Наверх На главную

«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет" (Мф. 16, 24). Сегодня в евангельском чтении, братья и сестры, Господь нам с вами указывает путь спасения этими словами. Господь говорит о кресте – кресте каждого из нас, являющемся частичкой Креста Христова.

Как говорят некоторые святые отцы, наш крест – это мельчайшая частичка того Креста, который принял на Себя и на который взошел Сын Божий, взяв вместе с Собой и пригвоздив к позорному древу грехи всего человеческого рода - поистине, страшную бездну греха и зла. Тем самым совершив искупительный подвиг, ради которого Он и пришел в наш мир – для спасения рода человеческого.

Четвертая неделя (седмица)Великого поста именуется Крестопоклонной. Это середина великопостного пути. И как некая веха, маяк для всех желающих потрудиться в это благодатное время, стоит посредине пути Крест Господень. И в центре храма он возлежит для поклонения, и в нашем сердце он должен быть всегда.

Господь приходил на землю, чтобы проложить для нас путь в Царство Небесное. Тот путь, который был закрыт когда-то для первых людей – для Адама с Евой. Они были изгнаны из рая, который был создан для них, в котором они были царями и владыками, наслаждались вечной блаженной жизнью в общении со своим Создателем. Но всё это было потеряно непослушанием Господу: сами, своими руками Адам и Ева попрали своё царское достоинство – отдали его дьяволу, который именуется теперь князем этого мира. Неудивительно, что так много зла и горя в этом падшем и погибающем в  пучине греха мире.

«Изгнанниками рая» называют людей святые отцы. Не для увеселений мы с вами на этой земле, но для того, чтобы убить убивающий нас грех и вернуть себе утраченный рай, то царское достоинство и бессмертие. Так пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Всё для этого Господь сделал: и Сам пришел на землю, воплотившись от Девы Марии, и взошел на Крест. Стал человеком для того, чтобы человек стал богом, по слову священномученика Иринея Лионского.  И крест Его, который сегодня Церковь прославляет, - это сердцевина всего Его искупительного подвига, это оружие нашего спасения, которое Господь, возносясь на Небеса, оставил Своим последователям.

Крест – непобедимое страшное оружие, потому что по нему текла безгрешная кровь Творца всех миров, Сына Божьего, освятившая его. Из страшного орудия казни крест превратился для нас в славное оружие победы над злом.

Никто не смог узнать в избитом, оплеванном, поруганном, распятом и умершем на кресте Того, Кто создал весь этот мир. И дьявол тоже этого не знал и не мог понять: много раз он спрашивал «кто Ты?» устами искушающих Христа людей, но он же первым узнал, Кто перед ним, когда Господь сошел во ад. До славного Воскресения Христова душа каждого умершего человека по закону падшего мира сходила в преисподнюю, потому что рай был закрыт грехом Адама.

И вот Господь, «второй Адам», как называет Его апостол Павел, спускается во ад, чтобы уничтожить этот закон. Сами основания ада поколебались, поскольку невместимый Господь, Творец миров приходит туда и разрушает непреодолимую до того власть сатаны. И это стало возможным, благодаря крестному подвигу Христа. Смерть Невинного Страдальца и кровь Его, пролитая на Кресте связали диавола и обессилели его, навсегда лишили его былой власти над человеком.  Сколько было зла в мире до того, как Господь пришел! Сколько было бесноватых, прокаженных! Страшная власть греха довлела над человечеством, и нужно было разрушить эту нескончаемую цепь греха и начать новый отсчет времени, что и свершилось на Кресте.

Крест украшает главы наших храмов. Крест Господень – это слава христиан. По слову святителя Иоанна Златоуста, это свобода наша. Крест делает нас сынами и дочерьми Божиими, потому что, взирая на него, мы помним, Чья кровь по нему текла, Кем связана сила диавола. Теперь человек сам в силе выбрать путь: идти вслед за Христом или оставаться противником Бога.

«Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя». Как нам понять эти слова? Когда послушник приходит в монастырь, ещё задолго до того, как он станет монахом, первое испытание ему – отсечение своей собственной воли, поскольку воля наша больше влечет к греху, нежели к добру. Это может каждый из своей жизни видеть. Попросить у кого-то прощения – это надо сделать над собой усилие, иногда это и невозможным кажется. Если тебя о чем-то просят, редко когда с радостью человек откликается на просьбу: нужно всегда сделать некое усилие над собой. А настоящее послушание радостное, когда человек откликается с готовностью, с радостью, когда сердце говорит: «конечно! сейчас!». Но такое бывает редко, а вот осудить, разгневаться, посквернословить, позавидовать и так далее - это совершается иной раз и неосознанно, автоматически. Это лишний раз только подтверждает ту мысль, что человеческая природа настолько испорчена, исковеркана грехом, что влечет, прежде всего, ко греху… И чтобы заставить себя по-другому действовать, смотреть на жизнь, нужно делать над собой усилие.

Поэтому отвергнуться себя, о чем говорит Господь, означает, прежде всего, согласовывать свою волю с волей Божьей. Если это не получается, то свою волю надо отбросить, понимая, что она влечет нас к смерти. А воля Божия всегда ведет ко спасению, всегда к благому, доброму. Вот это и есть «отвергнись себя»: вспомни, для чего ты здесь на земле, и тогда это будет сделать нетрудно.

Что такое «взять свой крест»? Это значит, не отказываться от него, не пытаться сбросить его. Это значит, взяться за него двумя руками, понимая, что без этого креста мы в Царство Небесное не войдем. Святитель Иоанн Златоуст говорит: невозможно войти в Царство Небесное иначе, нежели через крест. И других местах он сравнивает крест то с ключом, которым отворяется вход в Царство Небесное, то с мостом, который проложен от земли на небо и только по нему можно пройти эту пропасть.

Крест – это спасение наше в том смысле, братья и сестры, что без соблазнов, без искушений, без испытаний человеку спастись невозможно. Когда всё в жизни хорошо и не происходит ничего серьёзного или неприятного, человеческое сердце становится дебелым. Человек как бы мягким становится, неспособным к напряжению своих духовных и физических сил, он становится бесчувственным и к добру, и ко злу, человек становится легкоуправляемым.

А когда что-то серьезное происходит, человек весь собирается, сразу вдруг приходит в себя, вспоминает о Боге, начинает более горячо молиться. Поэтому предки наши и говорили, когда в их жизни ничего не происходило: «Наверное, Господь про меня забыл, слишком долго всё хорошо и спокойно в моей жизни». С тревогой об этом говорили. А большинству современных людей кажется, что так и должно всё в жизни быть, без проблем и искушений. Так и некоторые протестанты и сектанты считают, мол, если ты правильно веришь в Бога, то проблем в твоей жизни не будет, все их за тебя решит Бог. Но святые Отцы учат, что искушения и испытания в жизни необходимы.

А что значит, идти за Господом? «Кто любит Меня, тот заповеди мои соблюдает». На каждом шагу нашей земной жизни Господь с нами, Он всегда готов протянуть нам Свою руку, и крест, который мы с вами несём, зачастую Он вместе с нами несёт – берёт и крест наш, и нас ещё в Свои руки - и несёт. Когда нам с вами не под силу, когда мы падаем и нет собственных сил встать, когда мы начинаем терять веру, роптать, унывать, в этот момент Господь нас с вами несёт на Своих руках.

Все слышали, наверное, такую притчу, когда человек попадает в Царствие Небесное и идёт с Господом по берегу моря, рассматривая свою прожитую жизнь. На песке две пары следов: одни этого человека, а другие Господа. И вдруг только одна пара следов остается. И человек говорит: «Вот, видишь, были моменты, когда Ты бросал меня, и я один шел – видишь, одна пара следов…» А Господь ему говорит: «Это Мои следы – я тебя нёс в этот момент на руках».

Никогда Господь не оставит, всегда Он рядом. Мы только об том забываем. Крест, о котором Церковь нам сегодня с вами говорит, это и есть смысл духовной жизни: только взирая на Крест Христов, мы сможем мужественно и с радостью нести свой крест, понимая, что это ключ, который откроет нам в конце нашего земного пути врата в Царство Небесное. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla