи, помоги моему неверию»!

Когда Господь увидит нашу веру или признание в нашем бессилии, только тогда сможет помочь. Вот и мы с вами, братья и сестры, вспоминая этот случай, посмотрим в свое сердце – какая у нас с вами вера. Этого больного мальчика можно сравнить с душой человека - грешника: как отец привел своего сына ко Христу, так и свою душу ко Христу, в храм Божий может привести любой. Господь спросит тогда: как давно такое с твоей душой, что она теперь вся изъязвлена нераскаянными грехами, одержима злом, когда она так же, как тот мальчик, готова кататься по земле и скрежетать зубами от боли, доставляемой диавольским  смертоносным жалом, но молчит, потому что уже нет сил сопротивляться, потому что душа почти уже мертва. И человек скажет: «С детства», и тогда наконец, задумается, опомнится. 

Многие годами несут в себе смертоносный груз грехов, уродующих душу, приводящих к болезням тела, не приходя к исповеди… Только тогда, когда человек узнает и осознает всю тяжесть своего падения, бессилие своего неверия, только тогда он, искренне покаявшись в своем неверии, как тот отец, получит от Господа просимое. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9, 23).

Аминь.

(Прощаясь с прихожанами после окончания Божественной литургии, отец Игорь сказал):

Сегодня Церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Лествичника: человека, написавшего замечательную книгу «Лествица, возводящая на небо», в честь которой он и назван Лествичником. Книгу о ступенях совершенствования, по которым человек, восходя, достигает спасения, достигает обожения.

Подводя к первой ступени этой Лествицы, своего творения, преподобный Иоанн как-бы говорит при этом нам: «Не за то, братья и сестры, мы будем осуждены на Страшном Суде, что не совершали чудес или не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о своих грехах».

Плач о своих грехах – это первая добродетель. Нам с вами стоит задуматься, почему мы так редко плачем о своих грехах? Почему у многих святых слёзы покаяния непрерывно текли из глаз всю их жизнь, так, что даже борозды оставляли на щеках. Это, конечно, дар Божий, но нам хотя бы иногда испытывать сладость этих слёз, исторгающих из потаенных глубин души всю нечистоту, очищающих нашу душу.

А не плачем мы о своих грехах, потому что редко думаем об этом, потому что не ощущаем всей тяжести своих грехов. Если бы мы могли, по примеру святых, увидеть горящую геену, где мучаются грешники, наверное, плакали бы день и ночь. Человек плачет, когда особенно острые чувства пронзают его сердце. Это может быть не только горе, человек может плакать и от радости. Значит, у нас нет остроты ощущения своей греховности, и мы как бы привыкли уже к этому состоянию. Мы даже называем себя грешниками, но при этом внутри у нас ничего не колыхнётся при мысли о своих грехах. Почему так важны слезы покаяния? Именно покаяния, ведь бывают слезы от жалости к себе, от обиды, от злости, от зависти.

Если человек плачет о своих грехах, он никогда не будет осуждать другого человека, он никогда не будет завидовать, никогда не будет ни на кого злиться или помнить зло, потому что он видит своё состояние и от этого смиряется – приходит в естественное, нормальное состояние человека. Ему некогда других осуждать: он смотрит на самого себя, какой он есть, и думает, возможно ли что-то сделать, чтобы Господь не осудил его на Страшном Суде? Каждый день жизни нам дается для этого. Нужно каждый день этой жизни проживать не беспечно, ибо мы не знаем когда нас Господь призовет на суд. А когда призовет, уже поздно будет плакать.

Вспоминая преподобного Иоанна Лествичника, будем свое сердце возгревать, братья и сестры, почаще вдумываться во время молитвы в смысл сказанных слов, рассуждать о том, что прочитали. Когда смотрим на святых, представлять их праведную жизнь, сравнивая свою жизнь с их жизнью, сокрушаясь о том, что наша жизнь, увы, не похожа на их, что мы живем жизнью далеко не христианской.

Хорошо было бы всем нам иметь его икону у себя дома, чтобы, взглянув на его лик, вспоминать слова преподобного о покаянном плаче – и это будет вразумлением, отрезвлением нашей самости, нашей гордости. Будем учиться видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, без самооправдания, без саможаления, искренне, смиряться от того, что увидели, и через смирение спасаться.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla