Наверх На главную

С праздником, братья и сестры, с двунадесятым праздником Введения во храм Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Как мы слышали с вами сегодня и вчера за богослужением в праздничном тропаре: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание».

Церковь связывает спасение человеческого рода, начало этого спасительного действия непосредственно с сегодняшним днем, когда маленькая Мария, трёх лет от роду, была приведена своими благочестивыми престарелыми родителями Иоакимом и Анной в храм Божий и оставлена там на воспитание. С трёх лет она жила неотступно в храме. Может, и для нас это будет назиданием, когда мы думаем о своих детях, думаем об их воспитании, чтобы они выросли послушными, были верующими. Так, чтобы действительно и нам на радость, и отечеству на пользу.

Мария с трёхлетнего возраста неотступно находилась при храме. А сейчас многие родители жалеют своих детей, и эта жалость как медвежья услуга: жалко ребёнка утром в церковь поднять – пусть поспит, всю неделю в школу ходил. И поститься пусть не постится: маленький ещё. И молитвы не надо читать… И так вот жалеем и жалеем своих детей до тех пор пока они не вырастут, а потом пытаемся им что-то сказать, но уже поздно: ребенок уже совсем другое впитал в душу. Свято место пусто не бывает. Если Богом не заполнено место в душе, оно заполнится чем-то другим, нехорошим. И ребёнок уже в церковь не хочет идти, и к чаше не подойдёт, и на молитву не поставишь, и Евангелие раскроешь – слушать не будет.

Поэтому пока дети наши ещё помещаются на наших руках, пока ещё за ручку их водим, никакой подобной жалости не должно быть, потому что эта жалость ложная. Эта жалость в погибель нашим детям. Нам бы самим стараться, не лениться, чтобы ребенок видел наш пример, чтобы вместо телевизора мы встали и вместе почитали акафист, вечером перед сном книгу о святых угодниках Божиих, рассказали о каком-то церковном празднике, чтобы ребенок ждал этого вечера – что-то интересное и назидательное услышать!..

Часто ребенок не видит, чтобы родители вместе молились: ни утром, ни вечером. А ведь это важно, чтобы молитва совершалась вместе, потому что ребенок, хочет он того или нет, непроизвольно подражает своим родителям. И если он видит, что мама и папа, хоть несколько минут, вместе молятся, лампадка теплится или свечка горит, для ребенка это становится нормой – он понимает, что так и должно быть. А так вечером перед сном ещё взять бы спеть «Царицу преблагую», «Отче наш», «Не имамы иныя помощи» или ещё что-то. Поскольку когда родители читают молитвы, детям может быть и не интересно, а когда поют все вместе, ребенок участвует, ему тогда интересно.

Об этом нужно думать, заботиться о духовном воспитании наших детей и внуков, чтобы уже с трёхлетнего возраста, как и маленькая Мария, быть непрерывно в храме - в воскресный день, в праздничный (в чем сейчас должна выражаться непрерывность). Чтобы неотступно, регулярно бывать на богослужениях, так, чтобы это стало нормой, чтобы храм ребёнок воспринимал как дом, чтобы ему было здесь комфортно, уютно.

Часто вижу ту ошибку, которую допускают родители и бабушки с дедушками: они постоянно дергают ребёнка или заставляют стоять как свечечка в храме, не колыхнувшись всю службу. Вы посмотрите, взрослые не могут этого сделать - полтора-два часа постоять неподвижно в храме, многим здесь нужно прилагать усилия воли, так, чтобы ещё внимательно слушать то, что поют и читают, внимательно следить за тем, что происходит в алтаре и в храме… Ребёнку это не под силу. И поэтому заставлять его стоять всю службу неподвижно – приносить вред. Постепенно недовольство от этой усталости будет накапливаться в человеке и в следующий раз, как он вспомнит, насколько это невыносимо, у него вместо радости похода в церковь будет неприятие - «зачем мне это всё переносить?»

Поэтому постоял ребенок пятнадцать-двадцать минут, нужно дать ему возможность сесть или выйти из храма, поставить свечку, приложиться к иконе, то есть дать ему какое-то движение. Если совсем уж непоседа, как говорится, дырку крутит на одном месте, мешает молиться, бегает, шумит, - у нас есть нижний храм, где транслируется богослужение, где он не будет мешать другим, в то же время присутствовать на службе. Надо заботиться о том, чтобы ребенок был при храме, и при этом чтобы было ему интересно, чтобы он с радостью шел в церковь, именно как в гости к Боженьке, как мы малым детям говорим. Когда мы приходим в гости, какие у нас эмоции и впечатления? Радость! А у ребенка нет этой радости, потому что его заставляют здесь стоять, не двигаясь, постоянно одёргивают, шепчут на ухо какие-то строгие слова – какие это гости? Это наказание…

Чтобы вы знали, до революции, когда больший процент населения был действительно верующим, православным, - не как сейчас, когда восемьдесят процентов называют себя православными, но таковыми не являются, - так вот, в то время одним из самых главных наказаний для ребёнка был запрет пойти в церковь. Ему говорили: не пойдешь сегодня в храм, ты плохо себя вёл, - и ребенок воспринимал это действительно как наказание.

Конечно, сейчас много есть способов развлечь детей: телевизоры, компьютеры, гаджеты (слово-то какое само по себе отталкивающее). Но ведь при этом мы всегда должны думать о том, какую пользу или какой вред принесёт то или иное благо цивилизации и как-то дозировать эти «блага». А то ведь смотришь, ребенок в три-четыре года уже из телевизора не вылезает, с планшетом или компьютером не расстается, но что он там увидит? Современные мультфильмы, где показывается злорадство над беспомощностью более слабого?

Можно было бы много рассказать о том, почему Матерь Божия оказалась в храме, рассказать о празднике, но большинство из нас это и так знает. Сегодня злободневным показалось выделить для вас мысль о непрерывном, непрестанном пребывании в храме и то, как это обустроить для наших детей. Ладно, трёхлетние дети, пока маленькие, они сопротивляться не могут, за ручку мы приведём их в храм. Сегодня гораздо большая проблема привлечь в храм подростков. Эти проблемы происходят от неправильного воспитания детей родителями, потому что родители сами забыли, как вместе с ребёнком жить духовной жизнью.

Духовная жизнь – это не просто прийти в храм в праздник свечку поставить. Духовная жизнь это ежедневная духовная работа, когда без молитвы, без постов человек не мыслит себя. Для него это действительно жизнь, не просто слова. И когда ребенок это видит с трёх лет, он тоже начинает жить такой жизнью, в меру своих сил, конечно. Мы понимаем, что для каждого ребенка должна быть своя мера, может, одна-две молитвы вместо длинного правила, и, приходя на литургию, не каждый раз подходить к исповеди. Известный московский священник Максим Козлов, который был настоятелем храма при МГУ, прямо говорит, что маленькому ребенку исповедоваться чаще, чем раз в полгода, не нужно.

А у нас часто бывает так, что ребенка ведут на исповедь каждый раз, когда нужно подходить к чаше, и такая исповедь превращается в игру, в профанацию: пришел, постоял около батюшки, опять дежурные слова сказал – «не слушался, ленился уроки делать, маме помогать» - разве это исповедь? У ребенка возникает поверхностное, несерьёзное отношение к исповеди. Подошёл, что-то там сказал, батюшка в ответ что-то сказал, а, скорее всего, и не сказал, благословил и ребёнок побежал к чаше. Всё. Как будто бы повинность какую-то вынес.

Мы несём за них ответственность. Они потом своих детей так будут воспитывать, как мы с вами сейчас их воспитываем. И мы со временем можем церковную традицию совсем утерять, забыть, как человеку должно быть в Церкви, что такое духовная жизнь, что такое храм, что такое причастие и исповедь. А это всё такие важные, основополагающие моменты в духовной жизни человека! И многие сейчас этого не понимают и неправильно воспитывают детей. Пришел, вроде, в церковь и ладно. Подсвечник вообще из храма не выходит, но он стоит как железяка и ничего с ним не происходит, лучше он не становится.

Важно, зачем ты пришел в церковь, что ты вынес с собой из церкви, что ты домой принёс в своей душе, в своем сердце, что ты получил там – вот что важно!

В день Введения во храм Матери Божией будем думать о том, какие мы с вами родители. И пусть для наших детей каждый вход в храм, будет праздником. Подумаем с вами, как это сделать. Даже подарить ребенку какой-то, может быть, маленький подарок, но пусть это будет для них событием, которого они будут ждать!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla