Наверх На главную

 свт.Григорий Палама

Неделя, которая именуется в Церкви Неделей Григория Паламы в сегодняшний воскресный день, братья и сестры, вторая неделя Великого поста. И если первая неделя именуется Неделей Торжества Православия, то эта вторая неделя может по праву именоваться неделей Торжества богословия. Поскольку память этого великого подвижника, молитвинника-исихаста, угодника Божия тем и знаменательна, что он, будучи одним из величайших богословов Православной Церкви, защитил и отстоял для нас с вами ту истину, что с пришествием на землю Сына Божия возможно спасение человека, возможно соединение человеческой природы с божественной благодатью и воссоединение падшего человека-грешника через покаяние, через добродетели, наипаче же через приобщение святых Христовых Таин благодати Божией.

Что такое благодать Божия? Мы часто употребляем эти слова, но редко задумываемся, что же это? Тем не менее, мы знаем о многих чудесах, совершавшихся и совершающихся в наши дни, о различных вмешательствах промысла Божьего в жизнь человека, изменяющих жизнь человека в лучшую сторону, разрешающих многие его проблемы и многие-многие другие проявления благодати. Память Григория Паламы, архиепископа города Фессалоники, говорит нам о том, что благодать это и есть проявление Бога в нашем видимом мире, как бы отблеск Божества, божественной силы.

Эта та энергия божественная, которой Бог чудотворит и руководит миром. Эта тот свет славы Божией, которым были одеты когда-то в раю Адам и Ева и не замечали своей наготы, «одеваясь светом, яко ризою», как пишет пророк Давид (Пс.103:2).

Это свет, который покрывал Моисея, когда он спустился с Синайской горы, принеся заповеди Божии народу израильскому, и настолько он был пронизан светом этой славы, что люди не могли на него смотреть, особенно когда он молился, и он был вынужден покрывать голову особым платом так, чтобы не устрашать смотрящих на него людей.

Это тот свет, который шел перед еврейским народом во время его сорокалетнего путешествия в виде огненного столпа, руководя этим народом в землю обетования, в землю спасения.

Это тот свет силы Божией, которым были озарены и изумлены апостолы Петр и Иоанн с Иаковом на горе Фавор, когда Христос только приоткрыл завесу плоти своей человеческой и оттуда хлынул этот свет Божией славы и они, упав на землю, закрывали лица свои в ужасе от этого сияния, не в силах его выносить.

И наконец, это тот свет, который ослепил на некоторое время бывшего гонителя христиан, впоследствии великого апостола Христова Павла, когда он ещё был Савлом и шел в город Дамаск для того, чтобы гнать там христиан, и вдруг посреди пустыни, под лучами сияющего солнца вспыхнуло другое солнце, перед которым померк свет видимого солнца.

Сегодня мы прославляем благодать Божию, которой Бог содержит весь этот мир, которая чудотворит в жизни верующих людей, благодаря которой храмы Божии стоят, которая руководит нас с вами и меняет нас с вами. Самое главное, самое действенное или явное присутствие благодати Божией на земле, конечно, христианин видит в совершении божественной евхаристии.

Благодать на Святые Дары

В первые века, надо сказать, когда благодать Божия особенно сильно действовала и ощущалась верующими в церквях, священники, которые совершали литургию, не выходили с чашей к людям до тех пор, пока своими собственными глазами не видели, как Дух Святой нисходит на Святые Дары, как благодать Божия чудотворит. Это было возможно видеть обычными человеческими глазами. Какой святой жизни должен быть человек, какой чистоты нравственной и духовной, чтобы сподобиться это лицезреть, чтобы это чувствовать!

Конечно, подвижники и более поздних веков удостаивались такой чести и славы – лицезреть благодать своими глазами. Но и мы с вами в наше время способны это почувствовать: когда мы достойно причащаемся Тела и Крови Христовых, когда мы искренне, сокрушенно каемся в своих грехах, не соглашаясь со своей прежней жизнью, искренне желая изменить её, стать другими людьми. Когда мы просим Бога помочь нам в этом и принимаем Тело и Кровь Христовы, мы чувствуем и телом своим, не только духом, как мы меняемся, как восстанавливаются разрушенные грехом силы души нашей: наша воля, которая всегда больше склонна ко греху, нежели к добру, наши чувства, которые становятся способными чувствовать чувства других людей, а не только свои собственные, и заботиться о ближних наших.

И самое главное, человек, принимая благодать Божию, исправляя силы и свойства своей души, меняет свою собственную жизнь. Потому что если человек изменился внутри, неизбежно меняется вся его жизнь, ведь жизнь наша складывается из того, что мы говорим, что мы делаем, о чем мы думаем: вся наша жизнь - это последствия поступков, мыслей и слов. Изменяет его божественная энергия или сила, которая и называется божественной благодатью.

Вот и сегодняшнее Евангелие об исцелении больного расслабленного человека в городе Капернауме тоже говорит нам об этом. Когда четверо друзей больного из-за множества народа не смогли пройти во двор дома, где находился Христос, они предпринимают невероятные действия: забираются на крышу этого дома, разбирают её и на носилках опускают на веревках больного друга прямо к ногам Христа. И Господь, видя их веру, их рвение, их любовь, исцеляет этого больного. Сам больной ни рукой, ни ногой, ни языком не мог пошевелить. Но Господь, видя веру его друзей, помогает, и говорит этому больному: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой». (Мк.2:11)

Посмотрите, с чего начинает Господь: он не исцеляет сначала тело человека, он сначала исцеляет его душу. Как это важно нам всегда помнить, что болезни нашего тела – это, чаще всего, следствие болезни нашей души. Видя помышления фарисеев, который всегда ходили по пятам Спасителя, Христос говорит им, ловя на лукавстве их мыслей: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». (Мк.2:9-12)

Это говорит нам о том, что прежде больной покаялся в своем сердце, благодаря чему стало возможным исцеление тела: он только не имел возможности сделать это физически явно. Пример друзей показывает нам, как наша помощь, наша молитва за близких важны! Что бы ни случилось в нашей жизни – болезнь ли какая или иная скорбь, - о чем бы христианин в первую очередь должен думать? Надо спешить на исповедь! Значит, где-то уклонился, ушел от пути Божия на пути греховные, благодать Божия отступила, как когда-то от Адама с Евой. И нет у него сил, нет благодати, защищающей от злых сил. А силы эти могуществены, и если бы не благодать Божия защищающая, покрывающая нас, как броня, что бы с нами было?..

Страшный Суд

Многие люди живут без Бога, и вроде бы, пока благоденствуют, но самое главное, что с ними потом будет, за гранью этой земной жизни? Там, где уже нет возможности покаяться, исправить себя, где времени нет как категории – всё становится сразу вечным, где ты уже определяешься в вечность таким, каким предстал перед лицем Божиим. Или с Богом остаешься среди праведников, что очень маловероятно, если не готовился и жил без Бога и покаяния, или с дьяволом и последователями его, там, где зло и мучения будут царить вечно…Об этом даже и подумать-то страшно.

Благодатию Господь чудотворил, когда совершал Свое спасительное служение. И сейчас эта благодать действует в нашей с вами жизни. Будем помнить об этом, будем стараться принимать благодать как можно чаще, напитывая душу свою, израненную грехами, заживляя раны, которые нанесли сами себе. И душа наша со временем превратится в сосуд благодати. Как говорит апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1Кор. 3,16)

Должен жить в нас Дух Божий. Но пока мы грешим и не каемся, негде ему там жить. А когда мы будем жить в благодати Божией, очистив себя, устроим свой храм внутренний должным образом, Дух Святой сойдет в наш храм, наполнив его благодатью.

Будем помнить о том подвиге, который совершил для нас святитель Григорий Палама. Двадцать три года отстаивал для он Истину и не только на поместных соборах, в споре с известным тогда еретиком Варлаамом, в конце концов низложенным, бежавшим в Рим и ставшим там католическим священником. Святитель Григорий был практиком: много лет на Афоне он был монахом-исихастом.

Молитвенник-исихаст практикой свой молитвы приходит в совершенную тишину, свободу от всех страстных движений души, и в этой тишине, в глубочайшем смирении он слышит неизреченные глаголы Божии с сердце своем. Господь начинает говорить с этим человеком, потому что он сумел свое собственное «я» поставить на место, сделать так, чтобы оно замолчало. И только в этой тишине человек различает голос Божий, познает волю Его. Монахи-исихасты – это люди, которые видели свет божественной благодати своими собственными очами, как когда-то апостолы на горе Фавор. Просветленным духом своим, чистой душей сподоблялись они этого чуда.

Келия Григория Паламы

Григорий Палама в конце своей жизни, прославившись особенно даром чудотворений, исцелений и пророчеств, когда совершал божественную литургию или выходил на проповедь, его лицо сияло, как у пророка Моисея. А когда совершал литургию в алтаре, все стоявшие рядом плакали от умиления, глядя на то, как он служит и как молится. К нему неоднократно являлась Пречистая Владычица Богородица, которая обещала защищать его монахов-исихастов на Афоне. И у него как друзья бывали в видениях, посещавших его в молитвенных стояниях и Иоанн Богослов, и Иоанн Златоуст, и Димитрий Солунский и многие другие святые угодники Божии. А когда он почил о Господе, его келия, где лежало уже бездыханное его тело, озарилась неизреченным светом, и этот свет на протяжении целого дня не угасал!

Господь прославил своего угодника этим чудом. Сияние это подтверждало правоту всей его жизни, всех его утверждений, и для нас всех теперь это величайшее утешение – благодать Божия существует и действует в мире для спасения всех нас. С помощью благодати Божией человек восстанавливает свое падшее естество, становится действительно подобием Божиим. Благодать Божия это то, с помощью чего мы можем соединиться с Богом и стать единым целым с Ним. Будем помнить об этом и стремиться к этому, братья и сестры!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla