Наверх На главную

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых», - слышали мы с вами недавно, братья и сестры, слова этого глубоко назидательного песнопения и задумывались о предстоящем Страшном суде. А в сегодняшний воскресный день, последний воскресный день перед началом Великого поста, Церковь предлагает нам вспомнить другое событие, самое первое трагическое и страшное событие в истории человеческого рода – грехопадение наших прародителей Адама с Евой, и ,как следствие, изгнание их из Рая.

Вчера на вечернем богослужении пелось трогательное песнопение от лица согрешившего падшего Адама, который восклицал: «увы мне, прелестью змиевой обманутому быти и сладости райской лишенному». «Седе Адам прямо Рая,- слышали мы в песнопении, - и свою наготу, рыдая, плакаше». То есть лишенный всего того, что имел, того, что от Бога даром получил: богоподобное царское достоинство, власть над всем видимым миром, право наименоваться чадом Божиим, радость и счастье от общения со своим Создателем, возможность видеть Его непосредственно лицом к лицу - всё это было потеряно мгновенно преступлением заповеди Божией.

Произошла трагедия вселенского масштаба. Весь мир был ввергнут в хаос, и человеческая природа вместе с остальной сотворенной природой исковеркана, искорёжена грехом и отдана под власть дьяволу. С его слов выходило все легко и просто, когда он явился Еве и льстивыми словами убеждал её совершить этот первый в истории грех: преслушание воли Божией. «Правда ли, - говорит змей, спрашивая Еву, - что вам Бог запретил есть от плодов деревьев в этом саду?» И Ева, не чувствуя подвоха, начинает беседу со змеем, и говорит: «Нет, от любого дерева мы можем вкушать, кроме как с дерева познания добра и зла, поскольку Господь сказал нам, что если мы вкусим от этого дерева, то в этот же день смертью умрем». «Нет, - говорит дьявол ей, - обманывает вас Бог, не умрете, но сами станете как боги, знающие добро и зло». И вот Ева, ещё не вкусив этого плода, уже согрешила, вступив в беседу с лукавым и поверив ему, что Бог может обмануть. Здесь зародыш, начало греха. И вот по этому сценарию теперь любой грех совершается.

Грех прародителей как семя, из которого произросли потом все остальные грехи в мире. Приложение, или прилог, как говорят святые отцы, это когда дьявол или демоны лишь только прикасаются к нашему сознанию и вначале обращают наше внимание на тот или иной поступок, вкладывая нам в голову ту или иную мысль, и только смотрят за нашей реакцией: что мы почувствуем, что мы скажем или сделаем. Мыслей наших читать они не могут, слава Богу. Но они опытные психологи и убийцы людей искони, как говорит Господь, и могут прочитать наше состояние по нашим глазам, по нашему поведению, даже по запаху, который человек издает, когда испытывает то или иное состояние, когда грешит. Ведь мы знаем, что ангел-хранитель не может рядом с человеком стоять от зловония греха: смердит, как святые отцы говорят, грех. И поэтому ничего чистого и святого рядом с грехом не может находиться.

Так и демоны, видя, что в человеке зародилось зло, улавливают эти потоки нечистых мыслей, желаний, и, конечно, слетаются со всех сторон и облепляют такого человека, усиливая эти желания, эти мысли, принуждая иной раз, но чаще расписывая этот грех в самых красочных тонах, чтобы человеку захотелось самому совершить это. Так и Ева, слушая дьявола, смотрела на плод и находила его приятным для глаз, полезным, поскольку он как будто давал «знания» и, видимо, вкусным, и решила попробовать – сама ела и муж её ел. Адам её послушал и тоже вкусил этого плода.

Господь сказал: «в тот же день смертью умрете», «Нет, - говорит дьявол, - не умрете, но станете как боги». Они решили без помощи Божией стать богами, получить благодать запретным путем, без труда, без исполнения заповедей, без послушания, а значит, без любви. И что в результате они увидели, когда вкусили этот плод? Увидели только свою наготу – и всё!.. Увидели наготу, устыдились, пошли и сшили себе одежды из листьев смоковных.

Так вот грех рождается, растет в человеке и убивает, прежде всего, разум, чувство здравомыслия. И сейчас в народе говорят: если Бог хочет наказать человека, разум отнимет. Так здесь: люди потеряли разум, потому что потеряли к Богу доверие. Они перестали Его слушаться, преступили заповедь. Но почему так строго, почему так жестоко – наказание смертью за преступление заповеди? Преступление заповеди, преслушание воли Божьей это не что иное как восстание на Бога, ропот на него, слышание только своей воли и желание её исполнить, самолюбие, эгоизм. О какой любви тут можно говорить?! Отсутствие любви определяет человека и в этой жизни, и в будущей. Нет любви, нет к Богу доверия – остаёшься один на один с дьяволом, благодать от тебя мгновенно отходит и ты беззащитен перед нападением вражьей силы.

Некоторые святые отцы так толкуют этот момент: Адам с Евой увидели свою наготу, но не видели они наготы раньше не потому, что были слепы, а потому что они были окутаны светом благодати Божьей, были одеты сиянием божественной славы. Как в наших песнопениях поётся: «одеяйся светом, яко ризою», т.е. как одеждой. Первые люди были одеты в благодать и поэтому не видели своей наготы. Они увидели свою наготу только когда согрешили и благодать от них отошла. Не может быть ничего общего у света с тьмою, там, где Бог, не может быть никакой тьмы.

И Господь глядит на это преступление, на эту катастрофу его творения, которое Он сотворил добрым. Ведь Он сотворил этот мир великолепно, идеально, всё «добро зело» - так, что лучше и не придумать. Но вкрался один только грех и всё разрушил… Потому что мгновенно прекратился поток благодати от Бога к человеку, а от человека всему сотворенному миру. Ведь человек является проводником этой благодати и мир этот, царём которого призван был быть человек, питается благодатью исключительно через человека. Поэтому весь сотворенный мир и был в подчинении у человека, и как только человека лишился доступа к благодати, лишился благодати и весь мир. Апостол Павел пишет в своих посланиях: «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим..8,22) из-за преступления человека.

История человеческого рода пошла совсем по другому пути. Всё было бы иначе, если бы Адам послушался Бога. Он бы получил от Бога всё, что имел как бы заочно, получил бы потом заслуженно, исполнив одну только малую заповедь, соединив свою волю с волей Божией. К этому и мы с вами в нашей жизни призваны: услышать голос Божий и, согласившись с ним, смирив свою гордыню, соединиться с волей Божьей. Сколько раз мы исполняли лишь свою волю, только потому, что «я так хочу!», и сколько раз потом с горечью признавали своё поражение, свою неправоту!.. Глядели на себя и думали: «безумец, что ты натворил, зачем это сказал?» и так далее.

Господь дает возможность первым людям ещё в Раю, ещё не вынеся свой приговор, всё исправить. «Адам, где ты?» - взывает Бог, конечно, зная, где он, но давая шанс Адаму опомниться, для того, чтобы он вышел навстречу Богу и покаялся: «вот я, Господи, прости, согрешил». Но этого не случилось: грех, родившийся в человеке, развивается дальше, и если человек гордость свою не уймёт, грех полностью завладеет его существом и уже о покаянии не будет речи.

«Что ты сделал, Адам?» – говорит Господь, указывая на его одежду. А Адам отвечает: «мы увидели, что мы наги, поэтому сшили себе одежды». «Кто вам сказал, что вы наги», - спрашивает Господь, всё время давая повод Адаму сознаться и покаяться. Ещё можно всё исправить. Но Адам говорит: «Это жена, которую Ты мне дал, она мне дала плод и я ел». Вместо того, чтобы покаяться и сказать «Господи, прости меня!», он начинает перелагать вину на Бога и жену. Он говорит Господу уже как бы с ропотом: Ты мне дал эту жену. Укор и дерзость. А Ева, в свою очередь, перелагает всю вину на змея и говорит: «Змей мне дал и я ела» - как бы я тоже ни при чём.

Вот эта попытка самооправдаться, желание избежать признания даже самому себе, что ты грешник – это самое тяжелое состояние души. Как восклицал когда-то в своих молитвах святитель Игнатий Брянчанинов: Господи, дай мне возможность увидеть в себе грех, признаться в своих грехах. А ведь с этого всё начинается! Но не случилось этого в Раю, Господь вынес Свой приговор. И случилось проклятие, изгнание из Рая и дальнейшая история человечества.

Вот так, братья и сестры, за преступление первых людей, из-за минутного увлечения, услаждения плоти, чувств своих Адам потом расплачивался своей почти тысячелетней жизнью: 930 лет он жил. Многие люди в те годы так долго жили, ведь они были изначально призваны к вечности и эти 900 лет ничего не значили для них, для их природы, способной к бессмертию. Постепенно срок человеческой жизни сокращался и уже во времена царя и пророка Давида составлял 70 лет, как он пишет в псалмах: «а кто в силах восемьдесят лет». Так до сих пор и остаётся. Почему? Чтобы пресечь непрерывную цепь греха. Чтобы как скальпелем хирурга отделить душу человека от тела и от этого мира, прекратив его укоренение в греховности, чтобы не превратился он в демона во плоти.

Почему именно накануне Великого поста Церковь напоминает об изгнании из Рая Адама и Евы, и именно в Прощеное воскресенье? В этот день Церковь в своих песнопениях предлагает нам следующую мысль: «прииде проповедник покаяния, добрейший пост, всечестный, преподобный, святый». С покаяния начинается спасение души. Мы помним, Иоанн Креститель с призыва к покаянию начал проповедь и Христос, когда вышел на проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царствие Небесное» (Мф.4,17).

И, пожалуй, самым ярким примером того, как надо каяться, является первый человек Адам: первый согрешивший, но первый искренне покаявшийся. Поскольку он все свои 930 лет земной жизни каялся в единственном своем грехе. И когда у нас вдруг возникает мысль роптать на Адама за то, что мы теперь в таком состоянии находимся из-за его грехопадения, вспомним свои грехи и скажем себе, что мы так далеко от него отстоим. Он согрешил единожды в своей жизни и потом 930 лет каялся в этом со слезами, а мы грешим ежедневно и многократно. Он поселился специально напротив входа в Рай и всю оставшуюся жизнь проводил против Рая, чтобы всегда видеть то, чего он был лишен, чтобы чувство раскаяния не уходило от него.

А мы часто стараемся забыть о своих грехах, стараемся о смерти совсем не думать, потому, что страшна смерь для человека-грешника. У Адама вся последующая жизнь была, можно сказать, строжайшим постом по сравнению с той жизнью, которую он проводил в Раю. Многих из нас предстоящий Великий пост страшит: потому что не хочется ни в чем себя ограничивать, не хочется ничего менять в своей жизни. Но ведь Великий пост кончится. Да, он достаточно продолжительный, но этому только нужно радоваться!

Всегда Великий пост приносил людям духовным радость, и святые отцы называли его «весной духовной». А какие чувства у человека весной? Ощущение новой жизни, всё возрождается, воскресает вокруг тебя, и ты так же можешь воскреснуть! Этой радости так не хватает современным православным христианам при вхождении в пост.

Смотря на Адама, сидящего против Рая, подумаем, можем ли мы так сокрушаться о своих грехах, готовы ли мы к такому искреннему раскаянию, готовы ли мы что-то изменить в своей жизни? С Богом, с молитвой, с желанием за предстоящие семь недель поста многое можно суметь сделать в своей душе. Конечно, для покаяния, для исправления у нас вся наша жизнь есть. Но существуют особые периоды, когда человек может по-другому начать жить – жизнью особенной, более духовной: больше бывать в храме, вслушиваться в молитвы великопостных песнопений, совершать земные поклоны на молитве Ефрема Сирина, приходить на литургию преждеосвященных даров (это настолько вдохновенная служба, что без слёз трудно стоять в храме).

Известный русский писатель Сергей Нилус, восемь лет проживший в Оптиной пустыне, однажды был поражен тем, как строгие аскеты, монахи, как малые дети, выскакивая из бани, бросались в сугроб, кидались друг в друга снежками. Один из старцев, заметивший его изумление, пояснил, что человек как лук: нельзя натягивать тетиву слишком сильно и очень долго – она может порваться или древко сломается. Но если сочетать периоды напряжения и ослабления, лук от этого только более укрепится. Великий пост – это время, когда натягивается тетива нашей души, когда всё должно зазвенеть в нашей душе: и сердце, и мысли должны быть напряжены. Потом придет время Пасхи и можно будет ослабить натяжение и радоваться даже каким-то простым земным вещам. Но время поста – время особое. Будем готовиться, братья и сестры, к этому времени.

Пусть Адам, первый человек, наш праотец, будет впереди нас идти к Пасхе Христовой и будет для нас примером: он согрешил, как и мы грешим, ведь нет безгрешных людей на земле, но сумел покаяться и так провести оставшуюся жизнь, что Господь, воскреснув, протянул ему Свою руку и сказал: «Добрый рабе и верный, вниди в радость Господа своего». И мы это с вами услышим, если будем к этому стремиться. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla