Наверх На главную

изгнание Адама и Евы

«Седе Адам прямо Рая и, свою наготу рыдая, плакаше: «... о Раю мой Раю!..»

Эта  Неделя, братья и сестры, посвящена воспоминанию, пожалуй, самых трагичных и трогательных событий истории человеческого рода - она посвящена воспоминанию преступления заповеди Божией нашими прародителями Адамом и Евой и изгнанием их из рая.

Рай - прекрасный цветущий сад, в котором жили первые сотворенные Богом люди, который был создан для них, где они были поставлены владыками всего видимого мира, должен был стать вечной обителью людей. Но люди преступили заповедь Божию из-за своей гордости, и были изгнаны из этого цветущего сада, лишившись

 красоты, которая окружала их, и теперь стоят они перед входом в этот рай, путь в который прегражден отныне херувимом с пламенным мечом в руках, чтобы не запустить в рай кого бы то ни было, чтобы пресечь возможность людям питаться от древа жизни.

Стоят они перед дверьми рая, обливаясь горькими слезами. И это действительно катастрофа вселенского масштаба! Венец творения – человек, который создан по образу и подобию Божию, который был создан исключительно для блаженства, для того, чтобы наслаждаться бытием в общении со своим Создателем Господом, оказался за пределами рая… Бог сотворил человека совершенным, но со свободной волей. Господь приводил к нему животных и смотрел как Адам даёт имена им такие, в которых передается самая суть этих существ. Адам знал их сущность, сущность всех живых существ. Он знал всё, что только можно знать из сотворенного. И, конечно, в сравнении с нами он намного превосходил в совершенстве нас. Церковь предлагает вспомнить нам преступление Адама с Евой, грехопадение наших прародителей, изгнание из рая именно накануне Великого поста. Завтра мы вступим на этот духовный творческий путь.

Почему именно сейчас на пороге Великого поста вспоминаем мы с вами это событие. Пост впервые был назначен в раю, когда сказал Господь: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Бытие, 2:16-17) Этот пост - первая достаточно легкая заповедь. Казалось бы: чего проще - послушаться Бога и исполнить эту заповедь?

Всё, что Адам имел от своего сотворения, бессмертие, владычество над всем миром, возможность общаться со своим Создателем и Творцом лицом к лицу, можно сказать, купаясь в благодати Божией, самое счастье бытия - всё это было получено даром, как бы незаслуженно, по милости Божией, по любви Бога к человеку. Но, исполняя заповедь, слушаясь Бога, человек подчиняет свою человеческую волю, которая является свободной, Богу. Это право выбора, эту свободу свою Адам должен был научиться правильно использовать, направляя свою волю согласно заповеди Божией, подчиняя свою волю воле Творца.

Изгнание Адама

Если бы так получилось, если бы Адам так поступил, история человеческого рода была бы совсем другой. Человек не вкусил бы этих страданий и смерти, несчастья, несправедливости и горя, которые сейчас переполняют наш мир. Потому что с тех самых пор как Адам преступлением своим добровольно подчинил себя диаволу, отдав себя в рабство, с тех самых пор миром правит «князь мира сего», по слову апостола Павла. Этим самым, конечно, многое объясняется из того, что мы видим сегодня в двадцать первом веке. Где может быть правда, если этим миром правит князь тьмы? Мы живём с вами на фронте, окруженные день и ночь неприятельскими легионами, которые штурмуют бастионы нашей души, пытаясь их уничтожить, склонить ко греху.

Священное Писание говорит нам о грехопадении Адама и Евы:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете,

но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Бытие, 3:1-6)

Ещё не вкусив плодов запретных от дерева, Ева уже согрешила тем, что вступила в переговоры с дьяволом и согласилась с его убеждениями, что Бог может обмануть!.. Разве может быть любовь в человеке, если в сердце нет доверия? Конечно, Ева видела это дерево и плоды его приятными на глаз и вожделенными, и она взяла плод и ела и дала мужу, и он тоже ел. Вот когда грех вошел в мир, вот когда трагедия совершилась, вот с каких пор теперь человек страдает - с момента, когда человек перестал верить Богу, заподозрил Его в обмане, измене…

Господь, видя это и всё предвосхищая, дает шанс человеку вернуться в общение с Ним. Он взывает к Адаму: где ты? Но Адам, как будто в безумии, прячется от вездесущего Бога! Он отвечает: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». (Бытие, 3:10). Да, «открылись глаза» людей, после того, как они согрешили - благодать отошла от них, благодать, в которой ходили они в сиянии Божием, сорваны были одежды Божественной благодати и они увидели себя обнажёнными, встретились и побежали делать себе одеяние из смоковных листьев, начали прятаться друг от друга и от Бога вездесущего!..

Адам и Ева Доре

Господь давал ещё возможность всё исправить, выйти покаяться и возвратить себе рай, но нет – сердца, уязвленные грехом, ожесточаются. Люди и Творец перестали быть единым целым, разорвано было единство, которая Богом задумано от начала. Теперь они стесняются друг друга, отчуждение возникает между людьми, между человеком и Богом.

«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». (Бытии, 3:13) Как часто мы сейчас с вами тоже слышим: лукавый попутал. А где же твоя воля? Где же сам ты был? Нет, ты сам это сделал, лукавый только посоветовал, предлагал тебе. Иногда даже лукавый не может предложить того, что может придумать падшая человеческая природа… Адам с Евой ожесточились и пытались оправдаться. Господь увидел, что бесполезно далее призывать их к покаянию, и теперь они оказались за пределами рая, изгнанные из него, чтобы проводить свое дальнейшее существование в тяжкой земной юдоли.

В этом событии человеческой истории заключается урок для нас. Великий пост – это так же испытание нашей любви, нашей веры, нашей воли: как мы можем ей распоряжаться, как мы управляем сами собой, подчиняем ли мы тело свое смертное бессмертной душе или раболепствуем ему? Время поста дает нам возможность расставить всё на свои места, поставить тело на свое место и сказать ему: слушайся души бессмертной, потому что ты, тело, умрешь, а душа бессмертна. Душа - главное в человеке, она должна руководить в его жизни на земле, руководить телом. А в нашей жизни часто тело нами руководит, плотские мысли у нас на первом месте и мы ничего не можем с собой поделать, как апостол Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим.7:19)

Но в воспоминаемом сегодня событии есть и ответ: изгнание Адама из рая это не только начало греха, это начало глубокого сердечного покаяния. Всю свою последующую жизнь -  Адам прожил 930 лет - он провел в искреннем, слезном, сердечном покаянии. Он поселился специально напротив рая, не уходил далеко, чтобы видеть его каждый день, чтобы не забывать, чего лишился, как по какому-то минутном порыву страсти к наслаждению лишился вечного блаженства. Адам оплакивал этот грех почти тысячелетней своей жизнью.

С призыва к покаянию начал свою проповедь Иоанн Креститель, с этих слов начал проповедь и земное свое служение Спаситель наш Иисус Христос, и с этого призыва к покаянию начинается Великий пост. Так будем идти по этому пути покаяния к светлой Пасхе. Пусть будут для нас учителями первые искренне покаявшиеся грешники. Благодаря своему покаянию они встретили тот счастливый миг, когда, будучи погребенным телом Своим, Христос сошел во ад и освободил всех праведников, и первыми протянул Свои руки Адаму и Еве. На иконе Воскресения Спасителя изображена как раз эта сцена: Христос, стоя на разбитых вратах ада, протягивает руки Адаму и Еве, которые ждали этого момента очень долго, и ожидание их оказалось не напрасным.

Воскресение Христово

Будем, братья и сестры, помнить о своих грехах, каяться в них искренние, со слезами! Адам единственный раз в своей жизни согрешил, а потом всю жизнь провел в покаянии и посте. Мы же грешим ежедневно. Адам сокрушался о грехе1000 лет. Многие же современные христиане носят грехи свои годами и даже десятилетиями, не имея смелости даже на листочек бумаги их записать, себе признаться, стараются забыть о них… Адам всю свою жизнь провел в строгом посте: если сравнивать его жизнь в раю до грехопадения, вся его земная жизнь была строжайшим постом все 930 лет. А многих сегодня даже 40 дней поста пугают!

Всё потому, что нет силы духа, нет понимания важности этого дела, на которое мы сейчас вступаем, нет поставленных перед собой конкретных задач на этот пост. Просто ограничивать себя в пище это ещё не весь пост. Должна быть обязательно какая-то цель. Ведь пост - это движение вперед к Богу, это работа над собой, борьба со своим грехом, непримиримая борьба, бескомпромиссная. Адам учит нас этому: как нужно относиться к посту, как нужно готовить себя к вхождению на это светлое поприще. У нас с вами, братья и сестры, такая же свободная воля, как у него, и мы с вами ответственны за свой выбор.

Для нас с вами созданы райские обители, и мы пока еще не достигли их. Чтобы обрести их и, самое главное, наследовать бессмертие, нам нужно много потрудиться. Смысл заповеди, когда-то данной людям Богом был не в том чтобы кушать или не кушать что-то, но в том, чтобы слушаться Бога. Есть заповеди Божьи и надо соблюдать их. Они даны всем без исключения. Для нас с вами самая главная задача - жить по-христиански. А это не просто говорить о своей вере.

Господь призывает нас войти в то время, когда мы учимся этому, когда в течение 40 дней человек будет особенно серьезно относиться к себе, к своим словам, поступкам, мыслям. Попробуем хотя бы эти дни жить по-христиански по-настоящему, по-христиански делать добро, двигаться в сторону нашего спасения. И если будем помнить об этом, мы сможем легче преодолеть свои страсти.

покаяние человека

Покаяние - это изменение в человеке, когда человек становится другим, лучшим. Если он приносит искреннее покаяние, он уже не будет грешником, каким он был до этого. Значит, за пост должен измениться каждый, потому что мы входим во время поста не для того только, чтобы ограничить себя пищей. Ведь с окончанием поста можно вернуться к прежней пище, как бы  прежней жизни. Но в духовном плане мы не должны возвращаться в прежнее свое состояние. Об этом нам надо думать, когда мы входим в пост. Пусть этот пост принесет нам радость освобождения, радость победы, радость встречи с Господом воскресшим, Который скажет нам: « Приидите, благословенные, наследуйте Царство , уготованное вам от сложения мира!»

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla