Наверх На главную

прп.Иоанн Лествичник

Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вся предстоящая седмица посвящена воспоминаю этого удивительного угодника Божия и мыслям о спасении человеческой души, которые преподобный Иоанн изложил в своей книги и назвал её «Лествица, возводящая на небо». И по названию этой книги он теперь сам именуется Лествичником, т.е строителем той самой лестницы спасения, по которой можно от ступени к ступени, поднимаясь все выше, от земли подняться к небесам.

Не за то будем осуждены мы с вами на Страшном суде, - восклицает преподобный Иоанн в своей книге, - что не совершали чудес, не богословствовали, а будем осуждены за то, что не плакали о грехах своих.

Первая ступень, к которой подводит нас преподобный Иоанн в этой книге, первая ступень совершенства добродетелей на первый взгляд кажется нам с вами, живущим в миру, неисполнимой, поскольку ступень эта именуется отречением от мира. Конечно, эту книгу он писал преимущественно для монашествующих, которые отреклись от мира, приняв ангельский образ и живущих как бы уже вне этого мира. Но если мы с вами вдумаемся в смысл этих слов и представим себе, от какого мира мы бы могли с вами отречься, живя в миру, то станет очевидным, что эта ступень и для нас тоже.

Отречение от мира, по мысли преподобного Иоанна, – это, прежде всего, весь свой строй мыслей направить к небесам. Конечно, живущим в пустыне монахам это в прямом смысле слова необходимо сделать. А нам с вами, живущим в миру, необходимо отречься от того зла, в котором этот мир лежит и от которого гибнет. Мир, в котором мы живем сейчас, он временный, и мы в нем временные: впереди нас ожидает вечность. Мы не должны забывать о том, что будет потом, за гробом. В этом смысле бегство из этого мира для нас вполне допустимо и приемлемо.

Не бежать от проблем этого мира, не отворачиваться от него, но не принадлежать этому миру, не принадлежать порокам и страстям, которые пронизывают этот мир. Не жить по законам этого мира, когда все кругом говорят: «все так делают и ты такой же, чем ты отличаешься?». Задавали такой вопрос христианам и язычники: да, соглашались христиане, мы такие же грешники, но мы не согласны с нынешним своим положением. Мы каемся и плачем о своих грехах и стараемся бороться с ними, измениться, а вас всё устраивает. и вы в этих пороках погрязаете, а если бы и желали измениться, то не в состоянии это сделать.

 покаяние

Рабство миру – вот что страшно, рабство греху. И от этого рабства призывает нас бежать преподобный Иоанн. Плач о своих грехах – это необходимое условие и одна из первых ступеней совершенства. Это очень важная мысль: покаянные слезы, сокрушение сердечное. Именно при таком состоянии души и сердца человек способен бежать от мира, живя в миру, не принадлежать ему.

Когда человек плачет? Когда какое-то чувство особенно остро касается его. Это может быть и радость, это может быть и горе, это может быть и восторг или ужас – такое сильное чувство, которое подобно копью пронзает сердце человека и из сердца исторгаются слезы. Когда мы говорим о покаянии, о покаянных слезах и чувствуем, что в нашем сердце такие чувства бывают крайне редко, то стоит задуматься: почему этих слез нет. Потому что наше сердце черствое, потому что мы не чувствуем боли от наносимых себе нашими грехами ран.

Нам кажется, что всё нормально. И только какое-нибудь особо сильное потрясение, или особо тяжкий грех, или прозрение, когда Господь благодатью Своей касается сердца и исторгаются слезы. И часто они переходят в горечь - от уныния, от отчаяния, от безысходности. Но у христианина не должно быть таких слез. Не должно быть слез саможаления. Но когда он видит, что его душа погибает, и он мало на что способен сам без Господа, вот эти слёзы спасительны. Только когда во имя Божие мы что-то делаем, с призыванием Его святого имени, тогда это становится спасительным для нас.

Вот и сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение о том, как Христос исцелил больного бесноватого мальчика. И посмотрите, как это исцеление происходило. Господь только что вернулся с вершины горы Фавор. Преобразившись там перед Своими ближайшими учениками Петром и двумя братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом. Он спускался, и у подножия горы Его уже ждала толпа людей. И посреди этой толпы его ждал человек со своим сыном. Среди народа шум и волнение: апостолы не сумели помочь этому отроку, не сумели изгнать из него беса. Апостолы в недоумении: уже после они наедине они спрашивали у Христа – почему они не смогли изгнать беса? Тогда же Христос, услышав, что ученики не смогли изгнать беса, восклицает: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». (Мк.9:19)

исцеление бесноватого мальчика

Исцеление Христос начинает не с мальчика, а начинает с отца, поскольку отец этот тоже болен неверием. Ведь он говорит Христу: вот я привел сына своего к Твоим ученикам, а они ничего не сумели сделать, но если ты что-то можешь, помоги. И Господь говорит ему здесь очень важную мысль: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23)

Как возникает в человеке такая сила веры? Ведь Господь в другом месте говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20) Самое малое семя! И если в человеке было хотя бы столько же веры, гора послушалась бы! Значит мы даже такой веры в себе не имеем!..Как её в себе воспитать? Господь говорит этому отцу, приободряя его, что всё возможно!

Другой случай, тоже говорящий о силе веры, когда другой отец, начальник синагоги, у которого была тяжело больна дочь, стоял у Христа, моля об исцелении, но уже на пути к ней прибежали слуги и сказали, что она умерла. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5:36). И отец это шел дальше за Христом, может быть, так же и веря, и не веря.

Так и тут: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». (Мк.9:24-27)

Отец мальчика хотел веровать, хотя разум говорил, что это «невозможно», но душа подсказала дальнейшие правильные слова: «верую, Господи! помоги моему неверию» - слова смирения. Верую, но моя вера не такая сильная, какою она должна быть, помоги, Господи, моему неверию!

Смирение – вот чего не хватило ученикам, когда они не смогли изгнать беса. Они ведь, наверное, надеялись тогда только на свои силы. Господь, видя слезы этого отца, его слезы о своем греховном состоянии и несовершенстве, исцеляет мальчика, который падает как бы бездыханным, так, что все даже говорят, что он умер. Но Христос берет его за руку и подымает мальчика, который встает на ноги, или восстает – это прообраз грядущего воскресения.

Иоанн Лествичник о смирении

Так Господь врачует и исцеляет: сначала душу и сердце, укрепляет в человеке веру через смирение. И когда покаянное чувство пробивает сердце человека как копье, молитва такого сердца всегда будет Господом услышана. А когда мы молимся и не слышим ответ, не получаем просимого, вспомним этого человека – как он просил. Он просил у Господа, прежде всего, укрепить собственную веру, так, чтобы ему было возможно поверить в реальность помощи от Бога. А ведь часто человек просит о чем-то у Господа, а сам не верит в то, что это возможно, что Господь поможет.

Мы не верим, как дети. А Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3) Христос говорит о чистоте сердца, об искренности, о прямодушии. Дети так слушают нас с вами: они не испытывают наши слова – правда это или не правда, они абсолютно доверяют! Когда ребенка впервые кто-то обманул, у него недоумение, состояние шока, он не понимает, что произошло, потому что для него неправда – это неестественно. Так и мы с вами должны научиться слышать слова Христа и принимать их в свое сердце. А если не хватает веры, уподобимся отцу этого мальчика и будем вопиять из глубины души: «верую, Господи! помоги моему неверию».

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla