Наверх На главную

прп.Мария Египетская

Отпустится много тому, кто много возлюбил. Эту мысль слышали мы с вами сегодня, братья и сестры, в Евангелии: слова Христа, когда некая жена, помазавши Его ноги, миром, омывала их своими слезами, отирала власами главы своей. «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» - говорит Христос (Лк.7,47).

Эта мысль о любви как основе духовной жизни, как основе начала спасения человеческой души, красной нитью идет через всё священное писание и является основной мыслью учения Господа нашего. Возлюбившему много, простится многое. Любовь к нам, грешным и недостойным, возвела Господа на крест, подарила счастье воскресения и наследия Царства небесного.

Эта божественная любовь изливается в благодатных дарах Церкви Христовой и наполняет сердце каждого, готового вместить эту любовь в себя. Вмещая в себя благодать Божию, мы становимся счастливыми, потому что благодать Божия даёт чувство свободы, чувство легкости, чувство спокойствия на сердце и уверенности. С помощью благодати Божией мы преодолеваем сопротивление врагов нашего спасения. Только сердце «сожженное», без совести, не чувствует этой благодати.

Эта неделя посвящена памяти Марии Египетской. Сколько бы раз мы ни слышали её житие, не устаешь поражаться силе благодати Божией, так изменившей жизнь этой женщины: поистине, нет никаких преград для благодати Божией, для силы Духа Святаго.

Человеческие усилия очень важны: они как импульс, они есть проявление воли человека. Но без помощи Божией этот импульс может иссякнуть, и человек, только поднявшись, только начав движение в сторону спасения, увидев, сколько врагов на него восстало, часто опускает руки и приходит в страх и трепет. Но когда человек чувствует эту непобедимую, непостижимую силу благодати, всё становится возможным для него, и он уже без страха смотрит вперед.

Жизнь Марии Египетской яркий тому пример. Блудница, грешница, она совершала такие грехи, которые даже не могла потом старцу Зосиме сразу поведать, и каждый раз, называя очередной грех, просила у него прощения после каждой фразы. Она грехами этими жила: блуд, винопитие и другие грехи были её жизнью: она так и говорила – это была моя жизнь. И что происходит с ней?

Вместе с паломниками она прибывает в Иерусалим, и даже на корабле предается блуду, а затем ходит по Иерусалиму с целью предаваться этому пороку. И вот она заходит в храм вместе с огромной толпой паломников. Ею двигает только праздное любопытство и желание ещё кого-то совратить.

храм Гроба Господня

И вдруг здесь что-то происходит с ней: какая-то невидимая сила отбрасывает Марию от порога и не дает ей войти. Она приписывает это сначала действию людской толпы: мол, народ оттеснил её. И она предпринимает новые попытки войти в храм, пытаясь влиться в эту толпу. Но каждый раз невидимая сила отбрасывает её.

В сердце Марии наступает переломный момент: она понимает, что это неспроста. В храме стоит крест Христов (это был день праздника Поклонения кресту Господня) и ей воспрепятствовано Самим Богом войти в храм. Она подымает глаза и в притворе видит икону Божией Матери. И вот здесь страшная, открывающая всё её существо мысль пронзает сердце Марии: насколько она пала, сколько на ней смертных грехов.

Одновременно ужас и слезы покаяния вскипают в сердце Марии. Она просит Матерь Божию о помощи и обещает с этого момента быть уже другим человеком, и никогда не возвращаться к своей прежней постыдной жизни. Любовь Христа и Матери Божьей открывают ей путь спасения. Мария чувствует, что нет больше препятствий, и она входит в храм, и, выйдя из храма, как есть, без денег, без еды, сменной одежды, уходит за Иордан в пустыню, повинуясь голосу Матери Божьей, прозвучавшим в сердце словам: «За Иорданом найдешь себе спасение».

За Иорданом – это значит на другом берегу, где начинается уже пустыня. И эта молодая женщина, перейдя на другой берег Иордана, ушла на всю свою оставшуюся жизнь в пустыню и провела там сорок семь лет, только под конец своей жизни встретившись с человеком – старцем Зосимой. По обычаю монастыря, в котором он жил, двадцать первых дней Великого поста он уходил в одну сторону от монастыря, а двадцать следующих дней возвращался к монастырю по пустыне.

Вся её жизнь в пустыне – это немыслимый для нас подвиг. Она пребывала в абсолютной изоляции, абсолютном уединении. В прошлое воскресение мы говорили о «Лествице» преподобного Иоанна, и первой ступенью в ней названо отречение от мира. У каждого из нас должна быть своя «пустыня» в сердце - живя в миру, не быть порабощенным миру, сопротивляться действию греха в мире. У Марии Египетской пустыня была настоящей - и в прямом, и в переносном смысле.

Но это не значит, что она ушла и нашла себе там упокоение сразу же. Мы знаем, 17 лет она находилась в состоянии страшной битвы с демонами её страстей, которые терзали её страстными желаниями, которые внушали мысли бежать оттуда, говоря, что там, в миру её снова ждёт прекрасная сытая, сладкая жизнь, полная удовольствий и наслаждений, которые она оставила.

житие Марии Египетской

По дороге в пустыню какой-то человек подарил ей три хлеба, и более она не имела нормальной человеческой пищи. Одежда её вся истлела, кожа её от дневного зноя и ночного холода загрубела. И каждый день борьба с грехом – семнадцать лет!.. Она сама говорила, до того доходила эта борьба, что он падала на землю без сознания, успевая только крестообразно распростереть руки. Она постоянно молила Господа и Божию Матерь о помощи, чтобы вытерпеть все эти искушения.

Кто держал её в этой пустыне? Никто её цепями не приковывал, она могла бы спокойно уйти. Но она знала, зачем ей это нужно и что её ждёт в миру, если она вернётся. А ждет её смерть духовная при наслаждениях физических и видимой жизни тела. И она понимала, как это страшно, и не хотела возвращаться в прежнюю жизнь, дав обещание Царице Небесной.

Как это тоже важно нам понять, что единожды решившись на исправление своей жизни, надо быть готовым претерпеть борьбу: не так просто дьявол отпускает свою жертву. Если человек многие годы был подвержен какому-то смертному греху, каким-то постыдным грехам или повседневным грехам, которые год за годом незаметно отравляют нашу душу, надо быть готовым побороться с ними. А нам не хватает решимости, мужества не хватает, веры не хватает, твердости духа не хватает.

Мы, каждый раз исповедуясь в этих грехах, выйдя из храма, даём себе сразу поблажки. Уже на исповеди стоя, думаем: ну, если ещё когда этим согрешу, ещё раз покаюсь. Но мы, по примеру Марии Египетской, никаких поблажек не должны себе давать. Обещав Богу, мы должны выполнять! Преподобная Мария, однажды решившись, ушла в пустыню с верой, что её ведет Господь, и Он всё устроит, Матерь Божия не оставит. И после семнадцати лет страшной борьбы, как она говорила, некий свет осиял её с небес и такое спокойствие и тепло наступили в её сердце, что она поняла – её борьба со своими страстями позади. С тех пор уже дьявол не смел к ней приступать. За семнадцать лет греха, семнадцать лет борьбы. И последующие тридцать лет она жила уже как ангел в пустыне.

причастие Марии Египетской

Вот что ещё важно нам понять и уяснить из этого урока. Единожды причастившись, сорок семь лет Мария прожила без причастия святых Христовых Таин. И у кого-то может возникнуть соблазн: значит можно, не причащаясь, достигнуть святости? Мы помним примеры других святых подвижников, которые, уходя в пустыню многие годы, не имели возможности приступить к святой Чаше, потому что для многих из них возврат в мир был смерти подобен. Но при малейшей возможности, как только она появлялась, первое, что они делали – прибегали к таинствам Церкви.

Так и преподобная Мария: как только она увидела священника, иеромонаха, первое, что она попросила – причастить её. Чтобы причаститься святых Христовых Таин, Мария по воде, как посуху, переходит Иордан! Достигнув такой святости, имея дары прозорливости, чудотворения, цитируя наизусть Священное Писание, зная его по Божию наитию – не читав его в книге и не слышав от других, она стремится к Святым Таинам Христовым! И, как мы знаем, она в этот же день отходит ко Господу. Не отошла ко Господу до тех пор, пока не приняла Тела и Крови Христовых!

Как это и для нас должно быть важно и значительно – принятие святых Христовых Таин. Без причастия, без благодати Божией, заключенных в Теле и Крови Христовых, духовная жизнь и спасение наше невозможны. Без этой благодати невозможны были бы подвиг и духовное преуспевание преподобной Марии. Мы видим, что начало её духовной жизни – причастие (причастившись, она уходит в пустыню) и конец её земной жизни и земного подвига – причастие. При первой возможности она подходит к святой Чаше, и вся её жизнь, которую он рассказала старцу Зосиме, это исповедь перед причастием. Исповедь и причастие для нас с вами главные два таинства, которыми душа наша живет. Исповедь – очищение своего сердца, и причастие – принятие Тела и Крови Господа в свое тело, в свою душу.

погребение Марии Египетской

Память преподобной Марии Египетской всегда на предпоследней неделе Великого поста. Это время ещё раз взглянуть на себя беспристрастно, вспомнив преподобную Марию: как когда-то она взглянула на себя беспристрастно в притворе храма, посмотреть и нам на себя искренне и решится на перемену своей жизни, уповая на помощь Божию. И последний отрезок пути Великого поста пройти с душеспасительными мыслями.

Нам нужно постараться использовать последние дни Великого поста во благо своей душе. И когда наши силы на исходе, взирая на подвиг преподобной Марии, молится к ней, взывать к ней о помощи, брать с нее пример в её решительности, уповании на помощь Господа и Матери Божией, чтобы и наши с вами силы Господь укрепил благодатью Своею.

Преподобная Марие Египетская, моли Бога о нас! Аминь

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla