Наверх На главную

Господь говорит в сегодняшнем Евангелии: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:22-23)

Если эти слова воспринимать буквально, как многие и думают, читая Евангелие, можно сделать вывод, что ничего не нужно вообще делать: Господь и оденет тебя, и обует, и накормит тебя, и всё в твоей жизни будет хорошо – только на Бога надейся. Но вот первые слова, которые сказал Господь об оке и о теле человеческом, очень важны – они открывают смысл всего дальнейшего повествования.

Что такое око? «Светильник для тела есть око». Господь не говорит очи или глаза, Он говорит «око» в единственном числе. Это душа человеческая. Око нашего тела – это наше сердце. Сердце есть средоточие нашей души, совесть, которая живет в нашей душе, голос Божий.

Что значит «чистое око»? А это значит, без всяких двусмысленностей, без самооправданий, когда для него всё просто и ясно, и человек не лукавит ни сам перед собой, ни перед другими. Когда человек противостоит грешным движениям души – злобе, желанию отомстить и т.д., боясь загрязнить своё око. Когда человек даже и согрешил когда-то, упал, но не согласен с этим, идет на исповедь, кается и дальше противостоит злу в себе. Вот это и есть чистое, простое око, которое видит зло злом, а добро добром. Око, не замутненное ни обманом, ни ложью, ни самоуспокоением, дескать, «все так живут». Когда око будет чисто, тогда и тело будет чисто.

Посмотрите на святых. Они светятся благодатью Божией, свет идет изнутри их сердец. У человека, который живет праведной жизнью, или хотя бы всеми силами стремится жить такой жизнью, и тело светлое. Как мы слышали слова Священного писания: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех». (Мф.5:16)

И обратно: «если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма». (Мф.6:23) Что значит «худое око»? Это око, принявшее в себя влияние зла, соглашающееся с ним, устремляющееся ко злу. Человек не сопротивляется, он оправдывает себя, успокаивает себя ложными оправданиями, преступая заповеди Божии. А внешне он может быть совершенно благочестивым: ходить в храм, подавать милостыню, жертвовать на Церковь, на какие-то добрые дела, но внутри этого человека живут неправда и ложь.

Лукавое сердце превращает тело человека во тьму. Поэтому Господь и говорит: посмотри, «свет», который в тебе, не есть ли тьма? Для всех нас это актуальный вопрос, ведь мы часто, даже делая хорошее дело, тут же думаем о себе: «какой я молодец, как я правильно, хорошо поступаю». Тщеславие, гордость, лицемерие перечеркивают наши добрые дела. А Господь говорит, как надо относится к своим добрым делам: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лк. 17:10) Это состояние смирения, постановка себя на то место, с которого ты не упадешь и твёрдо стоишь на ногах.

Когда Господь говорит о птицах небесных и травах полевых, которым Он дает всё необходимое, Он не говорит о том, что мы не должны работать, обеспечивать себя и своих родных: ведь и птицы трудятся, ища себе пропитания, которое даётся им Господом за труды! И трава добывает питание из земли для своего роста. Так и мы должны трудится, но не делать земное главным в своей жизни.

Как часто бывает: у человека уже все есть, а ему надо ещё – более модное, более дорогое. Но тогда хотя бы пойди и раздай имеющееся, тогда тебе будет хоть какое-то оправдание твоим стремлениям приобретать что-то новое. Так и с пищей: человек покупает не столько, сколько ему нужно, а гораздо больше, чтобы потом выбросить испортившиеся продукты на помойку…

Но Господь повелевает искать, прежде всего, Царствия Божия и правды его, а всё остальное тогда приложится. Как когда-то сказал св.Иоанн Златоуст: «Делай дело Божие, а Господь сделает твоё». А что значит Божие дело? Исполнять Его святые заповеди, правду творить на земле и не соглашаться делать зло. Искушение пришло – борись с ним: в этой борьбе ты и утвердишься как христианин. Ты определяешь свое будущее, готовишься к наследию Царства небесного… которые откроются ли ещё перед нами? Не с тьмой ли придем к тем вратам, будучи уверены, что в нас свет? Поэтому сегодняшние слова Господни – строжайшее нам предупреждение.

В древности каждого новокрещенного одевали в белые одежды – это был символ праведности и чистоты. На иконах при изображении Царства Небесного мы видим праведников в белых одеждах. Праздничные белые одежды непорочности и святости – вот к чему надо стремиться. Очиститься и незапачканными донести белые одежды до Царства Небесного, чтобы, когда открылись врата Царства, мы смогли войти в него, и Господь не изгнал бы нас, как того человека, явившегося на пир в непраздничной грязной одежде.

Дай Бог нам очистить одежды души нашей и око наше сердечное соделать простым, тогда и тело наше будет светлым, и Царство Небесное для нас уготованным. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla