Наверх На главную

Завершена вторая неделя Великого поста, и в этот воскресный день Церковь предлагает нам историю чудесного исцеления Господом нашим и Спасителем расслабленного человека.

Господь пришел с проповедью Евангелия в город Капернаум, в котором и до этого Им было совершено множество чудес, и по Своему обычаю, остановившись в некоем доме, поучал народ. Людей собралось так много, что не помещались они ни в доме, ни во дворе этого дома и стояли уже на улице, желая услышать слово Божие.

И вот, четверо человек, четверо друзей принесли своего товарища, который был расслаблен, т.е. парализован, не мог пошевелиться. Принесли его на носилках в надежде, что Господь совершит чудо и исцелит его. Но все попытки их проникнуть в дом, где находился Христос, были тщетны. Народу было очень много, никто не хотел пропускать, всем хотелось увидеть и услышать что-то необычное, поучительное для себя, и когда друзья убедились, что войти через двери не получится, они разобрали крышу дома и на веревках опустили носилки со своим товарищем в центр дома, прямо к ногам Христа. Если бы это было обычным делом, апостол Марк не стал бы так подробно это описывать. И для нас это так же необычно, как для людей того времени.

И вот, перед Самим Христом, который сидит и проповедует о Царстве Небесном, опускаются носилки и этот несчастный расслабленный оказывается прямо у Его ног. И мы слышим дальше слова апостола о том, что Господь, видя веру этих людей, обращается к больному: «чадо, прощаются тебе грехи твои». Фарисеи, эти вожди еврейского народа, которые всегда были рядом со Христом, желая обличить Его в богохульстве, во лжи, клятвопреступлении, наказать, и здесь, услышав слова Христа, вместо того, чтобы задуматься над ними, начали роптать про себя: Он богохульствует, ибо кто может прощать грехи, как только один Бог.

Казалось бы, логично было поразмыслить дальше и сделать вывод, если они уже видели множество чудес, совершенных Христом, слышали Его слова о Царстве Небесном, были свидетелями того, как слуги, посланные ко Христу, чтобы схватить Его, возвратились ни с чем и сказали: «Мы не слышали, чтобы так говорил какой-нибудь человек. Он говорит, как имеющий власть», - казалось, должны были бы сделать верный вывод. Но вместо этого ропот в их сердцах.

Господь, видя злобу в них, так же как Он увидел надежду в сердцах друзей расслабленного, пока мягко обращается к ним: «что вы помышляете в сердцах ваших?» Как бы укоряет их, но не обличает при этом. И продолжает: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Господь многократно совершал такие чудеса на глазах всего народа и фарисеев, которые сами только что говорили, что прощать грехи может только Бог, и тут Господь не только говорит о том, что грехи этому человеку прощаются, но и мгновенно исцеляет расслабленного! Человек, который только что не мог даже руками пошевелить, полностью был парализован, расслаблен, спокойно встает, берет носилки и, славя Бога, идет домой. Мы с вами знаем, что если человек даже краткое время находится в состоянии расслабления, парализации, мышцы его атрофируются. А здесь человек встал с носилок и пошел домой, как совершенно здоровый!

Сколько здесь благочестивых назидательных мыслей! Прежде всего, обращает на себя внимание поведение друзей расслабленного: здесь показана искренняя братская любовь, молитва за другого, желание помочь другому человеку, попавшему в беду, которые проявляются в конкретном деле. Они не просто принесли своего товарища ко Христу, но, убедившись, что невозможно проникнуть в дом, совершили как бы сверхдолжное. Другие бы развели бы руками – ну, не получилось, что сделаешь. Но эти люди не остановились: они до конца стремились всё-таки к тому, чтобы это чудо совершилось. А мы знаем, что Господь не оставляет без внимания подобные усилия, поддерживает людей, стремящихся к Нему. Ищите и найдёте, стучите и вам отворят, т.е. не опускайте руки, прилагайте усилия, стремитесь до последнего. Господь смотрит на усилия наши, и даже намерение приветствует, по слову святителя Иоанна Златоуста.  

Господь наш сердцеведец. Он, увидев эти носилки (а товарищей-то расслабленного не было видно – они были на крыше), увидел их веру, как они горячо любят своего товарища и верят Христу, верят в то, что Он совершит чудо с их другом. И Господь исцеляет расслабленного. Вот и в нашей жизни так. Спаситель видит, как мы молимся, с каким сердцем: с верой, что просимое действительно возможно, или просто отправляем повинность – прочитали помянничек, а сердце даже не колыхнулось. Такая молитва не нужна никому. Но нужна такая молитва и вера, как у этих друзей, которые всё бросили, все свои дела и до конца, до последнего были со своим товарищем. Они сделали больше, чем, вроде, должны были сделать, и Господь наградил их за это.

Следующая назидательная мысль в этой истории – как Господь подаёт исцеление. Он ведь не сразу больного на ноги поставил. Сначала Христос говорит ему: «чадо, прощаются тебе грехи твои». Первое, что происходит в момент исцеления – это освобождение человека от его греховной скверны, от того яда, который, живя в человеке, разрушает его и физически и духовно. Господь знает, что грех приносит человеку смерть. И значит, в первую очередь он избавляет нас с вами от источника болезней и смерти – от греха. «Чадо, прощаются тебе твои грехи», - говорит Он. Спасение уже наступило, но ещё не в полной мере, пока только духовное. Господь медлит с полным исцелением, зная сердца людей, стоящих вокруг, слыша их ропот, поэтому, дождавшись, и вразумив этих людей, которые осуждали Его в своем сердце, Он оборачивается к этому больному и подает ему полное исцеление: «Встань, возьми постель свою и иди домой».

Для нас важно помнить всегда, когда человек болеет, какие-то испытания в нашей жизни происходят: Господь посещает не так просто. То, что происходит с нами – это зачастую результат нашей прошлой жизни. Своими ногами мы пришли в ту временную точку, где находимся сейчас: совершали ошибки, грешили и не каялись. Значит, чтобы всё это исправить, надо выйти из этого состояния, вернуться назад, как тот прокаженный, которого мы с вами знаем из истории исцеления Христом десяти прокаженных мужей. Один из десяти вернулся назад, потому что понял причину своего исцеления, понял, Кто ему подарил свободу, новую жизнь. И он вернулся к Богу, чтобы поблагодарить Его, и оттуда заново начать свою жизнь.

Так вот и человеку-грешнику нужно вернуться в ту отправную точку, откуда все началось, когда его пути искривились, и он свернул с правого пути и ушел от Бога. Вернуться, как блудный сын, припасть к ногам Бога, и произнести: «Отче, прости, согрешил пред Тобою». Сокрушение сердца, понимание того, что случилось и горячее желание исправить это, чтобы никогда в жизни этого не повторилось – вот отсюда начинается спасение. Господь, конечно, как тот любящий отец из притчи, прижмёт к сердцу, простит, подарит благодать свою. Исцеление человека начинается, прежде всего, с его души, с его сердца.

Ну и, наконец, повелительный голос Христа Спасителя: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Повеление, которое мгновенно укрепляет силы человека, делает его способным действительно стать другим: он не мог пошевелиться и вдруг встаёт – это уже совершенно другой человек. Всё изменилось, как только прозвучал голос Божий. Для нас этот голос Божий звучит в таинствах Церкви, когда мы каемся в своих грехах, когда мы подходим к чаше и принимает Тело и Кровь Спасителя мира. И здесь для нас звучит этот вдохновляющий, укрепляющий голос благодати Божией, который укрепляет природу человеческую и действительно совершает чудо каждый раз, исцеляет раны нашей души, которые мы сами себе нанесли нашими грехами как неким острым оружием, и укрепляет нашу физическую природу.

Если мы будем таким образом размышлять о своей жизни и стремиться к своему спасению – искренне, с твёрдой уверенностью в то, что Господь всегда рядом и готов протянуть Свою спасительную руку, и для нас слова, сказанные расслабленному, прозвучат актуально, жизненно, исцеляя нас, укрепляя духовные и физические силы: «чадо, прощаются тебе грехи твои».

Наступающая неделя именуется неделей святителя Григория Паламы, архиепископа города Фессалоники (современные Салоники), жившего в 14 веке. Церковь почитает его за тот подвиг в богословии, который он совершил. Если первая неделя Великого поста именуется Торжеством Православия, эту неделю можно было бы именовать Торжеством богословия, потому что этот великий святой угодник Божий оставил для нас с вами утверждение, обоснованное и богословски, и своим собственным опытом, о том, что та энергия, называемая нами как «благодать», присутствующая в наших таинствах, – это действительно проявление Самого Бога, это Его нетварная энергия, Он Сам, проявленный в нашем мире таким образом.

То, что мы с вами называем «благодать», Григорий Палама обосновал богословски, ссылаясь на свой опыт и опыт братьев-монахов, аскетов-исихастов горы Афон, которые не только чувствовали действие благодати в своей душе, в теле, как это и у нас бывает, но видели энергии Божии своими глазами! Как видели когда-то апостолы Петр, Иоанн и Иаков нетварный свет на горе Фавор, когда Господь, преобразившись пред ними, просиял так, что они, не в силах смотреть, закрывали лица руками. Это сияние Божественной славы, которым просиял когда-то пророк и боговидец Моисей, общавшийся с Господом на Синае, вынужденный покрывать свою голову – такой ослепительный свет от него исходил. В нашей Российской церковной истории известный случай из жития преподобного Серафима Саровского, свет, которым он мог в молитве просиять.

Когда человек пропитан благодатью Божией, она сияет иногда даже видимо для окружающих. Святитель Григорий Палама торжественно провозглашает, что эта благодать Божия и есть Сам Господь – это Его сила, эта Его энергия вливается в нас! И святителя Григория Паламу мы почитаем за это. Он жизнь за это положил: многие десятилетия он боролся с еретиками на поместных соборах, и в своих сочинениях обличая их заблуждения. Во время одного из своих путешествий для участия в соборе, он даже попал в плен, и около двух лет провёл в плену как раб. Многое он испытал в своей жизни горестей и несчастий, но когда он отошел ко Господу, в келье, где лежало его бездыханное тело, воссиял ослепительный свет, который многие часы освещал келью, и дивное благоухание разносилось окрест! Весь город приходил и изумлялся этому свидетельству святости преподобного. Господь его прославил и показал, что правда была на стороне этого угодника Божия.

Мы прославляем его, и Церковь называет святителя Григория проповедником благодати. Даже люди неверующие, далёкие от Церкви, знают это слово: когда им особенно хорошо в жизни, они, не осознавая смысла слова, говорят – «какая благодать!» Это и есть цель нашей духовной жизни, основание духовной работы –  стяжание, то есть приобретение и усвоение нашей природой благодати Божией. Благодать нас меняет, и мы становимся другими ее действием. Пусть благодать Божия содействует и сопутствует нам всем во время этого Великого поста и дальше – во всем нашем земном странствовании. Да хранит вас всех милость Божия и Его благодать.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla