Наверх На главную

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Идущая неделя является уже подготовительной неделей к Великому посту. Неделя эта именуется Неделей о мытаре и фарисее.

Как мы с вами хорошо знаем, постовое делание – это, прежде всего, сугубая молитва, это работа человека над собой, это внутреннее делание, которое, конечно, без молитвы невозможно. Молитва является основанием любой духовной работы. Какая молитва правильная, что такое вера, основанная на молитве, - Господь рассказывает в притче о мытаре и фарисее.

Вошли два человека в храм помолиться, - говорит Господь. Один из них был фарисей, а другой мытарь: два человека совершенно противоположных друг другу и по гражданскому статусу, и по внутреннему состоянию. Теперь эти слова для нас нарицательные. Слово «фарисей» мы часто употребляем в отношении человека лицемерного, двуличного. А во времена земной жизни Спасителя это были люди наиболее уважаемые в обществе, это были законоучители, это были богословы, учёные люди, которые проводили большую часть жизни в богомыслии, в храме, научая людей, и всем своим образом жизни показывая благочестие.

Но они именно только показывали это благочестие, но сами были, по словам Спасителя, как гробы, снаружи покрашенные, а внутри полные нечистоты и разложения. И вот пришел такой фарисей в храм, встал впереди всех по своему обычаю, чтобы всем было лучше видно, каков внешний вид его, богатые его одежды и начал молиться. И начал он молиться словами, которыми и мы могли бы начинать свои молитвы: Господи, благодарю тебя!

Какие правильные слова! Мы можем Богу много благодарности и за многое воздать каждый от себя лично, но на этом примере мы видим, что можно это делать по-разному, и себя воспринимать в этой молитве по-разному. «Благодарю Тебя, Господи, - говорит фарисей и продолжает дальше – за то, что я не таков, как другие люди», - что я лучше других людей – вот, что он имел в виду, потому что он дальше продолжает и говорит: «Я не таков, как эти люди, вокруг меня стоящие в храме, грешники, прелюбодеи, воры или вот как этот мытарь».

Он уверен в том, что он лучше их всех и благодарит за это Бога. Фарисей искренне от себя это говорит и даже не понимает, что он говорит и что это у него за молитва такая. Он начинает дальше объяснять свою святость, своё достоинство, он говорит: «Пощусь два раза в неделю, отдаю десятину от всего, что имею». В то время у иудеев пост был всего лишь один день в году. Но некоторые фарисеи, в том числе этот, намеренно или в показном виде, постились дважды в неделю – во вторник и в пятницу.

Десятину они должны были отдавать только от зерновых и от плодов деревьев, т.е. из того, что приносили им люди. Некоторые же из них отдавали десятину даже с огородных растений, чтобы все видели и святость и благочестие. Но при этом могли похищать дома вдовиц и творить иное беззаконие.

И вот у самого входа в храм стоит мытарь, как бы мы сейчас сказали, в притворе: теперь слово «мытарь» означает человека в крайней степени грешного, причем не какими-то тайными грехами, которые надо ещё доказать, но грешник явный и не стыдящийся этого. Мытарями в те далекие времена называли сборщиков налогов и других податей, которыми были свои же соплеменники- иудеи, за деньги купившие себе право обирать других. Их тайно ненавидели, но и боялись все, потому что мытарь имел возможность взять с человека больше, чем того требовал закон, и присвоить это себе, что они и делали без зазрения совести.

Мы уже слышали с вами недавно в Евангелии о другом мытаре по имени Закхей, и были свидетелями его обращения и спасения. И знаем еще одного мытаря по имени Матфей, однажды услышавшего всего два слова от Христа: «Иди за мной», и тут же оставившего все и последовавшего за Господом, ставшего впоследствии апостолом и Евангелистом Матфеем. Как можно увидеть из этого, не место или должность определяет внутренний мир и устремления человека, но устроение его души, способность услышать голос Божий внутри себя и откликнуться на него. Вот и этот мытарь, имени которого мы не знаем, показывает нам на своем примере истинность этих слов. Мы видим, что он не смеет даже зайти в храм. Потому что понимает, куда он пришел и кто он такой. И даже глаз от земли не смеет поднять посмотреть вокруг себя и тем более на небо, туда, где Господь. Он смотрит себе под ноги и в полном смирении и сокрушении сердца бьёт себя в грудь кулаком и повторяет только одну молитву: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Теперь мы знаем эту молитву немного измененную – Иисусову молитву, но смысл её тот же. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Мытарь тоже считает себя, как тот фарисей, не таким, как все люди: только фарисей считает себя лучше, а мытарь считает себя хуже всех людей.

«Боже, милостив буди мне, грешнику». Здесь, в этой короткой молитве всё сказано. Глубокая эта молитва, когда от всего сердца произносится. Не в многословии человек спасается: только язычники думают, что в многословии своём спасены будут, но вы молитесь не так, говорит Господь и приводит молитву «Отче наш». И здесь: обращение к Богу, и просьба о милости, и признание себя грешником пред Лицем Божиим – каков ты и есть на самом деле. И Господь заключает эту притчу словами: истинно говорю вам, вот они вышли оба из храма, но мытарь вышел более оправданным, чем фарисей. Он не осудил фарисея, поскольку тот всё-таки делал добрые дела – постился, отдавал десятину. Но ценность этих добрых дел была уже умалена тем, что он сам себя за это похвалил.

Нас ведь Господь и святые отцы учат: если сделал доброе дело, постарайся забыть об этом, чтобы самому себя не похвалить, и чтобы люди тебя не похвалили, потому что в противном случае ты свою награду уже получил. А здесь фарисей сам себя хвалит, ему  даже людей никаких не надо.

Ничего не значащие эти «добрые дела», если человек начинает тщеславиться ими. Нам надо понимать это. Не осудил Господь, но и не наградил. А мытарь вышел, Господь говорит, оправданным, то есть прощенным от своих грехов за его искреннее самоукроение. Это нам с вами, братья и сестры, урок. Мы ведь тоже молимся дома и в храме, и каждый раз, как становимся на молитву, должны себя проверять – в каком мы состоянии. Конечно, не обязательно в землю смотреть, как этот мытарь – это ведь тоже может быть другими оценено как показное смирение, но нужно уметь смотреть внутрь себя, чтобы не видеть никого, кроме Господа, Матери Божией, святых, ради которых ты и пришел в этот храм.

Поэтому если человек не понимает, например, что поёт хор или читает чтец, чтобы не рассеиваться в мыслях, не отвлекаться при этом, надо стоять и читать эту молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Потому что когда ты так от сердца молишься, милость Божия тебя покрывает, благодать тебя касается, и тебе хорошо, спокойно становится и никуда из храма уходить не хочется.

А если ты стоишь с посторонними мыслями, ненужными взглядами, растрёпанными чувствами, то уже через 10-15 минут начинаешь и на часы поглядывать, и с ноги на ногу переминаться, и думаешь – быстрее бы всё кончилось и уже на улицу, заняться своими привычными делами, вырваться из этого круга. А зачем нам стараться вырываться из него? Нужно, наоборот, как можно дольше оставаться в этом круге и вырываться из того, повседневного и суетного.

Потому что повседневность нас поглощает каждодневными заботами, отрывает нас от главного – мы забываем о том, зачем мы здесь, что жизнь наша временна, и кончится неизвестно когда, что надо все силы приложить к тому, чтобы быть готовыми к великому моменту перехода в вечность. А мы живем так, как будто бы мы бессмертны здесь на земле, как будто эта жизнь никогда не кончится, и строим, и строим планы на каждый день, не думая, что, может быть, этим планам не суждено сбыться.

Молитва мытаря приводит нас в чувство, напоминает нам о том, кто мы и для чего мы здесь на земле, и как мы должны все дни своей земной жизни проживать, чтобы быть всегда готовыми к призыву Божию. Будем помнить, братья и сестры, заходя в храм, и того фарисея. И когда мы почувствуем в сердцах своих какое-то поползновение тщеславия или самолюбования. Дома на молитве это реже бывает, но в храме на людях бес-искуситель чаще приступает и начинает искушать: чтобы ты молился напоказ, чтобы поклоны положил более истово, чтобы весь вид твой говорил о твоем молитвенном настрое.

Как Господь нас с вами учит поститься, чтобы никто не видел, так и молитва наша должна быть глубокой, сосредоточенной, совершаться, прежде всего, в клети сердца, не напоказ. Не думать и не вспоминать, что в этот момент кто-то на нас с вами смотрит: захотелось тебе на колени встать – встань, захотелось тебе поклон положить, к иконе приложиться – сделай. Но сделай это из глубины сердца, не думай при этом, кто на тебя смотрит, что о тебе могут сказать. Господь ждет от нас искренности и простосердечия в молитве, в духовной жизни. И нам надо помнить это и к этому стремиться. Будем избегать с вами фарисейства и в молитве, и в духовной жизни, и вообще в разговорах. И будем стремиться к простоте, к простосердечности этого мытаря. Будем из глубины сердца повторять эти слова: «Боже, милостив буди мне, грешнику». И Господь о нас с вами скажет: и это чадо Моё ушло из храма более оправданным. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla