Наверх На главную

Сегодняшний день, как и следующие субботы, очень для нас назидателен тем, что сегодня мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. И особенно назидательно то, что именно в Великий пост совершается это поминовение: во время сугубой молитвы, в то время, когда христианин призывается размышлять не столько о земном, сколько о небесном, вспоминать «последняя своя» и готовиться к этому переходу. Все мы с вами странники на земле, всем предстоит этот переход в жизнь вечную.

И когда Великим постом во время особенного делания духовного Церковь предлагает нам размышлять о своих усопших, мы тем самым задумываемся и о своем переходе, и стараемся хотя бы приблизиться к наименованию достойных Царствия Небесного. Подойти к великому моменту перехода в вечность хотя бы стремящимися к этому достоинству. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Господь даже намерение человека целует (приветствует). Не всегда бывает так, что нам удается достичь чего-то полезного, высокодуховного в своей жизни, но само стремление человека к этому, желание стать лучше является основанием правильной духовной жизни.

Молясь за наших усопших родных и близких, вспоминая и о своём предстоящем исходе, мы, тем самым, непроизвольно приходим к мысли что-то изменить в своей жизни, особенно сейчас, пока пост, когда мы можем выйти из обычного течения жизни. Святые отцы сравнивают это время с натянутым луком. Как рассказывал известный русский писатель Сергей Нилус, восемь лет проживший в Оптиной пустыне в скиту, он однажды был поражен тем, как строгие аскеты, монахи, как малые дети, выскакивая из бани зимой, бросались в сугроб, кидались друг в друга снежками. Один из старцев, заметивший его изумление, сравнил духовную природу человека с луком: нельзя натягивать тетиву слишком сильно и очень долго – она может порваться или древко сломается. Но если сочетать периоды напряжения и ослабления, лук от этого станет более гибким и тетива более эластичной.

Так и у нас: душа наша в обычной жизни находится в спокойном состоянии, но начинается пост – и тетива духовных сил должна натягиваться, приходить в напряжение. И тогда все меняется в человеке, как-бы оживает.  В том числе меняется и отношение к самому посту и молитве, к борьбе с грехами. Человек в такие периоды становится более внимателен к себе, к движениям своих чувств, желаний, к внешним воздействиям и обстоятельствам. И способен многое сделать с Божией помощью в деле своего духовного совершенствования. А когда вдруг лень и уныние нападает, и не хочется молиться, не хочется соблюдать пост, надо постараться вспомнить, что это всего лишь на время. Потом пост закончится, и будешь вспоминать с сожалением то время, которое Господь тебе давал, Церковь предлагала, а ты этим не воспользовался… Прошло время поста, а ты его потерял, прожил впустую, вернулся к обычной своей жизни, ничего не приобретя. И Пасха тогда будет совсем не такой светлой…

Будем помнить об этом, братья и сестры, пока Господь даёт нам время. И будем молиться за наших родных и близких усопших с осознанием того, что нам даётся это благодатное время поста для того, чтобы мы им воспользовались с пользой для души - и наших родных и близких бы помянули, и задумались бы о своём исходе. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla